Лариса Феськова
Урок русского языка в 3 классе «Глагол»
▼ Скачать
Тема. Глагол.
Задачи урока :
1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе.
• учить детей сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение;
• обогащать речь учащихся употреблением глаголов.
• Обобщению знаний о глаголе.
• Повторить и систематизировать все свои знания о глаголе.
2. Развивающие: развивать орфографическую зоркость;
• вырабатывать навыки грамотного письма;
• развивать память, внимание, мышление и фонематический слух.
Публикация «Урок русского языка в 3 классе „Глагол“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учению, к урокам русского
языка.
Информационно-техническое сопровождение урока : Флипчартпо теме: «Глагол»,
компьютер, интерактивная доска, проектор. Опорный конспект.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
1 Руки? На месте!
- Ноги? Вместе.
- Локти? У края.
- Спина? Прямая.
1. Минутка чистописания. Подготовим руку к письму. Минутка чистописания.
-Пропишите сочетания букв по образцу в тетрадях.
На доске: ть//ти//чь//
2. Актуализация знаний. (Флипчарт, с. 1)
2. Словарная работа.
-Прочитайте слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Комната, понедельник, рисунок, работать, стакан, картина.
-Самопроверка. Проверяем по доске.
-Кто написал без ошибок?
-Какой вопрос можно задать? (Какое слово лишнее). Объясните.
Лишнее слово работать, т. к. это глагол, а остальные слова – им. сущ.
Мы сегодня отправимя с вами в путешествие на паровозике под названием «Глагол». Мы должны будем составить целый поезд. Каждый вагончик – это сведения о глаголе.
Подцепим первые 3 вагончика
-Скажите, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
3. Какие части речи вы ещё знаете? (им. прил, им. числит, наречие,)
Слова каких частей речи записаны на доске? Вставьте пропущенные буквы, докажите.
Весной, ближнего, леса, робкая, стороной.
Поставьте слова в начальную форму и запишите их.
-Что такое начальная форма им. сущ. ?-
-Что такое начальная форма им. прилаг.
- Как вы думаете, у глагола есть начальная форма? Должна тоже быть. Может кто-нибудь знает, как она называется?
4. Ребята, о новой форме глагола мы узнаем из учебника из учебника на с. 106
-О какой новой форме глагола вы узнали? (Неопределённая форма глагола)
Сделаем вывод: Глаголы бывают неопределённой формы
Сформулируйте тему урока. Неопределённая форма глагола.
-А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе?
-Какова же будет цель нашего урока?
- Узнать что-то новое о глаголах неопределенной формы;
- Образовывать неопределенную форму;
- Употреблять и находить глаголы неопределенной формы в тексте;
5. Кому из вас незнакомо слово инфинитив?
инфинитив – лат. "неопределённый" -Неопределённая форма глагола
-Сейчас мы с вами выполним упражнение 182.
-Прочитайте текст. Эти слова принадлежат швейцарскому писателю Лафатеру.
-Скажите, какая мысль выражена в предложении? (В предложении говорится о том, что умный человек должен уметь спрашивать, слушать и молчать, когда нужно.)
-Запишем это предложение с комментированием. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. (У доски 1 чел с вопросами)
Ф/М для глаз.
5. Итак, Какую информацию содержит этот вагончик? Глаг н. ф, отвечают на вопросы что делать? что сделать? И оканчиваются на -ть, -ти, -чь. Причём -ть, -ти – это суффикы, а чь-входит в состав корня.
Ребята, скажите ещё раз, какое другое можно название у неопределённой формы глагола? Инфинитив на какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
Что делать? Что сделать?
6. Предлагаю вам поиграть в игру «Сундучок», будем учиться различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать, и что сделать.
Надо из сундучка вытащить слово и поставить его в нужный столбик
Пойдёт вытягивать 3 колонка.
7. А сейчас самостоятельно в тетрадь запишем глаголы в два столбика. С комментированием орфограмм.
Смотреть, объяснить, спросить, хвалить, позвонить, Проверка. У кого всё правильно +
Ф\М
Как живешь? - Вот так!
Как идешь!
Как бежишь?
Как шалишь?
Как даёшь?
А берёшь?
Как грозишь?
Как ты спишь?
А сидишь? Сели за парты.
-Прочитайте что записано на доске. Зарубить на носу. Что это? – фразеологизм. Что обозначает этот фразеологизм? Запомнить. Запишите, найдите глаголы в н. ф., выделите суффиксы. Предлагаю поиграть и вспомнить некоторые фразеологизмы.
Работа с электронным приложением к учебнику. (К доске выходят 6 человек. Дети по очереди читают глаголы и соединяют с вопросами.)
Вернёмся к фразеологизму зарубить на носу. Кто знает историю происхождения этого фразеологизма?
Ребята, Нос, о котором идет речь в этой поговорке, связан с глаголом «носить». Современные люди часто носят с собой записные, в которые записывают что-то важное, что не хотелось бы забыть. Люди Средневековья тоже не особенно надеялись на свою память, когда речь шла о важных делах – например, о долгах, которые предстоит отдать в будущем. Вот только делать записи в те времена было затруднительно – ведь большая часть населения была неграмотной, да и писать было не на чем: бумага еще не получила распространения, а пергамент был очень дорогим материалом. Поэтому неграмотные люди, носили с собой дощечки, чтобы делать на них различные заметки, зарубки
Особенно удобны были такие палочки с зарубками в качестве долговых расписок. Например, заняв 2 мешка муки у соседа, человек делал 2 зарубки на палочке. Чтобы не забыть о долге, такую палочку постоянно носили с собой, поэтому она и называлась «носом».
Таким образом, выражение «зарубить себе на носу» изначально означало сделать зарубку на память.
Какие ещё фраз знаете со словом нос?
Сейчас поработаем в группах. Каждой группе я выдам фразеологизм. Вам надо за 1 мин. Объяснить его значение и придумать предложение с ним.
1 Клевать носом
Засыпать, дремать, опуская при этом голову.
На лекции по органической химии он клевал носом.
2 Нос кверху
Так говорят о человеке, который зазнается.
Серегина зазналась, держит нос кверху.
3 Носа не показывать
Не появляться на люди, скрываться от всех.
После того, как Васильевы поставили её на место, она больше носа не показывала.
4 Водить за нос
Обманывать кого-либо, хитрить. Обещать, но не выполнять обещанное.
Менеджер Кислов водил своих клиентов за нос.
5 С гулькин нос
Что-то или кто-то очень маленького размера.
Камешек был маленький, с гулькин нос.
.
Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У КРАЯ
Спина? – ПРЯМАЯ.
10. Итог урока. (Флипчарт, с. 8)
-Удалось нам прицепить вагоны к паровозу? Что мы узнали сегодня о глаголе?
Подведём итог урока в виде теста. (Флипчарт, с. 9 - 14)
А сейчас сюрприз. У Эд. Успенского есть забавное стихотворение «Память». Кто из вас егопомнит?
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
Следующее четверостишие я записала на доске, Назовите глаголы. Запишите начальную форму этих глаголов (Флипчарт, с. 15)
___ Ваня на коне,
___ собачку на ремне,
А старушка в это время
___ кактус на окне.
Показ фрагмента мультфильма. (Флипчарт, с. 16)
- Какова была цель урока? (.)
(Флипчарт, с. 17)
-Как вы думаете, нам это удалось?
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто доволен своей работой?
-Какие задания понравились?
Д/з Т, № 84