Алпатова Светлана
Урок русского языка «Роль антонимов-прилагательных в речи» для 4 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по теме «Роль прилагательных – антонимов в речи»
ЦЕЛИ: - развитие умения наблюдать за ролью прилагательных – антонимов в речи;
- развитие чувства языка на основе работы с прилагательными -антонимами
Оборудование: карточки с текстами;
карточки с пословицами; презентация
Ход урока.
1. Орг. момент
Публикация «Урок русского языка „Роль антонимов-прилагательных в речи“ для 4 класса» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Проверьте готовность к уроку : учебные принадлежности, рабочий настрой, хорошее доброжелательное настроение, правильную посадку
- Запишите число, выполните минутку чистописания.
2. Языковая разминка
1) - Какая орфограмма имеет место в словах? (читаю пять слов)
Ветвистый, вишнёвый, воздушный, кленовый, прямой, крикливый, ленивый, больной, почтовый, сосновый, далёкий, широкий, сердечный, стальной, пятнистый.
- Подобрать проверочные слова, записать буквы гласных в корне через запятую. (диктую, дети по цепочке называют проверочные слова записывают буквы)
- Возьмите зелёную ручку, проверьте свою работу по образцу, поставьте оценку на полях (слайд1)
е, и, о, е, я, и, е, о, о, о, а, и, е, а, я.
2) – Слова какой части речи мы проверяли? (прилагательные)
- По каким признакам определили?
- Что ещё знаете о прилагательных?
- Сегодня пополним копилку знаний об этой части речи.
3. Постановка проблемы
1) - Рассмотрите картину. (слайд2)
- Что привлекло ваше внимание? Удивило? (На мрачном грозовом небе белоснежные голуби)
- Как называется такой приём в изобразительном искусстве, подчёркивающий качества объектов противопоставляя их друг- другу?
(приём контраста)
- Есть ли в литературных произведениях похожий приём?
- Какое литературное произведение напоминает вам сюжет картины? («Голуби» И. Тургенев)
- Прочитайте отрывок из произведения.
№1
…Но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона…
И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь…
- Что противопоставлено в этом отрывке друг другу? (большая тёмно – синяя туча и маленькие белоснежные голуби)
- В литературе такой приём контраста называется антитезой.
- Подчеркните имена прилагательные, которые помогают увидеть это противопоставление в тексте?
- Какие они по значению? (противоположные)
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
- Какова их роль? Зачем использует автор в тексте? (подчеркнуть противоречие, чтобы мы смогли сильнее прочувствовать тревожный момент)
- А кто сможет сформулировать тему урока?
( на слайде ключевые слова: роль, прилагательные, антонимы)
Какова роль прилагательных – антонимов в речи? (слайд 3)
- Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо делать? (исследовать тексты с прилагательными антонимами, наблюдать за их значением)
- А ещё я предлагаю в ходе исследований составить словарик прилагательных – антонимов. Будем встретившиеся нам антонимы записывать парами.
4. Исследовательская деятельность
1) – Сначала потренируемся подбирать антонимы
с(32) № 205
- Прочитайте задание. Что нужно делать?
- На какие орфограммы пропущены буквы?
- Какие буквы вставите? Объясните выбор.
- Как быть, если трудно подобрать антоним? (воспользоваться словарём)
- Работайте 5 минут
- Проверим «Назови пару»
2) - Вы успешно справились, приступаем к исследованию
с(32) №204
- Прочитайте задание. Что нужно делать?
- Перед вами текст стихотворения Г. Сапгира. Прочитает Саша Ег. выразительно
Принцесса
Была прекрасная,
Погода
Была ужасная.
Днем,
Во втором часу,
Заблудилась
Принцесса в лесу.
Смотрит - полянка
Прекрасная,
На полянке землянка
Ужасная.
А в землянке -
Людоед:
- Заходи-ка
На обед.
Он хватает нож,
Дело ясное,
Вдруг увидел,
Какая. прекрасная!
Людоеду сразу стало
Худо.
- Уходи, - говорит, -
Отсюда.
