Салтанат Алимбекова
Урок русского языка. 5 класс «Повторение, обобщение материала по теме «Имя прилагательное. Мир искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Повторение, обобщение материала по теме “Имя прилагательное”. ”Мир искусства”.
Цели и задачи урока :
1. Повторить, закрепить изученный по теме материал, проверить знания, умения и навыки учащихся, полученные в ходе изучения темы, углубить знания учащихся об искусстве слова, звуков, красок.
2. Формирование интереса к искусству живописи и музыке, любви к чтению; воспитание сознательного отношения к учебе.
Публикация «Урок русского языка, 5 класс „Повторение, обобщение материала по теме „Имя прилагательное, Мир искусства“» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Развитие логического мышления учащихся, их связной речи, расширение активного лексического запаса учащихся, их кругозора.
Тип урока : комбинированный (повторение, обобщение и контроль знаний учащихся).
Оборудование: опорный конспект, схемы, репродукция картины М. Врубеля, карточки, перфокарты, тестовые задания, запись фрагмента “Лебедь” (Сен-Санс).
ТСО: магнитофон.
Новые термины и слова: репродукция, фрагмент, оригинал, хореография, композиция.
Ход урока.
1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.
2. Разминка. “Угадайка” Учитель читает текст (по С. Аскакову, а учащиеся должны определить, о ком идет речь.
“. По своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый, как снег, с блестящими прозрачными глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно- синей гладкой поверхности воды “.
Учащиеся отвечают на вопросы: О ком идет речь в тексте? Как вы догадались? Что помогло вам дать правильный ответ? Для чего нужны прилагательные?
3. Повторение, закрепление изученного материала по теме “ Прилагательное”
А) Воспроизведение изученного материала по опорному конспекту, схемам.
Б) Диктант с грамматическим заданием — подчеркнуть прилагательные.
На нашем озере живет прекрасная птица. У нее белоснежные крылья, гибкая шея, черный клюв.
В) Работа с карточками. Дописать окончания прилагательных.
Г) Просклонять прилагательные в составе
словосочетаний белый снег, прекрасная птица.
д) Работа с перфоконвертами. По картинкам составить словосочетания по схеме прилагательное + существительное” и определить род имен прилагательных.
4. Повторение лексической темы. Беседа по вопросам:
* Что такое искусство? Какое искусство мы называем искусством слова? Какие жанры литературы вы знаете?
• С какими литературными произведениями вы познакомились в этом году?
• Какое из искусств называют искусством живописи? Кто такой живописец?
• Что называют искусством звуков?
5. Чтение отрывка из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Задание: назовите прилагательные. Какую роль они играют в тексте?
6. Повторение. Мир музыки. Многих писателей, художников, композиторов привлекала красота этой прекрасной птицы.
* Прослушивание мелодии “Лебедь” Сен-Санса.
* Учащиеся отвечают на вопросы.
Что вы представляли, слушая эту мелодию? Какие образы, картины возникли в вашем воображении?
Великая русская балерина Майя Плисецкая исполняла всемирно известную композицию «Умирающий лебедь” под эту мелодию (можно показать фрагмент танца, записанный на видео).
* Задание. К слову мелодия подберите подходящие по смыслу прилагательные.
7. Словарная работа. Объяснение значений слов: репродукция, оригинал.
8. Повторение. Живопись (работа по картине)
* Сообщение учащегося (искусствовед)
Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910). Картина написана в 1900 году по мотивам сказки А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. На картине изображен момент, когда лебедь возникает из стихии закатного моря, из вдруг плеснувшей морской волны. Прекрасная Царевна-Лебедь, словно прощается с нами, вот сейчас она расправит свои белоснежные крылья, на которых розовеют отблески тревожных зарниц, и, обратившись в птицу, навсегда исчезнет в небе. Сказочная красавица - портрет реальной женщины - Надежды Ивановны Забелы - прекрасной оперной певицы, жены художника. С огромной любовью изображены на картине огромные выразительные глаза, наполненные неземной грустью и печалью. (Москва. Третьяковская галерея.)
* Задание. Какая Царевна-Лебедь? Составьте словосочетания с именами прилагательными, с помощью которых можно ее описать.
9. Выполнение самостоятельной работы. Карточки.
А) Подчеркните только имена прилагательные.
Смотр, веселый, бегать, короткая, стена, труд, глубокое, читать, считать, стучать, глупый, он, твердый, чемодан, светлая.
Б) допиши пропущенные слова.
Имя прилагательное — это речи, которая обозначает предмета и отвечает на вопросы
Прилагательные изменяются по ___ и___
В) Соедини линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся.
грустная стержень
белая друг
новое песня
железный пальто
лучший скатерть
Г) К данным прилагательным запишите подходящие по смыслу существительные.
чистое
добрая
свежий
д) Допиши пропущенные слова. Я получил … оценку. Мой родной язык …. .
10. Итоги урока.