Получи документы

Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е»

Нэлли Журавель
Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Строчная и заглавная буквы Е, е

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся успешно выполнят тест-игру, позволяющий определить уровень усвоения изученного материала, будут знать местонахождение буквы е в словах, будут уметь писать заглавную букву Е, соединять е с другими буквами в разных частях слова, записывать слова и предложения с этой буквой.

Задачи личностного развития учащихся:

- на основе актуализации известного материала способствовать развитию фонематического слуха;

- создание условий для развития навыка самоконтроля и рефлексии;

Публикация «Урок русского языка в 1 классе „Обучение письму, Строчная и заглавная буквы Е, е“» размещена в разделах

-содействовать развитию коммуникативных умений, навыков взаимодействия.

Оборудование: Н. А. Сторожева «Пропись 2», алфавит, сигнальные карточки гласных и согласных, иллюстрации «Паровозик с вагончиками-схемами предложения, слова, слога, звуков, букв», иллюстрация «Гном Буквовед», предметные картинки, образцы письменных букв Е, е, музыкальный центр, фонограмма пени «Веселые ноты».

Ход урока

1. Организационный момент.

Задача: обеспечить психологическую готовность класса к уроку, организовать внимание всех учащихся, подготовить к работе.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Игра-приветствие

-Прозвенел звонок веселый,

Нас позвал он на урок.

-Вы готовы, глазки?

-Вы готовы, ушки?

-Вы готовы, ручки?

-Вы готовы, ножки?

-Вот какой хороший класс!

Учитель интересуется настроением детей и желает им хорошей работы.

Дети стоят возле своих рабочих мест. Отвечают на вопросы, выполняют действия за учителем.

Да. (Моргают глазками.)

Да. (Приставляют ладони к ушам.)

Да. (Хлопают в ладоши.)

Да. (Топают ногами.)

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться,

Ни скучать, не отвлекаться,

А стараться и стараться.

(Садятся на свои места.)

2. Актуализация знаний.

Задача: организовать повторение учащимися знаний.

- Сегодня на урок к нам пришел сказочный гость. Кто он? Вы узнаете,

отгадав загадку.

Застучало, зашумело,

Зашуршало под столом…

В красной шапке с бородою

Скатерть отодвинул (гном)

(На доску помещается картинка с изображением гнома.)

- У нас в гостях гном Буквовед. Он приглашает нас отправиться в путешествие. А вот на чем? Отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились,

И помчались, путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд.)

Учитель помещается на доску картинки с изображением поезда.

(Приложение 1)

- Интересно знать: паровоз, локомотив появился первым в Англии 208 лет назад. Во всем мире люди полюбили этот вид транспорта. Он самый безопасный. А кто из вас путешествовал на поезде?

- Посмотрите на наш поезд. Он не простой и вагоны у него удивительные. В пути вагоны перепутались. Надо восстановить последовательность.

- Из чего состоит речь?

-Какой вагон мы прикрепим первым?

- Из чего состоит предложение?

- Какой вагон мы прикрепим вторым?

- Какие вагончики будут следующими?

-Путешествие начнем с вагончика «буквы». (Учитель называет изученные буквы: у, а, п, р, о, л, ы, в, и, н, с, к, т, м) Дети отгадывают загадки.

Учащиеся рассматривают иллюстрации, отвечают на вопрос учителя.

Учащиеся работают в парах и у доски, восстанавливают последовательность вагончиков.

- Речь состоит из предложений. - Первый вагон «предложение».

- Предложения состоят из слов.

- Второй вагон – «слово».

- Следующие вагончики «слог», «звуки», «буквы».

Учащиеся работают с веерами букв, показывают названные учителем буквы.

3. Совместное целеполагание.

Задача: подвести учащихся к формированию темы и основным задачам урока, определить их значимость.

- Буквовед предлагает отгадать загадку.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

-На какую букву начинается слово ель?

- Найдите и покажите эту букву.

- Почему эту букву называют «хитрой»?

- Построим звуковую модель слова «ель». Где слышится звук [й, э] в начале, в середине?

-Обозначьте звуки слова «ель» буквами.

- А кто угадает имя этой куклы? Имя состоит из пяти букв. Первая буква Е.

На доске модель слова «Елена».

- Посмотрите, правильно ли написаны слова: ель, елена? Согласны? Нет? Почему?

-Кто знает, какая тема урока?

-Тема урока: строчная и заглавная буквы Е, е.