Аппетит - говорит, -
Ужасный.
Слишком вид - говорит, -
Прекрасный!
И пошла
Потихоньку принцесса,
Прямо к замку
Вышла из леса.
Вот какая
Легенда ужасная!
Вот какая
Принцесса прекрасная!
- Какое настроение вызвало стихотворение? Почему улыбались? Людоед –то страшный?
-Какой приём использует автор для создания комического эффекта? (слайд4)
-Какие слова при этом подбирает?
- Какова же роль прилагательных антонимов в этом тексте?
(создания комического эффекта)
4) – Как думаете, только ли с целью создания комического эффекта используют прилагательные – антонимы?
(слайд5)
№2
«Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добрым, чем злым, умным, чем глупым ”.
Л. Н. Толстой.
- Прочитайте высказывание Л. Толстого (один вслух)
- Найдите подчеркните прил. антонимы
- Какую мысль автор хотел донести до нас используя прил. антонимы?
(в человеке больше хорошего, это лучше видно при сопоставлении с плохими качествами)
- Выпишите прил. –антонимы в начальной форме.
№3
- Мы знаем, поэт Н. А. Некрасов сильно переживал за судьбу своей родины, он писал:
(слайд6)
«Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь»
Н. А. Некрасов
- Назовите антонимы
- С какой целью употребил их здесь Некрасов?
(подчеркнуть, сколько противоречий в стране)
-Выпишите прил. –антонимы в начальной форме.
№4
- В годы ВО войны А. Толстой писал:
(слайд7)
«На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее».
А. Н. Толстой
- Назовите и подчеркните прил. антонимы
- С какой целью использует их автор? (подчеркнуть противоречие)
- Выпишите антонимы
- Можно сказать, что в рассмотренных нами высказываниях авторы используют прил – антонимы для создания комического эффекта?
- А для чего?
(2. Подчеркнуть противоречие, сделать высказывание убедительнее, красивее, ярче.)
№5
Прочитаем ещё один отрывок из притчи-сказки В. Сухомлинского «Горячее сердце» (Кира)
море – тропинка – горы (Слайд8)
«Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море. С другой – возвышались седые горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человеком с горячим сердцем, а другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумлёнными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное море». А человек с холодным сердцем сказал: «Да, много воды».
В. Сухомлинский «Горячее сердце»
- Какой выразительный приём использует автор в тексте?
- Прочитайте предложение с прил. антонимами?
- Кто кому противопоставляется?
- Что значит «человек с горячим и холодным сердцем»?
- Кому жить легче?
- Какова роль антонимов?
(3. Подчёркивать достоинства одного и недостатки другого)
5. Вывод
- Какой был главный вопрос урока?
- Какова же роль прил. – антонимов в речи?
- Сверьте свои высказывания, что мы упустили?
(Слайд 9)
1. Создать комический эффект
2. Подчеркнуть противоречие
3. Подчеркнуть достоинства и недостатки
4. Сделать речь красивее, выразительней, ярче
6. Какой же словарик антонимов у вас получился, прочитайте.
7. Применение знаний
- Где в устном народном творчестве часто можно встретить антитезу, противопоставление?
(В пословицах, поговорках)
Составить пословицы - соединить левую и правую части, подчеркнуть прил. антонимы
(слайд 10)
Хорошо платье новое,
Умный - мыслит,
Рубашка беленькая,
Маленькое дело,
а душа черненькая
лучше большого безделья
а друг старый
а глупый - киснет.
-Что у вас получилось?
- Что общего в пословицах? (прил - антонимы)
- Какой союз чаще используется в пословицах с прил. антонимами?
(союз а, ставится запятая)
-Запишите одну, пословицу, приготовьтесь объяснить её значение.
7. Итог. (слайд 11)
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую…
Я выполнял задания…
Для меня было открытием…
Мне показалось важным…
-Кто нам хорошо помогал на уроке освоить новую тему и заслуживает особой благодарности?
8. Домашнее задание с(33) №206// составить и записать пословицы