Приложение МААМ

Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива»

Ирина Арбузова
Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива»
▼ Скачать + Заказать документы

К этому времени обучающиеся уже знают, чтобы проверить орфограмму слабой позиции в личном окончании глагола, нужно знать к какому спряжению относится слово или воспользоваться словарем. Карточки личных окончаний глаголов уже есть у детей. Без них определять окончания обучающиеся не умеют.

Задача урока : Установить соотношения между двумя основами (основа инфинитива и основа настоящего времени)

Цель урока : Установить два типа основ инфинитива по суффиксу (усекаемый и неусекаемый)

Темочки:

В ходе работы с инфинитивами (изменения) учащиеся приходят к выводу, что существуют два вида инфинитива : усекамый инфинитив и неусекаемый.

Тема: Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива

Задача: Установить соотношение между двумя основами (основы инфинитива и основы настоящего времени)

Цель:1. Определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями, чтобы грамотно писать такие слова

2. Установить два типа основ инфинитива по суффиксам (усекаемый и неусекаемый)

Ход УРОКА

1. Организационный момент

У: Ребята, вы уже умеете определять по спряжению, какое окончание надо написать в слове обозначающим действие. Сейчас мы с вами прочитаем текст. Надо раскрыть в нём скобки, проверить пропущенную орфограмму и записать его.

Кругом песок, мелкий, горячий, сыпучий. Солнце (пеку, и (спрячусь) от него негде. А когда (п_днимаюсь. 1) ветерок, будто (п_вею,1) жар_м из духовк_.

Д: Объяснения:

а) пеку – солнце (что делает), 1 спр. (в корне позиционное чередование звуков к/ч)

б) спрячусь – (что сделать) спрятаться

в) п_днимаюсь,1 -,

г) ,1 -,

д) -,

е) из духовк_ - из, из

Дети записывают текст в тетрадь.

У: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Что помогло вам не допустить ошибки? О чем вы помните, записывая безударные личные окончания глаголов? (слов, обозначающих действия)

Д: Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в личном окончании, нужно знать к какому спряжению относится слово или воспользоваться словарём. Зная это, можно записать без пропуска любое личное окончание, ведь безударное окончание пишется так же, как ударное.

[ Справка: Списки наборов личных окончаний, где гласные фонемы находятся в сильной позиции, уже есть у детей. ]

2. Открытие нового знания

1) У: Как всё – таки можно определить тип спряжения слова с безударными личными окончаниями? Нельзя же всё время заглядывать в словарик! Неужели, для того чтобы правильно писать такие слова, нужно запомнить спряжение каждого из них?

Д: варианты предполагаемых ответов

а) мы можем запомнить постепенно слова и их окончания в безударной позиции;

б) можно перед глазами иметь списки наборов таких окончаний

в) можно придумать свой способ

У: Ребята, уже есть способ, который позволяет легко и безошибочно определить спряжение любого слова. Но, для того чтобы понять этот способ, вам придётся разобраться в одной интересной особенности инфинитива.

2) Запишите друг под другом слова слышишь и слушаешь в неопределенной форме, а рядом с каждым из них запишите то же слово в 1-м лице ед. числа. В записанных словах выделите значимые части.

2 ученика работают у доски:

Слышишь -, .

Слушаешь -, .

У: Сравните инфинитивы обоих слов. Что у них общее?

Д: В словах одинаковые окончания и суффиксы.

У: А теперь сравните слова в 1-м лице.

Д: В первом слове нет суффикса, а во втором он остался.

У: Обратите внимание на основы слов. Что интересного заметили?

Д: а) На первой строчке основа изменилась, а на второй нет.

б) Основа на первой строчке стала меньше.

У: Правильно, ребята. Но может быть, это какое – то исключение?

3. Физминутка. - Пальминг.

У: Ребята, так какая же тема нашего урока?

Д: Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.

У: А какая цель урока?

Д: 1) Научиться изменять слова так, чтобы видеть, что происходит с основой

2) Научиться определять, какая основа инфинитива называется усекаемой, а какая – неусекаемой

4. Сравните инфинитив и изменения по лицам в таких парах слов: лететь и летать, уснуть и мешать, поклониться и кланяться.

[Дети работают в парах]

Лететь – лечу, летать – летаю, уснуть – усну, мешать – мешаю, поклониться – поклонюсь, кланяться – кланяюсь.

Проверка работы. Вывод: В первом слове каждой пары суффикс инфинитива при изменении слова по лицам выпадает, «усекается».

У: Как же можно назвать такой суффикс?

Д: Усекаемый.

У: А вот когда суффикс сохраняется и при изменении слов по лицам, как мы его назовем?

Д: Неусекаемый.

У: Вот эта – то особенность инфинитива и позволяет легко и точно определить, к какому спряжению относится слово.

5. Рефлексия.

1) Упр. №241.

Увидит – увидеть (У, вертит – вертеть (У, белит – белить (У, белеет – белеть (НУ, дышит – дышать (У, вдыхает – вдыхать (НУ, колет – колоть (У, строит – строить (У, просит – просить (У, присылает – присылать (НУ, болит – болеть (У, болеет – болеть (НУ).

2) Вывод: Какие основы называем усекаемыми? Прочитайте слова с усекаемыми основами. Прочитайте слова с неусекаемыми основами. Почему мы их так называем?

У: Для чего же мы учились определять, какой является основа инфинитива?

Д: Чтобы легко и быстро научиться определять спряжения слов.

6. Дома: с. 97 упр. №242.

7. Выставление отметок

Публикации по теме:

«Большая буква в географических названиях». Урок русского языка во 2 классе Урок русского языка во II классе Тема: Развитие умения писать большую букву в названиях стран, городов. Цели: - развивать умение писать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Знакомство с понятием «сложные слова» Цель: – путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова; - развивать чувство языка, связную.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Падежные окончания имен существительных» (урок первый) Цели: - закрепить умение распознавать склонение и число им. существительных - развивать умение писать безударные окончания.

План-конспект урока английского языка в 5 классе по УМК М. З. Биболетовой План конспект урока английского языка в 5 классе УМК М. З. Биболетовой Тема урока: «Чем ты собираешься заняться?» Форма урока: комбинированный.

План-конспект урока английского языка в 3 классе по теме: «Рождество в Великобритании». .

План-конспект урока английского языка в 4 классе по теме «Настоящее продолженное время в английском языке» Тема: Настоящее продолженное время в английском языке. 1. Английский язык. 2. 4 класс 3. Цель урока: Создать условия для усвоения нового.

«Праздник мужества и чести. Открытка к празднику. Обобщение знаний о частях речи». Конспект урока русского языка во 2 классе«Праздник мужества и чести. Открытка к празднику. Обобщение знаний о частях речи». Конспект урока русского языка во 2 классе Предлагаю еще один конспект урока русского языка с презентацией, который рекомендуется провести в феврале во 2 классе. Образовательно-развивающие.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Слова с непроизносимыми согласными» Конспект по русскому языку. 3(1-4) учитель: Бикбова Ф. К. Тема урока: Слова с непроизносимыми согласными. Цели урока: 1. Продолжить работу.

Урок русского языка в 3 классе «Снова проверяем свои умения» Тема: «Снова проверяем свои умения» Цель: обобщить знания об изученных орфограммах, формировать умения применять на письме. Ход урока:.

Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Падежные окончания имен существительных» (2-ой урок) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива»
Опубликовано: 22 июня 2015 в 17:05
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Арбузова (УИ 352503) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД