Боргоякова Веталина Вадимовна
Урок по развитию речи «Как зимуют дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
[Урок развитие речи
«Как зимуют дикие животные»
Цель:
- обучающая: продолжать знакомить учащихся с зимними явлениями и с изменениями в жизни животных зимой;
- коррекционно-развивающая : развивать связную устную речь, внимание, память, словесно-логическое мышление;
Темочки:
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Животные. В мире животных
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Экологическое воспитание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена;.
Тип урока : урок-путешествие
Применяемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные.
Приемы: рефлексия, Методы урока : словесный, наглядный, частично-поисковый
Оборудование:
Компьютер, презентация, карточки с изображением зимнего леса, животных, загадки о животных, дидактическая игра «Когда это бывает»
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Сядем прямо, не согнемся
За работу мы возьмемся
II. Актуализация знаний.
Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- Какие изменения происходят в погоде и в природе зимой?
- Игра «Времена года» Слайд 2
На каких картинках изображена зима
Вывод о состоянии неживой природы зимой.
III. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока «Как зимуют дикие животные». Слайд 3
Цель нашего урока : вспомнить признаки зимы, узнать, какие изменения происходят в жизни животных зимой.
IV. Работа по теме.
-Сегодня, ребята, у нас урок - путешествие. Путешествовать будем по нашей республике.
-Как называется наша республика? (Республика Хакасия) Слайд 4
Хакасия, край мой! Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней,
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей.
М. Кильчичаков
Растительный и животный мир нашей республики очень богат.
- Зима приносит всем обитателям лесов немалые сложности, сильные холода, колючий морозный ветер, всё это значительно усложняет зимнюю жизнь животных и птиц. Слайд 5
-Ребята скажите пожалуйста, какие дикие животные живут в наших лесах? (ответы детей).
Сегодня мы познакомимся с животными, которые занесены в Красную книгу Хакасии и узнаем как они зимуют.
а) Загадка: Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу-у-у!”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный (волк)
Слайд 6
Красный волк занесен в Красную книгу Хакасии.
Красный волк не просто обычный хищник. Он охотиться и на ящериц, и на крупных и мелких грызунов, даже антилопы и олени им под силу. Волки, обитая в горах, в основном охотятся на горных козлов, косулю, марала, кабана. Летом красные волки питаются растительной пищей.
б) Загадка:
Кто на своей голове лес носит? (Лось)
Лоси населяют всевозможные леса, на берегах степных озёр и рек их можно встретить в зарослях ивняков. Ночью лоси прячутся в укрытие – это яма в лесу. Из убежища видна только спина и голова. Огромное значение для них имеет наличие водоемов, где они питаются водной растительностью и спасаются от зноя. Зимой они предпочитают хвойные и смешанные леса.
в) Внимательно посмотрите на экран: кто здесь лишний? (среди птиц - одно животное). Это животное – марал. Среди других оленей, составляющих род, это самый крупный экземпляр. Летом окраска тела этого оленя слегка рыжевата или имеет буро-коричневый цвет. Зимой - окрашены в буровато- серый цвет. Зимой маралы питаются тем, что находят в снегу – сухие ветки и стебли травы. Рябиновые стебли, хвоя, кора, веточки жимолости, малины – вот основная пища марала с ноября и по март.
г) Рысь. Туловище короткое, плотное. На ушах длинные кисточки, которые служат своеобразной антенной, которая помогает животному слышать даже самые тихие звуки. Мех рыси очень густой, высокий, шелковистый. Особенно длинная шерсть на брюхе. Лапы крупные, зимой хорошо опущенные, что позволяет рыси ходить по снегу, не проваливаясь. Рысь отдает предпочтение глухим темнохвойным лесам, тайге. Она постоянно охотиться на тетеревиных птиц, мелких грызунов.
– Ребята, сегодня вы познакомились с животными, которые занесены в Красную книгу Хакасии. Они находятся под защитой. Сейчас мы поиграем экологическую игру «Сложи животное». Цель: закрепить знаний о животных, занесенных в красную книгу Хакасии. Учащиеся должны из разрезных частей сложить изображение животного и назвать кто получился
Физминутка.
Ребята, у нас существуют такие места, где охраняют жизнь каждого животного. Кто знает, как называется такое место? (Заповедник)
У нас в Хакасии много заповедников, но самый крупный - это Хакасский заповедник. Слайд
В каждом заповеднике и в лесу есть человек, который заботится о животных, помогает им зимой выжить, прокормиться – это егерь.
Что делает человек, чтобы помочь животным зимой? Слайд
Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой, а так же сушеные ветки рябины, малины, тополя.
Для лосей подрубают молодые осины и ветки рябины и сосны.
Для кабанов, маралов оставляют корнеплоды: свеклу, репу брюкву.
Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.
Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую зиму.
IV. Итог урока.
- Молодцы! На уроке вы были очень внимательны и правильно ответили на все вопросы.
Учитель: Боргоякова В. В.