Папки-передвижки

Урок русского языка «Роль антонимов-прилагательных в речи» для 4 класса

Алпатова Светлана
Урок русского языка «Роль антонимов-прилагательных в речи» для 4 класса
▼ Скачать + Заказать документы

Урок по теме «Роль прилагательных – антонимов в речи»

ЦЕЛИ: - развитие умения наблюдать за ролью прилагательных – антонимов в речи;

- развитие чувства языка на основе работы с прилагательными -антонимами

Оборудование: карточки с текстами;

карточки с пословицами; презентация

Ход урока.

1. Орг. момент

Публикация «Урок русского языка „Роль антонимов-прилагательных в речи“ для 4 класса» размещена в разделах

- Проверьте готовность к уроку : учебные принадлежности, рабочий настрой, хорошее доброжелательное настроение, правильную посадку

- Запишите число, выполните минутку чистописания.

2. Языковая разминка

1) - Какая орфограмма имеет место в словах? (читаю пять слов)

Ветвистый, вишнёвый, воздушный, кленовый, прямой, крикливый, ленивый, больной, почтовый, сосновый, далёкий, широкий, сердечный, стальной, пятнистый.

- Подобрать проверочные слова, записать буквы гласных в корне через запятую. (диктую, дети по цепочке называют проверочные слова записывают буквы)

- Возьмите зелёную ручку, проверьте свою работу по образцу, поставьте оценку на полях (слайд1)

е, и, о, е, я, и, е, о, о, о, а, и, е, а, я.

2) – Слова какой части речи мы проверяли? (прилагательные)

- По каким признакам определили?

- Что ещё знаете о прилагательных?

- Сегодня пополним копилку знаний об этой части речи.

3. Постановка проблемы

1) - Рассмотрите картину. (слайд2)

- Что привлекло ваше внимание? Удивило? (На мрачном грозовом небе белоснежные голуби)

- Как называется такой приём в изобразительном искусстве, подчёркивающий качества объектов противопоставляя их друг- другу?

(приём контраста)

- Есть ли в литературных произведениях похожий приём?

- Какое литературное произведение напоминает вам сюжет картины? («Голуби» И. Тургенев)

- Прочитайте отрывок из произведения.

№1

…Но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона…

И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь…

- Что противопоставлено в этом отрывке друг другу? (большая тёмно – синяя туча и маленькие белоснежные голуби)

- В литературе такой приём контраста называется антитезой.

- Подчеркните имена прилагательные, которые помогают увидеть это противопоставление в тексте?

- Какие они по значению? (противоположные)

- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

- Какова их роль? Зачем использует автор в тексте? (подчеркнуть противоречие, чтобы мы смогли сильнее прочувствовать тревожный момент)

- А кто сможет сформулировать тему урока?

( на слайде ключевые слова: роль, прилагательные, антонимы)

Какова роль прилагательных – антонимов в речи? (слайд 3)

- Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо делать? (исследовать тексты с прилагательными антонимами, наблюдать за их значением)

- А ещё я предлагаю в ходе исследований составить словарик прилагательных – антонимов. Будем встретившиеся нам антонимы записывать парами.

4. Исследовательская деятельность

1) – Сначала потренируемся подбирать антонимы

с(32) № 205

- Прочитайте задание. Что нужно делать?

- На какие орфограммы пропущены буквы?

- Какие буквы вставите? Объясните выбор.

- Как быть, если трудно подобрать антоним? (воспользоваться словарём)

- Работайте 5 минут

- Проверим «Назови пару»

2) - Вы успешно справились, приступаем к исследованию

с(32) №204

- Прочитайте задание. Что нужно делать?

- Перед вами текст стихотворения Г. Сапгира. Прочитает Саша Ег. выразительно

Принцесса

Была прекрасная,

Погода

Была ужасная.

Днем,

Во втором часу,

Заблудилась

Принцесса в лесу.

Смотрит - полянка

Прекрасная,

На полянке землянка

Ужасная.

А в землянке -

Людоед:

- Заходи-ка

На обед.

Он хватает нож,

Дело ясное,

Вдруг увидел,

Какая. прекрасная!

Людоеду сразу стало

Худо.

- Уходи, - говорит, -

Отсюда.

Аппетит - говорит, -

Ужасный.

Слишком вид - говорит, -

Прекрасный!

И пошла

Потихоньку принцесса,

Прямо к замку

Вышла из леса.

Вот какая

Легенда ужасная!

Вот какая

Принцесса прекрасная!

- Какое настроение вызвало стихотворение? Почему улыбались? Людоед –то страшный?

-Какой приём использует автор для создания комического эффекта? (слайд4)

-Какие слова при этом подбирает?

