Ирина Арбузова
Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива»
▼ Скачать + Заказать документы
К этому времени обучающиеся уже знают, чтобы проверить орфограмму слабой позиции в личном окончании глагола, нужно знать к какому спряжению относится слово или воспользоваться словарем. Карточки личных окончаний глаголов уже есть у детей. Без них определять окончания обучающиеся не умеют.
Задача урока : Установить соотношения между двумя основами (основа инфинитива и основа настоящего времени)
Цель урока : Установить два типа основ инфинитива по суффиксу (усекаемый и неусекаемый)
Публикация «Конспект урока русского языка в третьем классе по теме „Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
В ходе работы с инфинитивами (изменения) учащиеся приходят к выводу, что существуют два вида инфинитива : усекамый инфинитив и неусекаемый.
Тема: Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива
Задача: Установить соотношение между двумя основами (основы инфинитива и основы настоящего времени)
Цель:1. Определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями, чтобы грамотно писать такие слова
2. Установить два типа основ инфинитива по суффиксам (усекаемый и неусекаемый)
Ход УРОКА
1. Организационный момент
У: Ребята, вы уже умеете определять по спряжению, какое окончание надо написать в слове обозначающим действие. Сейчас мы с вами прочитаем текст. Надо раскрыть в нём скобки, проверить пропущенную орфограмму и записать его.
Кругом песок, мелкий, горячий, сыпучий. Солнце (пеку, и (спрячусь) от него негде. А когда (п_днимаюсь. 1) ветерок, будто (п_вею,1) жар_м из духовк_.
Д: Объяснения:
а) пеку – солнце (что делает), 1 спр. (в корне позиционное чередование звуков к/ч)
б) спрячусь – (что сделать) спрятаться
в) п_днимаюсь,1 -,
г) ,1 -,
д) -,
е) из духовк_ - из, из
Дети записывают текст в тетрадь.
У: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Что помогло вам не допустить ошибки? О чем вы помните, записывая безударные личные окончания глаголов? (слов, обозначающих действия)
Д: Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в личном окончании, нужно знать к какому спряжению относится слово или воспользоваться словарём. Зная это, можно записать без пропуска любое личное окончание, ведь безударное окончание пишется так же, как ударное.
[ Справка: Списки наборов личных окончаний, где гласные фонемы находятся в сильной позиции, уже есть у детей. ]
2. Открытие нового знания
1) У: Как всё – таки можно определить тип спряжения слова с безударными личными окончаниями? Нельзя же всё время заглядывать в словарик! Неужели, для того чтобы правильно писать такие слова, нужно запомнить спряжение каждого из них?
Д: варианты предполагаемых ответов
а) мы можем запомнить постепенно слова и их окончания в безударной позиции;
б) можно перед глазами иметь списки наборов таких окончаний
в) можно придумать свой способ
У: Ребята, уже есть способ, который позволяет легко и безошибочно определить спряжение любого слова. Но, для того чтобы понять этот способ, вам придётся разобраться в одной интересной особенности инфинитива.
2) Запишите друг под другом слова слышишь и слушаешь в неопределенной форме, а рядом с каждым из них запишите то же слово в 1-м лице ед. числа. В записанных словах выделите значимые части.
2 ученика работают у доски:
Слышишь -, .
Слушаешь -, .
У: Сравните инфинитивы обоих слов. Что у них общее?
Д: В словах одинаковые окончания и суффиксы.
У: А теперь сравните слова в 1-м лице.
Д: В первом слове нет суффикса, а во втором он остался.
У: Обратите внимание на основы слов. Что интересного заметили?
Д: а) На первой строчке основа изменилась, а на второй нет.
б) Основа на первой строчке стала меньше.
У: Правильно, ребята. Но может быть, это какое – то исключение?
3. Физминутка. - Пальминг.
У: Ребята, так какая же тема нашего урока?
Д: Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива.
У: А какая цель урока?
Д: 1) Научиться изменять слова так, чтобы видеть, что происходит с основой
2) Научиться определять, какая основа инфинитива называется усекаемой, а какая – неусекаемой
4. Сравните инфинитив и изменения по лицам в таких парах слов: лететь и летать, уснуть и мешать, поклониться и кланяться.
[Дети работают в парах]
Лететь – лечу, летать – летаю, уснуть – усну, мешать – мешаю, поклониться – поклонюсь, кланяться – кланяюсь.
Проверка работы. Вывод: В первом слове каждой пары суффикс инфинитива при изменении слова по лицам выпадает, «усекается».
У: Как же можно назвать такой суффикс?
Д: Усекаемый.
У: А вот когда суффикс сохраняется и при изменении слов по лицам, как мы его назовем?
Д: Неусекаемый.
У: Вот эта – то особенность инфинитива и позволяет легко и точно определить, к какому спряжению относится слово.
5. Рефлексия.
1) Упр. №241.
Увидит – увидеть (У, вертит – вертеть (У, белит – белить (У, белеет – белеть (НУ, дышит – дышать (У, вдыхает – вдыхать (НУ, колет – колоть (У, строит – строить (У, просит – просить (У, присылает – присылать (НУ, болит – болеть (У, болеет – болеть (НУ).
2) Вывод: Какие основы называем усекаемыми? Прочитайте слова с усекаемыми основами. Прочитайте слова с неусекаемыми основами. Почему мы их так называем?
У: Для чего же мы учились определять, какой является основа инфинитива?
Д: Чтобы легко и быстро научиться определять спряжения слов.
6. Дома: с. 97 упр. №242.
7. Выставление отметок