Лактюшина Юлия Сергеевна
Урок русского языка «Изучение звуков [С], [С’], буквы «С», «С’»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Изучение звуков [с], [с,], буквы С, с.
Цели:
предметные: познакомить с согласными звуками [с], [с,] и буквами С,с;
научить выделять изучаемые звуки [с], [с,];
формировать умение давать характеристику звукам;
сформировать представление о букве, умение правильно её называть;
совершенствовать умение правильно (слитно) читать слог и формировать навык плавного слогового чтения и навык чтения целым словом.
метапредметные:
Регулятивные УУД:
Публикация «Урок русского языка „Изучение звуков [С], [С’], буквы „С“, „С’“» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
развитие процессов синтеза и анализа;
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу;
Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
Научатся выделять звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, отмечать особенности их произнесения, различать согласные звуки и буквы, четко и правильно выражать свои мысли.
Тип урока : изучение нового материала.
Форма организации: индивидуальная, парная, фронтальная.
Организация
начала урока :
Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли
Чтоб порядок навести.
Дети слушают.
Актуализация знаний.
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, построение логической цепи рассуждений;
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Коммуникативные УУД: использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства.
На доске буквы : н, ы, о, у, и, а.
-Что за буквы? На какие две группы разделим?
-Какие слоги можете с ними составить?
-Чтение слогов: ны, но, ну, ни, на, ын, он, ун, ин, ан.
-В присутствии, каких гласных голос согласных твёрдый?
Называют буквы. Буквы разделим на согласные и гласные.
Ны, но, ну, ни, на, ын, он, ун, ин, ан.
[ы], [о], [у], [а].
Самоопределение к деятельности. Учебная задача.
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановки целей урока.
Регулятивные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
С помощью учителя формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.
Коммуникативные: вступать в беседу, выстраивать речевые конструкции.
-Прослушайте слова и определите, какой одинаковый звук есть во всех словах, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Сон, лиса, сок, гусь, след, автобус.
-Отталкиваясь от темы, сформулируем цели нашего урока по опорным словам :
Карточка:
познакомиться со звуками …. и с новой ….;
учиться отличать новые …. и …. от других звуков и букв;
учиться читать
и.
Слушают.
Звуки [с], [с,] и буква, обозначающая эти звуки.
По опорным словам, с помощью учителя формируют цели урока :
Познакомиться со звуками [с], [с,] и с новой буквой С,с.
Учиться отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв.
Учиться читать слоги, слова и предложения.
Физминутка.
Цель: снять утомление.
Личностные УУД: формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность.
Раз, два, три, четыре-
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре-
Хлопаем руками.
Руки вытянуть по- шире
Раз, два, три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Учащиеся выполняют.
Создание нового знания.
Предметные: познакомить с согласными звуками [с], [с,] и буквами С,с;
научить выделять изучаемые звуки [с], [с,]; формировать умение давать характеристику звукам;
Регулятивные УУД: развитие процессов синтеза и анализа;
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; вступать в беседу;
Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий
Знакомство со звуками.
Загадка: Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит
То заходит, то выходит. (нос)
Слого- звуковой анализ слова : нос.
Составление схемы:
Произнесем слово и выделим последний звук.
-Как произносится звук [с]?
-Произнесём и определим звук мягкий или твёрдый?
-Закройте ушки руками и произнесите звук. Какой он: глухой или звонкий?
Сделайте вывод.
Загадка: Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога, раскинув широко. (лось).
Слого- звуковой анализ слова : лось.
Составление схемы:
Произнесем слово и выделим последний звук.
-Как произносится звук [с,]?
-Произнесём и определим звук мягкий или твёрдый?
-Закройте ушки руками и произнесите звук. Какой он: глухой или звонкий?
Сделайте вывод.
Общий вывод: Звуки [с], [с,] – согласные, глухие.
Слушают и отгадывают.
Рассуждение: в слове нос один слог. –[Но] состоит из слияния твёрдого согласного и гласного, [с] не слияние твёрдого согласного, так как он не тянется, произносится с шумом.
Произносят слово и выделяют последний звук.
С голосом и шумом.
Звук твёрдый.
Закрывают ушки и произносят.
Глухой.
Звук [с] – согласный, твёрдый, глухой.
Слушают и отгадывают.
Рассуждение: в слове лось один слог. [ло] состоит из слияния твёрдого согласного и гласного, [с,] не слияние мягкого согласного, так как он не тянется, произносится с шумом.
Произносят слово и выделяют последний звук.
С голосом и шумом.
Звук мягкий.
Закрывают ушки и произносят.
Глухой.
Звук [с,] – согласный, мягкий, глухой.
Первичное закрепление изученного.
Предметные: выделять звуки [с], [с’], отмечать особенности их произнесения, различать согласные звуки и буквы.
Игра «Хлопни в ладоши».
-Если есть звук [с] или [с,] хлопаем в ладоши: слонёнок, Зоя, санки, матрос, золото, шишка, бусы, сад, ландыш, рис.
-Назовите предметы в классе, в названии которых есть звук [с].
Игра «Камень - вата» (если звук [с]- показывают синюю карточку, [с,] – показывают зелёную карточку.
Лиса, лось, лист, синица, ласточка, аист, рысь.
Хлопают, если в слове есть звуки [с] или [с,].
Называют: стол, стул, доска, сумка.
Показывают синюю или зелёную карточку.
Физминутка.
Цель: снять утомление.
Личностные УУД: формирование навыков здорового образа жизни.
А сейчас, а сейчас,
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем,
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
Выполняют упражнение в физминутке.
8. Создание нового знания.
Предметные: сформировать представление о букве, умение правильно её называть;
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; вступать в беседу;
Знакомство с буквами.
Согласные звуки [с],[с,] обозначается согласной буквой «эс», большой и малой.
(Показ букв : С,с).
-Внимательно посмотрите и скажите, на что похожа и где она может прятаться.
Разучивание стихотворений:
«Полумесяц в небе тёмном
Буквой эс повис над домом».
«Съела мышка в уголок,
Съела бублика кусок».
«Шёл конь, подковами звеня
Как буква эс следы коня».
3. Работа по ленте букв.
-На каком этаже ленты букв живёт буква «эс» и почему?
Слушают.
Называют.
На первом этаже, так как там живут буквы у которых звуки глухие.
Применение нового знания.
Предметные: совершенствовать умение правильно (слитно) читать слог и формировать навык плавного слогового чтения и навык чтения целым словом.
Регулятивные УУД: овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Работа с карточкой.
(раздаются карточки с текстом, где надо найти букву «эс» и взять в кружок.)
- Сколько букв «эс» обвели в кружок.
2. Печатанье букв : С, с. - по 5 букв каждой.
3. Чтение слогов.
-Буква «эс» дружит со всеми буквами, но особенно любит играть с гласными.
Прочитаем слоги: са, со, сы, су, си
ас, ос, ыс, ус, ис
Чтение слов:
Буквы любят водить хоровод, взявшись за руки, получаются слова. Прочитаем их.
О | си/ | на со¦с| на/ са/| ни
О | си/ | ны со /¦с| ны на| со/¦ с
Работа по учебнику.
Стр. 44 –составим рассказ по рисунку.
-Какое время суток изображено?
-Почему вы решили, что наступила ночь?
-Какое несчастье случилось с девочками?
6. Чтение предложений на стр. 45 учебника. Продолжи рассказ.
Самостоятельная работа.
Называют.
Печатают в тетради.
Чтение слогов.
Чтение слов по слогам и целыми словами.
Составляют рассказ по рисунку.
Чтение предложений в парах.
10. Контроль знаний.
Регулятивные УУД: овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; вступать в беседу;
Планируемые результаты:
Научатся выделять звуки [с], [с’] и обозначать буквами С, с. Четко и правильно выражать свои мысли.
Игра «Буква потерялась».
О _ ина
На_ о _
О _ы
_ о _ на
_ ани
-С какой буквой познакомились? Какие звуки имеет?
Учащиеся подставляют букву и прочитывают слова.
С буквой «эс» и звуками [с], [с’]- согласные, глухие.
Рефлексия.
-Кому понравился наш урок, покажите зелёный кружок.
-Если у вас были трудности во время урока, покажите жёлтый кружок.
-Если вам урок не понравился, покажите красный кружок.
Показывают кружочек.