Алла Горкунова
Слова родного языка. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Не для кого сегодня не секрет, что родным языком ребенок начинает овладевать еще с первых месяцев жизни. Эталоном речи для малыша, в первую очередь, является его мама и близкое ему окружение (папа, бабушка, дедушка, брат и т. д.). Речевые навыки ребенка формируются во взаимосвязи с развитием представлений об окружающем мире. Речь оказывает влияние и на умственное развитие малыша. Поэтому очень важно, чтобы речь близких ему людей звучала грамотно, четко, была эмоционально – выразительна, содержала красоту и богатство родного языка.
Публикация «Слова родного языка, Консультация для родителей» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Человеческий язык – это очень сложная система, со своими правилами и исключениями. И ребенку самому, без помощи взрослых (родителей, педагогов) очень сложно, а порой и невозможно овладеть этой системой. За последние годы значительно увеличилось количество детей, которые испытывают коммуникативные трудности, часто обусловленные дефицитом языковых средств : лексических, грамматических, фонетических.
Известно, что речь – явление и биологическое, и социальное. С одной стороны, ребенок уже рождается с возможностью говорить. А с другой стороны, если младенца поместить в неречевую среду – он никогда не сможет заговорить самостоятельно. Примером этому всем известные – дети маугли. В раннем младенчестве они по разным причинам оказались «вырванными» из социальной среды и погружены в мир диких зверей. Воспитанные животными, дети проявляют поведение, свойственное для своих приёмных родителей. Они испытывают страх перед человеком, речь у детей - маугли отсутствует. Это еще раз подтверждает, что полноценное владение родным языком, является обязательным условием успешного развития ребенка в дальнейшей жизни.
«Речь – визитная карточка человека. Неумение точно и ясно выразить свою мысль существенно затрудняет взаимопонимание между людьми. Но для того чтобы научиться понимать и передавать вербально оформленную информацию, т. е. общаться, необходимо овладеть инструментом этого общения – человеческим языком»- Безрукова Ольга Александровна, «Грамматика русской речи/ учеб. - метод. Пособие для работы с детьми дошк. и мл. шк. возраста:В 2 ч.»
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка детей к сложному процессу обучения в школе. И без формирования правильной речи качественно сделать это не представляется возможным. Период дошкольного возраста – уникален! За короткий срок (0+ и до 7 лет) ребенок способен принять и усвоить огромное количество информации об окружающем мире, которое повлияет на его дальнейшее развитие. Поэтому, родители, заинтересованные в том, чтобы их ребенок полностью овладел речью, должны постоянно беседовать с малышом, посещать выставки, музеи, театры, путешествовать. Как можно больше расширять представления ребенка об окружающем мире, обогащая его словарный запас. И конечно, прививать любовь к родному языку.
Несколько рекомендаций в помощь родителям :
• Всегда отвечайте на вопросы детей. Не отделывайтесь фразой: «Где? Где? В Караганде!»
• Объясняйте смысл непонятных ребенку слов. Затрудняетесь – загляните в толковый словарь, интернет.
• Следите за собственной речью. Постарайтесь не употреблять слова заимствованные из других языков, типа: «Вау! Окей., и др.». Избегайте ненормативной лексики.
• Не сюсюкайте с ребенком. Разговаривайте с ним как со взрослым. Используйте уменьшительно – ласкательные формы слов : вместо «муси – пуси и т. д.» - миленький, любименький, умненький и др.
• Всегда исправляйте ребенка, если он говорит неправильно. Например: много конфетов. Дайте правильный образец: много конфет. Проговорите вместе.
• При чтении книг и в беседах с детьми, старайтесь эмоционально – выразительно оформлять свою речь. Не делайте это монотонно, механически.
• Как можно больше читайте детям родную литературу. Не перекладывайте эту обязанность на компьютер, приставки, телевизор.
• Для развития ребенка пользуйтесь научно обоснованной, грамотно подобранной, качественной литературой. Не покупайте бездумно большое количество различных пособий, если вы не уверенны в компетентности их авторов.