Шенцева Галина
Конспект урока русского языка в 3 классе «Имя существительное и его роль в речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка в 3 Б классе по теме:
Имя существительное и его роль в речи.
Тип урока: Закрепление пройденного материала. Урок-экскурсия.
Цели:
а) Учить детей различать части речи; выделять существительное из контекста;
б) Воспитывать любовь к природе через образное мышление с использованием текстов с описанием природы;
Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Имя существительное и его роль в речи“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
г) Развивать письменную речь, применяя части речи: существительные, прилагательные, глаголы:
д) Корректировать письменную и устную речь.
Задачи:
а) Создание условий для развития уважительного отношения к взрослым и к друг другу;
б) Умение находить существительные в тексте и разбирать их;
в) Формировать умение формулировать тему урока, цели урока; проводить самопроверку;
г) Формирование умения работать с текстом; извлекать из текста нужную информацию; работать в парах.
План урока русского языка:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Артикуляционное упражнение.
4. Фонетическая зарядка.
5. Минутка чистописания: (зарядка для пальчиков)
6. Словарный диктант.
7. Повторение о том, что такое существительное.
8. Игра «Найди живой предмет в лесу».
9. Что мы знаем о существительных?
10. Работа в группах со словами (1 группа находит существительные ж. р. ;2 группа находит существительные м. р. ;3 группа находит существительные с. р.).
11. Физминутка.
12. Работа с текстом по учебнику.
13. Составление по картинке и опорным словам текста (предложения по описанию природы).
14. Рефлексия.
15. Итог урока.
16. Домашнее задание.
1. Организационный момент:
Слайд (1)-Лес, сообщение, что такое (ЛЕС).
Ребята, сегодня мы проведём урок русского языка в необычной форме. Мы пойдём на экскурсию в лес. К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. Но прежде, чем мы отправимся в путь, давайте вспомним, что же такое-лес?
Сообщение детей о том, что такое «лес»; дети читают подготовленную заранее информацию.
2. Сообщение темы и целей урока: Дети разгадывают филфорд и формулируют тему и цели урока:
Слайд (2)-филворд.
АЛКЗИВОЛКТСОЗХЖДОВ
ЖАНТМВУЛИСАКУВАПС
ИТАКЕН ДЕРЕВОСКАЬРЫ
Найдите слова и прочитайте их: ВОЛК, ЛИСА, ДЕРЕВО
а) Что общего, что объединяет эти слова? (Слова, связанные с темой «Лес»; Отвечают на вопросы : кто? что?)
б) Сформулируйте тему и цели нашего урока: (Мы сегодня будем закреплять знания о существительных; будем определять род, число, падеж.)
в) На нашем пути мы встретим лесных жителей и все те предметы, которые и определяют лес.
г) Готовы? Тогда в путь!
3. Артикуляционне упражнение:
Дети,мы зашли с вами в лес. Ветры по небу гуляют,
Ветры щёки надувают.
Дуют ветры: ффффффф!
Деревья зашумели:шшшш!
4. Фонетическая зарядка:
Повторяем чистоговорку: Су-су-су- холодно зимой в лесу.
5. Минутка чистописания: Входим в лес и видим много деревьев. Сейчас зима и все деревья без листьев. Но что это? Один листик всё же висит, и вот первое задание:
Слайд (3)- дерево с одним листиком.
а) Зарядка для пальчиков (подготовим пальчики к письму);
Пальчики в лесу гуляли,
Землянику собирали.
Мы лукошко наберём,
А потом урок начнём.
б) Минутка чистописания : А дорога – далека, а корзина - нелегка,сядем на пенёк и начнём урок. Пропишем показ:слог –слияние ЛЕ, слово ЛЕС;
6. Словарный диктант:
Слайд (4)-зайчик.
Идём по тропинке в лес,вот зайчик под деревом спрятался,что- в лапках держит. В лапках держит конвертик. Он приготовил для нас словарный диктант. Пишем с «красной» строки, с большой буквы:
Ворона, воробей, сорока, берёза, помидор, заяц, медведь, осина, ёжик, орех.
а) Какое слово здесь лишнее и почему? (помидор,потому что помидоры в лесу не растут)
б) На какие вопросы отвечают все слова? (кто? что?)
в) Каким словом их можно объединить? (существительные)
7. Повторение о том, что такое существительное?
Слайд (5)-информация об имени существительном.
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными. Имена существительные, которые называю людей и животных, отвечают на вопрос кто? Остальные имена существительные отвечают на вопрос что?
Слайд (6)- предметы в лесу.
8. Игра: «Найди живой предмет в лесу»: Зимой в лесу спят медведи и ёжики, нет насекомых. Но кто это? Жучок, да такой большой и красивый! Он услышал наши шаги, голоса и выполз из своей норки. Жучок хочет с нами поиграть. На какой вопрос отвечает слово –ЖУЧОК -? (КТО).Поиграем в эту игру.
(волк,дерево,корова,ель,белка,ёжик,медведь,сосна,гриб,земляника,лиса,кабан,ворона,ландыш)
кто? волк,белка,ёжик, медведь, лиса,кабан, ворона, ёжик (запишем эти слова)
9. Что мы знаем о существительных?
Слайд (7) – информация и деление слов на группы по родам.
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Определить род нам помогают слова: он, мой; она, моя; оно мое.
Существительное может стоять в единственном или множественном числе. Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственное число.
10. Работа в группах со словами:
Слайд (8) – лисичка со словами :
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса. Она очень внимательно следит за нами,хочет увидеть, как мы работаем группами. Дети определяют род существительных, которые отвечают на вопрос (ЧТО?) и записывают каждая группа свои слова :
Дети работают группами (по рядам); записывают слова.
м. р. ж. р. ср. р.
дерево,гриб,ворона,лиса,мышка,муравей,дятел,белка,заяц,облако,перо,дело
11. Физминутка:
Слайд (9)-стихотворение-физминутка.
Мы заходим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Птички, мы рады вам!
Зверюшки, просыпайтесь!
Деревья, одевайтесь!
Мошки,вылезайте!
И весну встречайте!
12. Работа с текстом по учебнику: стр. 128,упр. 653. Записываем 4 предложения с комментированием. Находим подлежащее и сказуемое в предложениях. Определяем падеж существительных. Повторяем правило: Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.
13. Составление предложений по картинке и опорным словам:
Слайд (10)- изображение леса, слова:
Лесу в тихо зимой
Не шумят деревья листвой
Ёжики спят норках своих в
Медведи берлогах уснули в
Дуплах в белки грызут орешки
Кору зайцы грызут деревьев
Найдите в тексте сущ. в И. п. : деревья,ёжики, медведи,белки, зайцы
а) Определим род этих существительных.
б) Разберём по составу эти слова.
14. Рефлексия: Сегодня на уроке мне было очень интересно!
Слайд (11):
а) Я закрепил знания о подлежащем.
б) Я понял, что благодаря существительным,наша речь интересная.
в) Я всё понял и могу объяснить товарищу
15. Итог урока:
Слайд (12):
имя существительное
а) часть речи
б) предмет (кто? что)
в) изменяется по падежам и числам
г) бывают м. р. ; ж. р. ; ср. р.
д) в И. п. в предложении-подлежащее; в других падежных позициях-второстепенный член предложения
16. Домашнее задание:
Слайд (13) – Спасибо за работу!
Спасибо за внимание!
Письменно ответить на вопросы упражнение-466.