- Строчную букву е вы уже умеете писать, а заглавную букву Е научимся писать, соединять ее с другими буквами в словах. Будем определять позицию (место) звука в слове. Гипотеза: буква е пишется в словах в начале, в середине и на конце. У каждого на парте есть шапочки гнома. Шапочка гнома сегодня будет и моделью слова и картой памяти. Модель слова поможет определять позицию (место буквы Е, е). По тому, как вы будете доказывать гипотезу, в узорах-кружках будете печатать букву е. А карта памяти поможет вам оценивать свою работу: «+» - хорошо, быстро справились, «+,-» -не совсем получается, «?» - сомневаетесь, не согласны с чем то. Данные значки ставите по всей шапочке гнома. В конце урока мы увидим результат.

Учащиеся отгадывают загадку.

- Слово начинается на букву е.

Дети находят в алфавите эту букву, на веерах.

- Букву е может обозначать один звук [э] или два звука [й, э].

Учащиеся выкладывают звуковую модель слова «ель», определяют местонахождение звука [й, э].

Обозначают звуки слова «ель» буквами.

Дети отгадывают имя.

Рассматривают модель слова. Находят ошибку. Повторяют правило: имена людей пишутся с заглавной буквы.

Формируют тему урока.

Принимают план работы на уроке, предлагают гипотезу.

4. Работа по теме урока.

Задача: познакомить с написанием заглавной буквы Е, закрепить умения писать букву е с другими буквами в словах и предложениях, закрепить гигиенические навыки письма.

Игра «Фантазеры» - Ребята, как вы думаете, на что похожа буква Е?

- Предлагаю разучить скороговорку:

Ева гребнем причесалась –

В нем три зубчика осталось.

-Назовите слова, в которых есть буква е.

- Назовите слово, где буква Е заглавная.

- Назовите местонахождение заглавной буквы Е в слове. Напечатайте заглавную букву Е в первый кружок нашей модели слова.

Учитель проверяет готовность учащихся к письму:

- правильная посадка при письме;

- правильное положение тетради.

Учитель проводит пальчиковую гимнастику перед письменной работой. (Приложение 2)

- А теперь пришла пора – начинать писать слова.

Работа в «Прописях 2» стр. 9.

Учитель читает предложение: Ева, Елена, у ели енот.

- Подчеркните заглавную букву Е.

- Когда мы будем писать заглавную букву Е?

- Подчеркните строчную букву е.

- Сколько букв вы подчеркнули?

- Обратите внимание, где они пишутся.

- Можно ли сказать, что гипотеза в данном предложении подтверждается?

Учитель показывает написание заглавной буквы Е, проговаривая последовательность написания элементов.

Конкурс «Мокрая буква»

- Предлагаю провести конкурс на лучшую мокрую букву.

- С этой работой вы справились успешно. Теперь будим писать букву Е в тетради.

Индивидуальная помощь.

- Обведите две буквы, которые вы считаете, что написали очень красиво.

Игра «Вставай-ка»

- Встаньте те, у кого имя и фамилия начинаются с буквы Е. А затем, у кого в имени и фамилии в середине пишется буква е, а теперь те – у кого на конце. (Учитель обращает внимание на гипотезу урока.)

Музыкальная физкультминутка.

- Мы отдохнули, а значит, можем продолжить работу. Путешествие продолжим в вагончике «Предложение».

Работа с текстом. Текст читает учитель (Пропись 2, стр. 9).

- Напишите предложения в тетради, подчеркните букву е. Оцените свою работу.

- Подтверждается ли гипотеза урока?

- Ребята, составьте свои предложения о лесе.

- На уроке вы много трудились. Ваши глаза устали. Им нужен отдых.

Проводится физкультминутку для глаз. (Приложение 3)

- Ребята, сегодня на уроке мы проводили исследования слов на нахождение буквы е. Гипотезу еще не доказали. Предлагаю вам продолжить исследование в группах. Мы разделимся на три группы. А поможет нам в этом игра «Найди слово».

Учитель предлагает найти слова.

(Заранее на спинках стульев прикрепляются таблички со словами: ель, хлеб, поле.)

Каждой группе раздает задание на карточках. (Приложение 4)

По окончанию работы проводится проверка.

- Ребята, подтвердилась ли гипотеза в ходе групповой работы, смогли ли вы ее доказать?

- Буква похожа на грабли, гребешок со сломанными зубчиками.

Учащиеся разучивают скороговорку.

- Ева, гребнем, причесалась.

Ева – это имя девочки.

Дети печатают на модели местонахождение буквы.

Учащиеся проверяют готовность к письму.

Имитация движений.

