Римма Яушева
Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Род имен существительных.
ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен
существительных.
ЗАДАЧИ: 1. Создать условия для формирования умения у учащихся
различать имена существительные по родам.
2. Создать условия для развития у учащихся умения образовывать
из слов словосочетания, различать члены предложения.
3. Создать условия для активизации у учащихся познавательной
деятельности на уроке.
4. Создать условия для совершенствования у учащихся умения
Публикация «Урок русского языка в третьем классе „Род имен существительных“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
работать в группе, определять цели урока, давать самооценку и
взаимооценку деятельности других товарищей.
ОБОРУДОВАНИЕ: Страна трех княжеств, планшеты со словарными словами,
планшет со словом «кенгуру», наглядный материал к игре
«Построй цветок», рожицы с настроением.
Ход урока.
I. Мотивация урока.
- Ребята вы любите сказки? Сегодня у нас необычный урок – урок сказка.
Все глазки на меня. Начинаю сказку: «За тридевять земель, в тридесятом
царстве - государстве правила часть речи, а какая забыла. Знаю лишь, что
жили в нем слова: остров, календарь, погода, профессия, расстояние,
счастье.
II. Словарная работа.
- Какие это слова? (словарные). Давайте запишем их с комментированием.
разделите тетрадь на 3 части. Пропустите одну строчку. Записываем слова в
столбики:
остров погода расстояние
календарь профессия счастье
Работа в группах.
- Какой частью речи они являются? Обсудите в группе. Приготовьтесь
доказывать.
- Так какой частью речи являются эти слова? Доказывайте. Молодцы!
Спасибо за помощь! Продолжаю сказку: «За высокими горами, за широкими морями правила своим государством Имя существительное. Жили в нем слова, которые царица расселила в 3 княжества. А вот как они называются, определите сами, прочитав тему урока.
III. Определение темы, цели урока.
- Какова тема урока? ( Учащиеся читают на доске: «Род имен
существительных»).
- Что из прочитанного вам уже знакомо? (Что такое «имя существительное»).
- Что вы хотели бы узнать? (Что такое «род»).
- На данный вопрос дома вы должны были найти ответ из толкового
словаря.
Проверка домашнего задания.
- Кто желает прочитать объяснение данному понятию. (Учащиеся читают
значение данного слова).
- Какое это слово? (многозначное).
- О каком роде пойдет речь на уроке? (о роде, как грамматической категории,
который обозначает отнесенность к мужскому или женскому полу).
- Так как называются княжества, в которые Имя существительное расселила
свои слова? (м. р., ж. р., ср. р.)
- Запишите на пропущенной строчке сокращенно названия княжеств: в 1-ом
столбике – м. р., во 2-ом столбике – ж. р., в 3-ем столбике – ср. р.
- Чему будем учиться на уроке? (Определять род имени существительного).
IV. Знакомство с существительными м. р., ж. р., ср. р.
Открытие учащихся.
- Так какого рода является каждое словарное слово? Почему? Обсудите в
группах.
- Какого же рода является каждое словарное слово? Почему вы так считаете?
- Где можно проверить свои предположения? (в учебнике).
Работа в учебнике.
- Откройте учебник на странице 131 –ой. Прочитайте правило, определите из
скольких частей оно состоит и приготовьтесь рассказать его по памяти с
примерами.
- Из скольких частей состоит правило?
- Кто готов рассказать 1 часть? 2 часть? 3 часть?
- Приведите примеры.
- Правы мы были в своих предположениях?
Вывод: С чем сейчас познакомились? (Что имена существительные бывают
м. р, ж. р., ср. р.)
V. Определение рода имени существительного.
1. Работа в учебнике.
- Найдите в учебнике на странице 131 –ой 1 упражнение. Прочитайте его
задание.
- Что нужно сделать? Разделите тетрадь на 2 части. В 1-ой части запишите
слово «он», во 2-ой части слово «она».
Цель: Будем учиться определять род имени существительных, образовывать
новые слова.
Самостоятельная работа.
- Выполните это упражнение самостоятельно.
Взаимопроверка.
- Проверьте друг друга. Поставьте карандашом отметки.
- Давайте проверим. Слова какого рода записаны в 1-ом столбике? Во 2-ом
столбике? Докажите. Какая часть слова помогла вам образовать новые слова?
(корень).
- К каким словам нельзя подобрать однокоренные слова ж. р. ?
Вывод: Чему учились? (Определять род имени существительных, образовывать
новые слова).
2. Игра «Построй цветок».
- Давайте вернемся в сказку.
