Войнич Татьяна
Конспект урока «Имя прилагательное как часть речи»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня у нас присутствуют гости. Запишите в тетрадях число, классная работа
Мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое?
Слайд 1. Настроение (какое…. (отвечают 3-4 ученика)
Публикация «Конспект урока „Имя прилагательное как часть речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Части речи. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
С помощью слов какой части речи вы смогли описать свое настроение? (с помощью имен прилагательных)О какой части речи пойдёт речь?
Запишите тему: «Имя прилагательное как часть речи».
Сформулируйте цели урока. Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить?
(вспомнить все, что знаем о прилагательном из начальной школы, повторить морфологические признаки, синтаксическую роль.)
Учитель: Давайте начнем урок. (работа в парах). На ваших столах лежат 2 варианта текста. Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?
Учитель: Все слова вам понятны?
Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?
Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых
Учитель: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное. Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.
Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова?
Дети: Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, какая, какое? какие? чей, чья? чьё, чьи?
ВЫВОД – вопросы
ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Отвечают на вопросы
Формулируют под руководством учителя цели, задачи урока. УУД
Метапредметные :
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
личностные:
-положительное отношение к учению;
познавательные: осознавать познавательную задачу
Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные?
Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.
Учитель: Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ? Разберите слово по составу.
Дети: Прилагается к чему-то.
Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.
Слайд
А теперь в тетрадях выполните следующее задание. К существительным, записанным на доске, подберите (приложите) имена прилагательные, подходящие по смыслу, и составьте словосочетания прил. + сущ.
Определить род, число, падеж у первого и последнего словосочетания
КАФЕ, КОФЕ, КОЛЬРАБИ, ТЮЛЬ, РОЯЛЬ
ВЫВОД - сочетается с именами существительными Выполняют упражнение устно.
Отвечают на вопросы.
Смотрят мультимедийную презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. регулятивные:
-осуществлять контроль правильности ответов обучающихся;
- дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания;
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
познавательные:
- выделять существенную информацию из прослушанного;
коммуникативные:
- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;
- слушать и понимать речь других;
Слайд Задание.
- Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Найдите прилагательные и определите, каким членом предложения они являются.
Умная с…бака ре…ко лает.
Наша с…бака умна.
В саду цв. тут красивые розы.
Эти розы красивы.
Сделайте вывод о синтаксической роли имен прилагательных.
ВЫВОД: (Полные прилагательные – определения, краткие сказуемые).
После самостоятельной работы предлагаю физминутку для глаз – слайд
Отвечают на вопросы, высказывают предположения.
Составляют схему-опору, работают в парах, сверяют её со схемой на доске.
Делают вывод.
Выполняют физкультминутку для глаз. познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы;
личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем).
регулятивные:
-осуществлять проверку; самооценку;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
предметные:
- знать в комплексе отличительные признаки имени прилагательного как части речи, уметь различать краткие и полные прилагательные и их синтаксическую роль.
Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.
С. Есенин
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?
Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.
Учитель: Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным? Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?
Дети: Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красивым.
Чтение текста об эпитетах
ВЫВОД: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину – использование эпитетов
Отвечают на вопросы
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
Давайте потренируемся подбирать эпитеты. Запишите как можно больше эпитетов к словам - по рядам
1 ряд – снег (синий, белый, белоснежный, пушистый, рассыпчатый, колючий, холодный)
2 ряд – зима (седая, снежная, вьюжная, морозная, лютая, мягкая, пышная)
3 ряд – утро (прекрасное, обворожительное, ненастное, туманное, хорошее, чудесное, солнечное) Работа по рядам
-
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши,если это прилагательное, и топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т. е. не является прилагательным.
Веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
- 3 мин
Послушаем стихотворение и сделаем вывод:
Если б всё на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою на рассвете умываться,
И зелёным-презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Жёлтым. Синим. Красным.
Пусть же всё на свете будет
Удивительным и разным.
- 2 мин
Работают с учебником, выполняют упражнение.
Отвечают на вопросы, формулируют роль прилагательных в тексте. познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
Коммуникативные:
уметь общаться в парах,
уметь выслушать.
Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы сегодня говорили? Что нового узнали? Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных мы использовали на нашем уроке. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными.
Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу ___ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится ___. Мои одноклассники были. Они давали___ответы. На уроке я узнал много ___ и. Своей работой на уроке я. И сейчас у меня ___ настроение. 5 мин Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке. Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
регулятивные:
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
Домашнее задание - правило стр. 85
Письменное задание по желанию: составить сказку
1 мин