Учащиеся читают предложение и подчеркивают заглавную букву Е и строчную букву е. Подсчитывают их количество. Повторяют правило: написания заглавной буквы Е. Обращают внимание на то, где они пишутся. На модели печатают местонахождения буквы е. Работа с моделью слова. Доказывают гипотезу.

- Мы узнали, что буква е пишется в начале и в середине слова. Слов с написанием буквы е на конце в данном предложении нет.

Дети повторяют написание буквы в воздухе рукой, ногой, коленом, головой, на ладони и на спине соседа (водят пальцем).

Учащиеся макают палец в стакан с водой и пишут на доске.

Самостоятельное письмо буквы в тетради.

Учащиеся обводят понравившиеся буквы, оценивают свою работу значками «+, -, ?».

Дети выполняют команды учителя.

- Написание буквы е на конце слов не встретилось. Продолжим доказательство гипотезы.

Дети танцуют парами.

Чтение текста в парах и группах. Подбор интонации.

Запись предложений в тетрадь.

Учащиеся оценивают свою работу значками «+, -, ?».

- Написание буквы е встретилось в начале и в середине слов, а на конце – только в одном слове «инее». Продолжим доказательство гипотезы.

Учащиеся составляют предложения.

Выполнение упражнений.

Учащиеся находят слова на спинках стульев, читают и рассаживаются по группам. В 1 группу садятся дети те, у кого буква е встретилась в начале слова, во 2 группу – те, у кого в середине слова, в 3 группу – те, у кого на конце слова.

Работа в группах. Каждая группа выполняет свое задание. По окончании работы – дается отчет. Каждая группа выходит к доске, остальные проверяют их через игру «Не ошибись». (Приложение 5)

- Да, гипотеза подтвердилась. Буква е пишется в словах в начале, в середине и на конце.

5. Закрепление

Задача: закрепить навыки нахождения в словах буквы е, развивать навык самостоятельной работы учащихся, организовать сопутствующее повторение.

Игра-тест «Где звук спрятался?»

- Ребята, для того, чтобы определить научился ли каждый из вас определять местонахождение буквы е в словах, проведем игру-тест.

Учитель читает слова: Ева, след, место, ежи, поле, енот, мель, дело, еда, дерево, ералаш, веер, обед, пение, кофе.

- Дайте оценку своей работе.

Учащиеся выполняют игру-тест стоя. Показывают на себе, где находится звук. Кладут руку на голову, если звук в начале слова, на шею – если в середине, на живот – если в конце слова.

Учащиеся дают оценку своей работе значками «+, -, ?».

6. Рефлексия.

Задача: организовать рефлексию с целью выявления усвоения материала урока; сохранить эмоциональный заряд для последующих уроков.

- Урок подошел к концу. Вы много трудились, доказывали гипотезу, учились писать. На протяжении всего урока вы оценивали свою работу. Подведем итог. Посмотрите на шапочки гнома Буквоведа. Те, у кого на шапочках стоят только значки «+», размещают их на доске около гнома. Те, у кого есть значки «+, -» - размещают возле елочки. А те, у кого есть значки» «+, -, ?» - подойдите ко мне.

- Ребята, почему у вас стоят знаки «?»? В чем вы сомневались? Может вы что то новое нашли?

- Молодцы! Вы настоящие исследователи. Спасибо за работу!

Учащиеся расходятся согласно результатам своего исследования. Дети приходят к выводу, что заглавная буква Е пишется только в начале слова.

Приложение 1

Сказка буквы “Е”

Буква «Е» – это волшебная буква, потому что она могла превращаться в другие буквы. Как? А вот так:

Например, если буква «Е» вставала на свои ручки-ножки, то превращалась в букву «т». А если вставала на голову, то превращалась в букву «Э». А если она ложилась на спинку, то превращалась в букву «Ш»! Вот такая волшебная буква «Е»!

А ещё она была похожа на лесенку, и если кому-то была нужна её помощь, то она никогда не отказывала.

- Чтобы запомнить букву Е, - сказала буква Е, - можно взять букву Ш и поставить ее на бок, - только не перепутайте бока. У буквы Е палочка должна быть слева, а зубчики справа. И кроме того, мы с буквой Ш - совсем разные буквы: буквы Ш - согласная, а буква Е - гласная. У буквы Е есть младшая сестра - буква Ё. Она младше буквы Е всего на две точки. Поэтому иногда буква Е сменяет свою сестру, букву Ё, когда слова вырастают и становятся взрослыми. Из маленького ёжика, вырастает взрослая ежиха, а из маленькой ёлочки - огромная ель.