- Все слова трех княжеств любили ходить друг к другу в гости. Они с
удовольствием играли в различные игры. Когда на улице было лето, слова
принимали активное участие в игре «Построй цветок».
- Давайте тоже сыграем в нее.
Цель: Будем учиться различать имена существительные по родам.
- В каждую группу я положила 3 стебелька от цветков и их лепестки.
- К одному стебельку вы должны собрать лепестки со словами м. р., к другому –
лепестки со словами ж. р., к третьему – лепестки со словами ср. р.
- Ваша задача: кто вперед и правильнее?
(Учитель проверяет).
Вывод: Чему учились? (различать имена существительные по родам).
VI. Физкультминутка.
Игра «Определи на слух».
- В каждое княжество с каждым годом пополняется все больше слов.
- Давайте определим, какие новые слова поселились. Все встаньте.
Цель: Будем учиться на слух различать имена существительные по родам.
- Как только услышите имя существительное ж. р. - прыгайте; м. р. – приседайте;
ср. р. – хлопайте.
Итак: ведро, рыба, самолет, машина, волк, озеро, месяц, зебра, мама, стол, болото, животное.
Вывод: Чему учились?
VII. Согласование имени прилагательного с именем существительным.
- Однажды в царство Имени Существительного пришли в гости слова из
соседнего царства, которое называлось…Опять забыла. Знаю, что это слова:
чудный, прекрасная, огромный.
Работа в группах.
- Обсудите в группах, какой частью речи они являются. Приготовьтесь доказать.
- Так какой часть речи они являютя? Почему?
- Вспомнила! Их царство называется «Имя Прилагательное».
Работа в группах.
- Так вот каждое из этих слов решило заглянуть в отдельное княжество Имени
Существительного. А вот в какое, определите сами. Обсудите в группах.
- В какое княжество отправилось слово «чудный»? (в княжество «мужской род»).
А мне кажется, что оно отправилось в княжество «женский род». Кто из нас
прав? (Нарушится согласование). В какое княжество отправилось слово
«прекрасная»? «огромный»?
- Пока слова в каждом княжестве беседовали друг с другом, образовалось что?
(словосочетание). Докажите. (одно слово является главным, а другое –
зависимым).
Самостоятельная работа.
- Спишите словосочетания.
- Давайте проверим, что вы написали. Прочитайте первое словосочетание и т. д.
- Какое знакомое выражение «чудный остров». Где встречали эти слова? (В
сказке Пушкина «О царе Салтане…»)
Вывод: Что же происходит с именем прилагательным, которое зависит от имени
существительного? (оно согласуется с существительным в роде).
VIII. Работа с предложением.
- Отдохнув в царстве Имени Существительного слова : чудный, прекрасная,
огромный, вернулись к себе домой. В это царство приходили в гости слова из
разных царств: Глагол, Прилагательное и даже Предложение.
- Вот сейчас в царство Имени Существительного заглянули предложения за
помощью. У них пропали слова. Давайте поможем им.
- Прочитайте предложения:
На улице дует холодный …
Пролетело жаркое…
Пробежала через поляну хитрая…
- В группах устно подберите нужные слова.
- Какие слова нужно вставить?
- Спишите предложения.
Цель: Будем развивать умение различать члены предложения.
- Сделайте разбор предложений по членам. Определите род имен
существиельных.
- У доски…
Вывод: Какие умения развивали? Что закрепляли? (Определять род имен
существительных).
IX. Настрой учащихся на новую тему урока.
- В царстве Имени Существительного всегда царили мир, счастье и покой, пока
однажды не прозошло вот что:
в переулке между трех княжеств раздался громкий плач. Все их жители были
взбудоражены. Они выбежали на улицу и увидели слово «КЕНГУРУ», которое
горько плакало. Оно заблудилось. Жители трех княжеств спросили слово:
- А ты какого рода? Если м. р., то можешь оставаться жить в 1 княжестве, если
ж. р. - то все рады тебе будут во 2-ом княжестве, если ср. р. – то оставайся в 3-ем
княжестве.
- Задумалось слово «кенгуру». Какого же оно рода? Но это другая история. С ней
вы познакомитесь на следующем уроке.
X. Итог урока.
- А сейчас давайте подведем итог урока.
- Что нового узнали?
- Чему учились?
XI. Самооценка, взаимооценка.
- Покажите свое настроение на уроке.
- Оцените свою работу.
- Командиры оцените работу своих товарищей в группе.
- За урок ставлю оценки…
На этом наш урок закончен.