- Какова же роль прилагательных антонимов в этом тексте?

(создания комического эффекта)

4) – Как думаете, только ли с целью создания комического эффекта используют прилагательные – антонимы?

(слайд5)

№2

«Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добрым, чем злым, умным, чем глупым ”.

Л. Н. Толстой.

- Прочитайте высказывание Л. Толстого (один вслух)

- Найдите подчеркните прил. антонимы

- Какую мысль автор хотел донести до нас используя прил. антонимы?

(в человеке больше хорошего, это лучше видно при сопоставлении с плохими качествами)

- Выпишите прил. –антонимы в начальной форме.

№3

- Мы знаем, поэт Н. А. Некрасов сильно переживал за судьбу своей родины, он писал:

(слайд6)

«Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь»

Н. А. Некрасов

- Назовите антонимы

- С какой целью употребил их здесь Некрасов?

(подчеркнуть, сколько противоречий в стране)

-Выпишите прил. –антонимы в начальной форме.

№4

- В годы ВО войны А. Толстой писал:

(слайд7)

«На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее».

А. Н. Толстой

- Назовите и подчеркните прил. антонимы

- С какой целью использует их автор? (подчеркнуть противоречие)

- Выпишите антонимы

- Можно сказать, что в рассмотренных нами высказываниях авторы используют прил – антонимы для создания комического эффекта?

- А для чего?

(2. Подчеркнуть противоречие, сделать высказывание убедительнее, красивее, ярче.)

№5

Прочитаем ещё один отрывок из притчи-сказки В. Сухомлинского «Горячее сердце» (Кира)

море – тропинка – горы (Слайд8)

«Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море. С другой – возвышались седые горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человеком с горячим сердцем, а другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумлёнными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное море». А человек с холодным сердцем сказал: «Да, много воды».

В. Сухомлинский «Горячее сердце»

- Какой выразительный приём использует автор в тексте?

- Прочитайте предложение с прил. антонимами?

- Кто кому противопоставляется?

- Что значит «человек с горячим и холодным сердцем»?

- Кому жить легче?

- Какова роль антонимов?

(3. Подчёркивать достоинства одного и недостатки другого)

5. Вывод

- Какой был главный вопрос урока?

- Какова же роль прил. – антонимов в речи?

- Сверьте свои высказывания, что мы упустили?

(Слайд 9)

1. Создать комический эффект

2. Подчеркнуть противоречие

3. Подчеркнуть достоинства и недостатки

4. Сделать речь красивее, выразительней, ярче

6. Какой же словарик антонимов у вас получился, прочитайте.

7. Применение знаний

- Где в устном народном творчестве часто можно встретить антитезу, противопоставление?

(В пословицах, поговорках)

Составить пословицы - соединить левую и правую части, подчеркнуть прил. антонимы

(слайд 10)

Хорошо платье новое,

Умный - мыслит,

Рубашка беленькая,

Маленькое дело,

а душа черненькая

лучше большого безделья

а друг старый

а глупый - киснет.

-Что у вас получилось?

- Что общего в пословицах? (прил - антонимы)

- Какой союз чаще используется в пословицах с прил. антонимами?

(союз а, ставится запятая)

-Запишите одну, пословицу, приготовьтесь объяснить её значение.

7. Итог. (слайд 11)

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую…

Я выполнял задания…

Для меня было открытием…

Мне показалось важным…

-Кто нам хорошо помогал на уроке освоить новую тему и заслуживает особой благодарности?

8. Домашнее задание с(33) №206// составить и записать пословицы

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Методическая разработка урока русского языка Тема: Урок-кроссворд Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Учитель: Новакова В. П. Цель.

Конспект урока русского языка по развитию речи с элементами культуры речи во 2 классе «Азбука вежливости. Как писать письмо» Предмет: русский язык Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 2. Место.

Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных» Урок русского языка класс 4 (УМК Школа России) Мовина Оксана Витальевна Тема Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в.

Урок русского языка во 2 классе «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» Урок русского языка 2 класс Составила: Волкова Елена Владимировна Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы? Цель: - расширить.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Урок русского языка, 3 класс. Сочинение по картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» Предмет Русский язык Тема: Р/р. Сочинение №2 по картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» Цель: Развивать речь, уметь логически связно.

Урок русского языка в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Разработка урока по русскому языку. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» 5 класс Подготовила Винидиктова Татьяна.

Урок русского языка для начальной школы «Приставка» ТЕМА: Приставка, её роль в слове. Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка «Роль антонимов-прилагательных в речи» для 4 класса
Опубликовано: 22 марта 2018 в 23:23
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка «Роль антонимов-прилагательных в речи» для 4 класса» (включая файлы) размещена пользователем Алпатова Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД