Надежда Сюмайкина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [З]-[З’], [З’]-[С], [З’]-[С’], буквы З, С, В»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте (письмо) по теме: «Звуки [з]-[з'], [з']-[с], [з']-[с'], буквы З, С, В». (УМК "Детский сад 2100").
Цели:
Обучающиеся научатся: писать печатную букву З, з; устанавливать различия между буквами З, С, В.
Обучающиеся получат возможность работать в паре, классифицировать слова по общему признаку.
Тип занятия: открытие новых знаний.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки [З]-[З’], [З’]-[С], [З’]-[С’], буквы З, С, В“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Технологии: ИКТ, сотрудничество, здоровъесберегающие,игровая.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация,СД электронное приложение «Азбука-малышка», дидактические карточки («съеденныме слова», магнитные буквы, мягкая игрушка Зайка, плакат «Сиди за партой правильно».
Ход занятия.
Этап занятия. Деятельность учителя
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
(2мин)
Игрушка Зайка в корзинке.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок,
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Пожелай успех глазами
И вперед, вперед за знаниями.
Начинаем наше занятие.
-Ребята, я хочу у вас спросить: для чего, с какой целью вы пришли на занятие?
-Я поняла, что каждый из вас пришёл, чтобы чему – то научиться, открыть что – то новое для себя, ответить на вопросы, которые вас интересуют. Что же, у вас благородные цели.
-Дети, посмотрите, какая странная корзинка стояла у дверей. Интересно, кто в ней может быть? Давайте посмотрим. Ой, зайчонок.
-У зайчонка есть письмо. Давайте прочитаем его.
«Мама зайчиха принесла меня в школу, что бы я поучился у ребят грамоте. А я не хочу учиться, это очень трудно.»
- Ребята и вам трудно учиться?
-Подожди, Зайчонок, ты не прав, учиться это всегда интересно. Мы с как раз с детьми учим звуки и буквы. Садись в свою корзинку, смотри и слушай внимательно.
Вперёд, за новыми открытиями.
2. Актуализация знаний, мотивация. (5 мин.)
Физкультминутка.
(1 мин.)
Слайд 2 .
- Ребята, предлагаю начать наше занятие с повторения, вспомним, из чего состоит наша речь? Предложения? Слова? Слоги? Звуки?
- Чем мы на письме обозначаем звуки?
- Какие гласные буквы мы уже умеем писать? Какие согласные буквы вам уже знакомы?
Давайте проверим, как вы это усвоили?
Работа по карточкам в паре.
- Перед вами карточки с элементами букв, какие буквы можно составить из этих элементов? Какие элементы вы использовали?
- Назовите их вполголоса друг другу.
- А какие буквы вы написали?
-Давайте посмотрим на доску и проверим, верно ли вы написали все буквы?
-Хорошо, немного отдохнём с Зайкой и продолжим работу.
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
-Ребята какие числа вы услышали?
-В каком порядке они звучали: в прямом или в обратном?
3. Постановка учебной задачи.
(3 мин.)
Слайды 3-6. - Сегодня мы вновь совершим «открытие».
-Как вы думаете, какое?
Предлагают вам поиграть в интересную игру «Отгадай загадку». Будьте внимательны. Особенно обратите внимание на слова – отгадки. В них-то как раз и притаилась наша загадочная буква.
Показ слайдов с отгадками.
Не селёдка, не верёвка,
По воде плывёт же ловко.
Хоть без ног, и по земле
Проскользнёт, шипя во мгле. (Змея)
Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под… (Зонт)
В Африке живёт.
Траву жуёт.
Носит матроску
В чёрно - белую полоску. (Зебра)
Какое слово «лишнее»? Почему?
-Что общего в словах – отгадках?
- Как вы считаете, сможете ли вы все уверенно красиво и правильно написать эту печатную букву?
Почему?
-Ребята, значит, какая задача стоит перед нами на этом уроке?
4. Решение учебной задачи.
(9 мин.)
-Назовите 1 звук в словах «зайчонок», «змея», «зебра».
Сегодня мы играем со звуками [З-З’] и буквой З.
Пальчиковая гимнастика.
А теперь можно отправляться на прогулку (корзинку берём с собой).
— Идём по тропинке. Тропинка узкая, ступаем друг за другом. Вот мы подошли к поляне. Какие цветы растут на поляне? (Ромашки). Давайте покажем цветок с помощью пальчиков, представляя их в виде лепестков. Сначала это будет бутон, в котором находятся лепестки, но вот пригрело солнышко, и бутон раскрылся. Подул ветерок и закачались цветы, запели свои песенки (дети показывают цветы). — Дети, послушайте эту песенку: «З-з-з-з-з» — Чья это песенка?
- Правильно, это песенка комара (показать картинку комарика). Упражнение «Песенка комарика». Помоги комарику долететь до своего домика. Проводя пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: 3-3-3… (большой комарик). Артикуляция звука «З» Губы в улыбке, широкий язык у нижних передних зубов.
Характеристика звука.
Какой это звук?
Правильно. Он твердый или мягкий? Он звонкий или глухой? И так, звук «З» — согласный, твердый, звонкий (обозначение звука синим кружочком с колокольчиком).