Сначала буквы Е и Ё были немного колючими и обижались, что с них так мало слов начинается. Наверное, поэтому и получились такими колючими ель, ёж и ёрш. Но когда одна ель и ежиха рассказали им истории из своей жизни, буквы Е и Ё поняли, что самое главное в жизни не колючки, а любовь, доброта и единство, и с тех пор совершенно изменились.

Особенно нужной почувствовала себя буква Е, когда узнала, что с нее начинается очень важное слово - "единство", без которого невозможно быть счастливым на земле.

Как вы думаете, что случится со словами, если между буквами азбуки не будет единства, и все они перессорятся. Однажды так и случилось. Букве Я надоело быть последней в азбуке, и она решила занять место буквы А. Буква А не захотела уступить ей свое место, и между ними началась ссора, которую услышали все буквы. Тогда часть букв встала на сторону буквы А - те, которые стоят в первой половине азбуки; другие же - встали на сторону буквы Я - те буквы, что стоят во второй половине азбуки. Между буквами и словами началась настоящая путаница. Например, когда нужно было написать слово "арбуз", буква А говорила: "Буква Я хотела впереди стоять, вот пусть она и начинает слово", в результате получался "ярбуз". А когда нужно было написать слово "яма", буква Я говорила: "Я не буду начинать слова, раз буква А не пускает меня вперед,"- и получалось "ама". А буква О сказала, что ей непонятно, почему часто произносят букву А, когда пишется буква О, поэтому она вообще решила покинуть азбуку. Неизвестно, что случилось бы со всеми словами и буквами, если бы буква Е не рассказала им историю о том, как важно жить в единстве. С тех пор буква Е следит, чтобы все буквы азбуки всегда сохраняли мир и единство в своей семье.

Нелегко научиться жить в единстве с собой, с другими и со всем, что тебя окружает. Но буква Е всем может помочь научиться этому.

Как без Е сказать, что ел,

Как без Е сказать, что сел,

Дети тоже с буквой Е,

Значит Е нужна везде!

Приложение 2

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери весит замок. Пальцы рук переплетаются, сцепляются в

замок.

Кто его открыть бы смог? Локти расходятся в стороны, пальцы

Остаются переплетенными.

Потянули, Тянут руки в стороны.

Покрутили, Кисти рук крутятся в разные стороны,

не расцепляя пальцев.

Постучали, Постукивают кулачками легонько по

столу.

И раскрыли! Пальцы распрямляются, руки

разводятся в разные стороны.

Приложение 3

Зарядка для глаз

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Приложение 4

Задания для работы в группах

1. Впишите пропущенную букву е в словах.

Врх, змля, нот, грбнь, мл, хлб, лна, коф.

Правильные ответы: верх, земля, енот, мел, хлеб, Елена, кофе.

2. Найдите и подчеркните буквы е. Чем эти фразы удивительны?

Тонет енот. Олесе весело.

Правильные ответы: в словах написано 6 букв е. Эти предложения удивительны тем, что они читаются слева направо и справа налево одинаково.

3. В словах перепутались слоги. Восстановите слова, подчеркните буквы е, посчитайте их количество.

Лоде, сняпе, ткасе, тараке, реката, викаеже, лепо.

Правильные ответы: дело, песня, сетка, ракета, карета, ежевика, поле. В словах 8 букв е.

По окончанию работы группы дают отчет. Доказывают гипотезу.

Приложение 5

Игра «Не ошибись»

Каждая группа проверяет работу другой группы через игру.

Учащиеся зачитывают полученные ответы. Проверяющие, услышав ответ, выполняют движения. Если буква е встретилась в начале слова, нужно подняться и встать около парты. Если буква е в середине слова – присесть на корточки. А если на конце слова – поднять руку вверх.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 3 классе «Различие падежей» Урок русского языка в 3-м классе "Различие падежей" Цели урока: 1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Методическая разработка урока русского языка Тема: Урок-кроссворд Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Учитель: Новакова В. П. Цель.

Урок русского языка во 2 классе «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» Урок русского языка 2 класс Составила: Волкова Елена Владимировна Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы? Цель: - расширить.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Урок русского языка для начальной школы «Приставка» ТЕМА: Приставка, её роль в слове. Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку.

Урок русского языка «Роль антонимов-прилагательных в речи» для 4 класса Урок по теме «Роль прилагательных – антонимов в речи» ЦЕЛИ: - развитие умения наблюдать за ролью прилагательных – антонимов в речи; - развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е»
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 20:56
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е»» (включая файлы) размещена пользователем Нэлли Журавель в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД