Нэлли Журавель
Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Строчная и заглавная буквы Е, е
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся успешно выполнят тест-игру, позволяющий определить уровень усвоения изученного материала, будут знать местонахождение буквы е в словах, будут уметь писать заглавную букву Е, соединять е с другими буквами в разных частях слова, записывать слова и предложения с этой буквой.
Задачи личностного развития учащихся:
- на основе актуализации известного материала способствовать развитию фонематического слуха;
- создание условий для развития навыка самоконтроля и рефлексии;
Публикация «Урок русского языка в 1 классе „Обучение письму, Строчная и заглавная буквы Е, е“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
-содействовать развитию коммуникативных умений, навыков взаимодействия.
Оборудование: Н. А. Сторожева «Пропись 2», алфавит, сигнальные карточки гласных и согласных, иллюстрации «Паровозик с вагончиками-схемами предложения, слова, слога, звуков, букв», иллюстрация «Гном Буквовед», предметные картинки, образцы письменных букв Е, е, музыкальный центр, фонограмма пени «Веселые ноты».
Ход урока
1. Организационный момент.
Задача: обеспечить психологическую готовность класса к уроку, организовать внимание всех учащихся, подготовить к работе.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Игра-приветствие
-Прозвенел звонок веселый,
Нас позвал он на урок.
-Вы готовы, глазки?
-Вы готовы, ушки?
-Вы готовы, ручки?
-Вы готовы, ножки?
-Вот какой хороший класс!
Учитель интересуется настроением детей и желает им хорошей работы.
Дети стоят возле своих рабочих мест. Отвечают на вопросы, выполняют действия за учителем.
Да. (Моргают глазками.)
Да. (Приставляют ладони к ушам.)
Да. (Хлопают в ладоши.)
Да. (Топают ногами.)
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Ни скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
(Садятся на свои места.)
2. Актуализация знаний.
Задача: организовать повторение учащимися знаний.
- Сегодня на урок к нам пришел сказочный гость. Кто он? Вы узнаете,
отгадав загадку.
Застучало, зашумело,
Зашуршало под столом…
В красной шапке с бородою
Скатерть отодвинул (гном)
(На доску помещается картинка с изображением гнома.)
- У нас в гостях гном Буквовед. Он приглашает нас отправиться в путешествие. А вот на чем? Отгадайте загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились,
И помчались, путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд.)
Учитель помещается на доску картинки с изображением поезда.
(Приложение 1)
- Интересно знать: паровоз, локомотив появился первым в Англии 208 лет назад. Во всем мире люди полюбили этот вид транспорта. Он самый безопасный. А кто из вас путешествовал на поезде?
- Посмотрите на наш поезд. Он не простой и вагоны у него удивительные. В пути вагоны перепутались. Надо восстановить последовательность.
- Из чего состоит речь?
-Какой вагон мы прикрепим первым?
- Из чего состоит предложение?
- Какой вагон мы прикрепим вторым?
- Какие вагончики будут следующими?
-Путешествие начнем с вагончика «буквы». (Учитель называет изученные буквы: у, а, п, р, о, л, ы, в, и, н, с, к, т, м) Дети отгадывают загадки.
Учащиеся рассматривают иллюстрации, отвечают на вопрос учителя.
Учащиеся работают в парах и у доски, восстанавливают последовательность вагончиков.
- Речь состоит из предложений. - Первый вагон «предложение».
- Предложения состоят из слов.
- Второй вагон – «слово».
- Следующие вагончики «слог», «звуки», «буквы».
Учащиеся работают с веерами букв, показывают названные учителем буквы.
3. Совместное целеполагание.
Задача: подвести учащихся к формированию темы и основным задачам урока, определить их значимость.
- Буквовед предлагает отгадать загадку.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
-На какую букву начинается слово ель?
- Найдите и покажите эту букву.
- Почему эту букву называют «хитрой»?
- Построим звуковую модель слова «ель». Где слышится звук [й, э] в начале, в середине?
-Обозначьте звуки слова «ель» буквами.
- А кто угадает имя этой куклы? Имя состоит из пяти букв. Первая буква Е.
На доске модель слова «Елена».
- Посмотрите, правильно ли написаны слова: ель, елена? Согласны? Нет? Почему?
-Кто знает, какая тема урока?
-Тема урока: строчная и заглавная буквы Е, е.
- Строчную букву е вы уже умеете писать, а заглавную букву Е научимся писать, соединять ее с другими буквами в словах. Будем определять позицию (место) звука в слове. Гипотеза: буква е пишется в словах в начале, в середине и на конце. У каждого на парте есть шапочки гнома. Шапочка гнома сегодня будет и моделью слова и картой памяти. Модель слова поможет определять позицию (место буквы Е, е). По тому, как вы будете доказывать гипотезу, в узорах-кружках будете печатать букву е. А карта памяти поможет вам оценивать свою работу: «+» - хорошо, быстро справились, «+,-» -не совсем получается, «?» - сомневаетесь, не согласны с чем то. Данные значки ставите по всей шапочке гнома. В конце урока мы увидим результат.
Учащиеся отгадывают загадку.
- Слово начинается на букву е.
Дети находят в алфавите эту букву, на веерах.
- Букву е может обозначать один звук [э] или два звука [й, э].
Учащиеся выкладывают звуковую модель слова «ель», определяют местонахождение звука [й, э].
Обозначают звуки слова «ель» буквами.
Дети отгадывают имя.
Рассматривают модель слова. Находят ошибку. Повторяют правило: имена людей пишутся с заглавной буквы.
Формируют тему урока.
Принимают план работы на уроке, предлагают гипотезу.
4. Работа по теме урока.
Задача: познакомить с написанием заглавной буквы Е, закрепить умения писать букву е с другими буквами в словах и предложениях, закрепить гигиенические навыки письма.
Игра «Фантазеры» - Ребята, как вы думаете, на что похожа буква Е?
- Предлагаю разучить скороговорку:
Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось.
-Назовите слова, в которых есть буква е.
- Назовите слово, где буква Е заглавная.
- Назовите местонахождение заглавной буквы Е в слове. Напечатайте заглавную букву Е в первый кружок нашей модели слова.
Учитель проверяет готовность учащихся к письму:
- правильная посадка при письме;
- правильное положение тетради.
Учитель проводит пальчиковую гимнастику перед письменной работой. (Приложение 2)
- А теперь пришла пора – начинать писать слова.
Работа в «Прописях 2» стр. 9.
Учитель читает предложение: Ева, Елена, у ели енот.
- Подчеркните заглавную букву Е.
- Когда мы будем писать заглавную букву Е?
- Подчеркните строчную букву е.
- Сколько букв вы подчеркнули?
- Обратите внимание, где они пишутся.
- Можно ли сказать, что гипотеза в данном предложении подтверждается?
Учитель показывает написание заглавной буквы Е, проговаривая последовательность написания элементов.
Конкурс «Мокрая буква»
- Предлагаю провести конкурс на лучшую мокрую букву.
- С этой работой вы справились успешно. Теперь будим писать букву Е в тетради.
Индивидуальная помощь.
- Обведите две буквы, которые вы считаете, что написали очень красиво.
Игра «Вставай-ка»
- Встаньте те, у кого имя и фамилия начинаются с буквы Е. А затем, у кого в имени и фамилии в середине пишется буква е, а теперь те – у кого на конце. (Учитель обращает внимание на гипотезу урока.)
Музыкальная физкультминутка.
- Мы отдохнули, а значит, можем продолжить работу. Путешествие продолжим в вагончике «Предложение».
Работа с текстом. Текст читает учитель (Пропись 2, стр. 9).
- Напишите предложения в тетради, подчеркните букву е. Оцените свою работу.
- Подтверждается ли гипотеза урока?
- Ребята, составьте свои предложения о лесе.
- На уроке вы много трудились. Ваши глаза устали. Им нужен отдых.
Проводится физкультминутку для глаз. (Приложение 3)
- Ребята, сегодня на уроке мы проводили исследования слов на нахождение буквы е. Гипотезу еще не доказали. Предлагаю вам продолжить исследование в группах. Мы разделимся на три группы. А поможет нам в этом игра «Найди слово».
Учитель предлагает найти слова.
(Заранее на спинках стульев прикрепляются таблички со словами: ель, хлеб, поле.)
Каждой группе раздает задание на карточках. (Приложение 4)
По окончанию работы проводится проверка.
- Ребята, подтвердилась ли гипотеза в ходе групповой работы, смогли ли вы ее доказать?
- Буква похожа на грабли, гребешок со сломанными зубчиками.
Учащиеся разучивают скороговорку.
- Ева, гребнем, причесалась.
Ева – это имя девочки.
Дети печатают на модели местонахождение буквы.
Учащиеся проверяют готовность к письму.
Имитация движений.
Учащиеся читают предложение и подчеркивают заглавную букву Е и строчную букву е. Подсчитывают их количество. Повторяют правило: написания заглавной буквы Е. Обращают внимание на то, где они пишутся. На модели печатают местонахождения буквы е. Работа с моделью слова. Доказывают гипотезу.
- Мы узнали, что буква е пишется в начале и в середине слова. Слов с написанием буквы е на конце в данном предложении нет.
Дети повторяют написание буквы в воздухе рукой, ногой, коленом, головой, на ладони и на спине соседа (водят пальцем).
Учащиеся макают палец в стакан с водой и пишут на доске.
Самостоятельное письмо буквы в тетради.
Учащиеся обводят понравившиеся буквы, оценивают свою работу значками «+, -, ?».
Дети выполняют команды учителя.
- Написание буквы е на конце слов не встретилось. Продолжим доказательство гипотезы.
Дети танцуют парами.
Чтение текста в парах и группах. Подбор интонации.
Запись предложений в тетрадь.
Учащиеся оценивают свою работу значками «+, -, ?».
- Написание буквы е встретилось в начале и в середине слов, а на конце – только в одном слове «инее». Продолжим доказательство гипотезы.
Учащиеся составляют предложения.
Выполнение упражнений.
Учащиеся находят слова на спинках стульев, читают и рассаживаются по группам. В 1 группу садятся дети те, у кого буква е встретилась в начале слова, во 2 группу – те, у кого в середине слова, в 3 группу – те, у кого на конце слова.
Работа в группах. Каждая группа выполняет свое задание. По окончании работы – дается отчет. Каждая группа выходит к доске, остальные проверяют их через игру «Не ошибись». (Приложение 5)
- Да, гипотеза подтвердилась. Буква е пишется в словах в начале, в середине и на конце.
5. Закрепление
Задача: закрепить навыки нахождения в словах буквы е, развивать навык самостоятельной работы учащихся, организовать сопутствующее повторение.
Игра-тест «Где звук спрятался?»
- Ребята, для того, чтобы определить научился ли каждый из вас определять местонахождение буквы е в словах, проведем игру-тест.
Учитель читает слова: Ева, след, место, ежи, поле, енот, мель, дело, еда, дерево, ералаш, веер, обед, пение, кофе.
- Дайте оценку своей работе.
Учащиеся выполняют игру-тест стоя. Показывают на себе, где находится звук. Кладут руку на голову, если звук в начале слова, на шею – если в середине, на живот – если в конце слова.
Учащиеся дают оценку своей работе значками «+, -, ?».
6. Рефлексия.
Задача: организовать рефлексию с целью выявления усвоения материала урока; сохранить эмоциональный заряд для последующих уроков.
- Урок подошел к концу. Вы много трудились, доказывали гипотезу, учились писать. На протяжении всего урока вы оценивали свою работу. Подведем итог. Посмотрите на шапочки гнома Буквоведа. Те, у кого на шапочках стоят только значки «+», размещают их на доске около гнома. Те, у кого есть значки «+, -» - размещают возле елочки. А те, у кого есть значки» «+, -, ?» - подойдите ко мне.
- Ребята, почему у вас стоят знаки «?»? В чем вы сомневались? Может вы что то новое нашли?
- Молодцы! Вы настоящие исследователи. Спасибо за работу!
Учащиеся расходятся согласно результатам своего исследования. Дети приходят к выводу, что заглавная буква Е пишется только в начале слова.
Приложение 1
Сказка буквы “Е”
Буква «Е» – это волшебная буква, потому что она могла превращаться в другие буквы. Как? А вот так:
Например, если буква «Е» вставала на свои ручки-ножки, то превращалась в букву «т». А если вставала на голову, то превращалась в букву «Э». А если она ложилась на спинку, то превращалась в букву «Ш»! Вот такая волшебная буква «Е»!
А ещё она была похожа на лесенку, и если кому-то была нужна её помощь, то она никогда не отказывала.
- Чтобы запомнить букву Е, - сказала буква Е, - можно взять букву Ш и поставить ее на бок, - только не перепутайте бока. У буквы Е палочка должна быть слева, а зубчики справа. И кроме того, мы с буквой Ш - совсем разные буквы: буквы Ш - согласная, а буква Е - гласная. У буквы Е есть младшая сестра - буква Ё. Она младше буквы Е всего на две точки. Поэтому иногда буква Е сменяет свою сестру, букву Ё, когда слова вырастают и становятся взрослыми. Из маленького ёжика, вырастает взрослая ежиха, а из маленькой ёлочки - огромная ель.
Сначала буквы Е и Ё были немного колючими и обижались, что с них так мало слов начинается. Наверное, поэтому и получились такими колючими ель, ёж и ёрш. Но когда одна ель и ежиха рассказали им истории из своей жизни, буквы Е и Ё поняли, что самое главное в жизни не колючки, а любовь, доброта и единство, и с тех пор совершенно изменились.
Особенно нужной почувствовала себя буква Е, когда узнала, что с нее начинается очень важное слово - "единство", без которого невозможно быть счастливым на земле.
Как вы думаете, что случится со словами, если между буквами азбуки не будет единства, и все они перессорятся. Однажды так и случилось. Букве Я надоело быть последней в азбуке, и она решила занять место буквы А. Буква А не захотела уступить ей свое место, и между ними началась ссора, которую услышали все буквы. Тогда часть букв встала на сторону буквы А - те, которые стоят в первой половине азбуки; другие же - встали на сторону буквы Я - те буквы, что стоят во второй половине азбуки. Между буквами и словами началась настоящая путаница. Например, когда нужно было написать слово "арбуз", буква А говорила: "Буква Я хотела впереди стоять, вот пусть она и начинает слово", в результате получался "ярбуз". А когда нужно было написать слово "яма", буква Я говорила: "Я не буду начинать слова, раз буква А не пускает меня вперед,"- и получалось "ама". А буква О сказала, что ей непонятно, почему часто произносят букву А, когда пишется буква О, поэтому она вообще решила покинуть азбуку. Неизвестно, что случилось бы со всеми словами и буквами, если бы буква Е не рассказала им историю о том, как важно жить в единстве. С тех пор буква Е следит, чтобы все буквы азбуки всегда сохраняли мир и единство в своей семье.
Нелегко научиться жить в единстве с собой, с другими и со всем, что тебя окружает. Но буква Е всем может помочь научиться этому.
Как без Е сказать, что ел,
Как без Е сказать, что сел,
Дети тоже с буквой Е,
Значит Е нужна везде!
Приложение 2
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери весит замок. Пальцы рук переплетаются, сцепляются в
замок.
Кто его открыть бы смог? Локти расходятся в стороны, пальцы
Остаются переплетенными.
Потянули, Тянут руки в стороны.
Покрутили, Кисти рук крутятся в разные стороны,
не расцепляя пальцев.
Постучали, Постукивают кулачками легонько по
столу.
И раскрыли! Пальцы распрямляются, руки
разводятся в разные стороны.
Приложение 3
Зарядка для глаз
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
Приложение 4
Задания для работы в группах
1. Впишите пропущенную букву е в словах.
Врх, змля, нот, грбнь, мл, хлб, лна, коф.
Правильные ответы: верх, земля, енот, мел, хлеб, Елена, кофе.
2. Найдите и подчеркните буквы е. Чем эти фразы удивительны?
Тонет енот. Олесе весело.
Правильные ответы: в словах написано 6 букв е. Эти предложения удивительны тем, что они читаются слева направо и справа налево одинаково.
3. В словах перепутались слоги. Восстановите слова, подчеркните буквы е, посчитайте их количество.
Лоде, сняпе, ткасе, тараке, реката, викаеже, лепо.
Правильные ответы: дело, песня, сетка, ракета, карета, ежевика, поле. В словах 8 букв е.
По окончанию работы группы дают отчет. Доказывают гипотезу.
Приложение 5
Игра «Не ошибись»
Каждая группа проверяет работу другой группы через игру.
Учащиеся зачитывают полученные ответы. Проверяющие, услышав ответ, выполняют движения. Если буква е встретилась в начале слова, нужно подняться и встать около парты. Если буква е в середине слова – присесть на корточки. А если на конце слова – поднять руку вверх.