-Ребята, наш Зайка проголодался. Вы можете ему помочь. Чтобы получить морковку для нашего гостя, нужно выполнить задание. Вы готовы? (На обратной стороне моркови задание)
Закончить слово слогами: ЗА: ва, ро, гла, сле, гро…; ЗЫ: ко, ва, гро, бере, арбу, моро, серви… Пока мы с вами помогали Зайке, на полянку пришла козочка-коза, зелёные глаза. Козочка хочет поиграть с вами в игру (игрушка коза).
Игра «Повтори за мной»
За-за-за, за-за-за, Здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы Мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за, Уходи домой, коза.
Выложи букву З. (Лепка)
На письме звуки [З] — [З’] записываются буквой «З». На что еще похожа буква З? З загнулась, как змея, Но ей не запугать меня.
Букву «З» можно не только написать. Её можно выложить из палочек, ниточек, а мы сегодня попробуем ее слепить.
-Мы будем работать с пластилином синего цвета или зелёного. Возьмите пластилин, разомните его и вылепите из него букву. Выложите её на картон и покажите нашим героям. Почему для этой буквы мы выбрали такие цвета?
-Какой буквой на письме обозначим эти звуки в начале слова?
(Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения.)
Работа в парах.
-Молодцы! Мы с вами вылепили печатную букву З.
-Подошло время познакомиться с буквой З в наших прописях.
-Открываем прописи на странице 18.
Пропись я свою открою
И как надо положу.
Я друзья от вас не скрою:
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
Пальчиковая гимнастика.
Наша дружная семья: папа, мама, дочка, сын и я.
- Потёрли каждый пальчик друг об друга.
- А теперь потёрли ладошки.
- Поздоровались, сели – встали, сели – встали, и тихонько побежали.
Организую работу по анализу построения буквы.
-Рассмотрите рисунки. Какую букву они напоминают (Змею).
Как вы думаете, почему художник изобразил их такими?
Составим алгоритм написания печатной буквы З.
Показ СД электронное приложение к «Азбука-малышка».
-Использую приём «письмо в воздухе» для повторения алгоритма.
-Ребята, обведите и заштрихуйте букву в любом направлении. Какой цвет вы выберите для этого?
-Ребята, у нас есть два гриба. (№2). Давайте обведём и заштрихуем первый гриб синим цветом, а второй-зелёным. Назовите животных. С какого звука [С], [С'], [З] или [З'] начинается каждое слово? Как вы думаете, под какой зонтик-грибок спрячется каждое животное, если пойдёт дождь? Проведи стрелочки.
-Поднимите руки, кто доволен собой, написано правильно и аккуратно.
-Ребята, посмотрите внимательно на следующие две буквы. Назовите их. Чем они отличатся?
-Обведи сначала все буквы З одним цветом, а все буквы В – другим.
Организую самооценку и взаимооценку.
-Ребята, оцените работу, подчеркните простым карандашом самую удачную букву.
-Сейчас мы проверим работу своего друга. Оцените соседа, подчеркните карандашом желтого цвета правильную и самую красивую букву. Поставьте смайлик в конце задания.
5. Первичное закрепление
(Применение алгоритма на практике) (5 мин.)
Физкультминутка (1мин.) Ребята, Зайка нам предлагает немножко отдохнуть.
Физкультминутка «Зайка серенький».
Зайка серенький сидит и ушами шевелит (сидят на корточках)
Вот так, вот так он ушами шевелит. (делают «ушки на макушке» и шевелят «ушками»)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Вот так, вот так, надо лапочки погреть. (трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам).
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Вот так, вот так, надо зайке поскакать. (скачут, поворачиваясь вокруг себя).
Зайку волк испугал, серый зайка ускакал! (разбегаются по группе)
Закрепление нового материала в рабочей тетради. (С. 19 №4)
-Рассмотрите следующую страницу. Какие буквы написано на ней?
-Какие буквы вам уже были знакомы?
-Давайте повернемся к соседу по парте и произнесем их. Обратите внимание на форму губ и место языка при произнесении.
-Зайка приготовил для вас слова, но пока вы были заняты, прокрался Жук – буквоед и съел в них некоторые буквы.
-Попробуем восстановить буквы и прочитать слова.
-Скажите со слогом За или Са в начале слова:
…рай, …мок, …ша, …ни,. кат
-Добавьте слог за, са или ва в конце слова.
-Ли… сли…ко… о… ко… Во…
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой (5мин.) С. 10, №5
-Ребята, посмотрите на следующее задание в рабочей тетради. Угадайте, какие буквы спрятались. Дорисуйте эти буквы.
Игра.
-Сейчас я буду называть слова. Хлопайте всякий раз, когда услышите звук[ З] или [ З']
Зина, коса, зебра, зонтик, винт, коза, заяц, кролик.
Ребята, нашему Зайке понравилось с вами на занятие. Действительно, учиться- это интересно. Он узнал очень много нового для себя.
7. Итог занятия. Рефлексия
(1-2 мин.)
Организую текущее оценивание.
-Вы очень хорошо потрудились.
-Ребята, какова была тема занятия?
-Какую цель мы поставили перед собой?
-Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?
-Пригодилось ли новое умение?
Стало ли для вас новое знание ценным (полезным? В чём его ценность?
- Действительно, новое знание и умение сделало вас еще умнее, самостоятельнее!
В следующий раз нас ждут новые открытия! Занятие окончено.