Талалай Ольга
Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Правописание сочетаний жи-ши.
Цель урока : учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями.
Задачи: Закрепить умение писать слова с сочетаниями жи-ши;отрабатывать произношение скороговорок, развивать речь учащихся.
Прогнозируемые результаты: дети закрепят умение писать слова с сочетаниями жи-ши.
Ход урока:
I.Мотивация учебной деятельности
Публикация «Урок русского языка в 1 классе „Правописание сочетаний жи-ши“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку : проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке — учебник, его помощники — тетрадь, ручка, карандаш, светофорчики. У всех они есть?
II. Актуализация знаний
- Ребята посмотрите пожалуйста на доску, попробуем определить тему урока, а для этого каждая пара должна прочитать свои слова, найти лишнее и доказать свой выбор.
– 1 пара 2 пара
– крыши ежи
– дождь камыши
– ужи ветер
– ландыши стрижи
(Дети находят лишние слова и доказывают, почему именно они лишние).
- Значит написание каких орфограмм мы будем сегодня закреплять? Итак, тему определили. Давайте попытаемся сформулировать цели урока :
Учиться правильно писать сочетания жи-ши.
– Давайте вспомним, как надо правильно писать слова с сочетаниями жи-ши.
III. Постановка проблемы
Отгадайте загадку:
Есть растение одно,
У воды найдёшь его,
Но болото – дом родной,
Тишина там и покой.
Стебли полые, шуршат,
Ветер погулять в них рад,
А цветок, как эскимо,
Знают все его давно.
Что растёт в болоте том?
Как растенье назовём? (Камыши)
IV. Поиск решения
- Посоветуйтесь друг с другом: почему сочетания жи-ши нужно писать с буквой и? (работа в паре).(Так как звуки ж и ш всегда твёрдые, поэтому буква ы будет выполнять ненужную работу.
Я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру Один-много
Цель: Закрепление правописания слов с сочетаниями жи-ши.
Оборудование. Слова в единственном числе, записанные в два-три столбика, по количеству играющих групп, пар).
Ход игры. Класс делится на несколько равных групп. Каждой из них предлагается столбик слов. Слов в столбике столько, сколько детей в группе. Ученики по порядку выходят к доске и изменяют очередное слово так, чтобы оно обозначало много предметов, т. е записывают его во множественном числе. Например: ёж-ежи.
Работу начинают по сигналу учителя одновременно все группы. Записав все слова, группы проводят взаимопроверку и исправляют ошибки. При выявлении победителя учитывается быстрота и правильность выполнения задания, а также качество работы над ошибками, обнаруженными другой командой.
Примерный материал: ёж, уж, ухо, ёрш, лужа, мышь, нож, чиж, груша, крыша, этаж, калоша, камыш, малыш, стриж, шалаш, ландыш, гараж, карандаш, пляж.
V. Физминутка (Весёлая зарядка с музыкальным сопровождением)
VI. Словарная работа
- Отгадайте загадку.
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можёшь и нарисовать…
Что такое я! (Тетрадь).
- Запишите это слово. Слово тетрадь произошло от греческого тетро, что значит «сложенныё вчетверо». Раньше брали один большой лист, складывали пополам, потом ещё раз пополам, разрезали и сшивали посередине. Получалась тетрадь. Было в ней всего 4 листа.
Прочитайте пословицу.
Тетрадь – зеркало ученика.
– Как вы понимаете смысл? Спишите пословицу по памяти. Взаимопроверка.
VII. Работа по развитию речи
- Вспомните, что относится к устному народному творчеству? Сегодня мы будем работать с одним из этих жанров. Догадайтесь с каким? (На экране скороговорка)
Скороговорка – придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
(Упражнения детей в чётком произношении скороговорки. Несколько учеников выступают перед классом).
VIII. Самостоятельная работа (на карточках).
IX. Тест (дети подходят к доске и по компьютеру выбирают нужную букву).
X. Рефлексия учебной деятельности
- О каких правилах говорили на уроке? Приведите примеры слов на это правило.
Перед вами лесенка успеха. Какое бы место вы себе определили, исходя из того, как вы сегодня поработали.