Наталия Озерова
Урок русского языка во 2 классе «Суффикс как часть слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок усвоения новых знаний
Цель урока : ученик научится находить в словах суффикс;
Ученик получит возможность научиться: разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Задачи урока : узнать, что такое суффикс, понять значение суффиксов; создать алгоритм нахождения суффиксов.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные:
Публикация «Урок русского языка во 2 классе „Суффикс как часть слова“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
РУУД – самостоятельно определять цели своего обучения; целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи.
ПУУД- планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнению; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать.
КУУД – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные:
1) Выделять корень, окончание, суффикс.
2) Находить в словах суффикс, определять его значение.
3) Составить алгоритм нахождения суффикса.
Личностные:
1) Освоение личностного смысла учения, желание продолжать учёбу.
2) Развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, коллективное взаимодействие.
Ход урока:
1. Организационный этап. Мобилизация внимания.
Самоопределение к деятельности.
Взаимное приветствие:
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Где ваши ловкие шустрые пальчики?
1, 2, 1, 2 (хлопки и сжатие)
Ножками топаем, ручками хлопаем!
Ручками хлопаем, ножками топаем!
Тихо садимся, к знаньям стремимся!
- Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.
- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.
2. Работа в тетради.
Запишите в тетрадь число, классная работа.
Обозначьте ударение, опасные места.
3. Подведение к теме.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Отгадайте загадку:
Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
Пишут они и считают,
Читают, творят и мечтают. (школа)
-А как называют детей, которые посещают учебные занятия в школе? (ученики, школьники)
Пишу на доске слова “школа” «ученики» и “школьники”.
- Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.
(существительные, отвечают на вопросы что? кто?.)
- Выделим известные нам части слов в однокоренных словах?
- Какие возникли затруднения?
-Что заметили ещё?
(в слове школьники есть ещё часть). - Почему вы её никак не обозначили?
-Где она стоит?
Что это за часть слова? Где можно найти ответ на вопрос?
(в учебнике)
4. Формулировка темы и задач урока.
Откройте учебник, найдите урок 47 и прочитайте тему нашего урока.
Суффикс как часть слова.
К какому блоку относится этот урок? (Как устроен наш язык)
Какое новое слово узнали?
Запишите это слово в тетрадь – суффикс
Определите задачи урока :
узнать, что такое суффикс,
понять значение суффиксов;
создать алгоритм нахождения суффиксов.
5. Работа по теме:
Найдите упр. 1
-Прочитайте словосочетания.
Спишите словосочетания, в словах, которые называют детёнышей, выделите окончание и корень (у доски 2 ученика).
Выполняя упр., вы какие слова записывали? (однокоренные)
Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова.
Где она находится?
-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?
Суффикс помогает образовать новые слова.
Где находится суффикс, какова его роль?
Прочитайте материал рубрики «Тайны языка» :
-Что такое суффикс?
Слово суффикс пришло к нам из латинского языка – suffixus : suf (между) + fixus (прикреплённый).
-Какова роль суффикса?
-Как обозначают суффикс?
Обозначьте суффикс в словах, обозначающих детёнышей.
С какой задачей урока вы справились сейчас?
(узнали, что такое суффикс)
6. Введение нового материала в систему знаний.
Работа в парах:
создание алгоритма нахождения суффикса.
СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА : - На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов.
- Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике.
Полистайте страницы урока и найдите.
С какой задачей урока справились?
Физминутка, снятие утомления с глаз и рук
7. Первичное закрепление. Работа в парах и коллективное взаимодействие.
Возьмите карточки на столах, прочитайте задание, образуйте слова.
Выполнение заданий на карточках
(читают, выполняют, наблюдают, делают вывод, объясняют)
Повернулись и в четвёрках сверили свои результаты.
- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?
- Выделите в словах суффиксы.
-Какие суффиксы выделили, какое значение они придают словам?
Выберите, кто будет отвечать, вышли к доске представители от каждой группы (каждая пара объясняет свои наблюдения)
С какой ещё задачей урока справились?
(понять значение суффиксов)
Физминутка (по необходимости)
“Вновь у нас физкультминутка”
7. Самостоятельная работа (индивидуальная работа) :
Проверим, научились ли вы применять алгоритм при выделении суффикса.
На карточке слова, выделить суффикс :
Голосок, стебельки, стульчики, Васенька, скрипка, машинка, снежинка, избушка, зёрнышко.
8. Рекомендации по выполнению домашнего задания
- Рассмотрите в учебнике упр. 4 и 5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы в некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?
- Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д. з.
9. Рефлексия деятельности. Итог урока (оценка деятельности).
Я узнал….
Мне было трудно…
Я хочу….