Валентина Каменских
Урок обучения грамоте «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока обучения грамоте
по теме: «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч»
1 «Б» класс
Программа : Школа России
Урок разработала :
Каменских Валентина Александровна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Система учебников (УМК) : Школа России
Ресурсы урока :
Публикация «Урок обучения грамоте „Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. М. : Просвещение, 2012;
Презентация Microsoft Office PowerPoint
Тема Согласный звук ч’, буквы Ч, ч
Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком ч’, буквами Ч, ч, развития речи, памяти, логического мышления:
- развивать фонематический слух учащихся,
-способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения;
- воспитывать умение ценить время и рационально его использовать;
- формировать навык самоконтроля;
- создать условия благоприятного психологического климата.
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Устанавливают, что звук ч’ всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; раскрывают значение многозначных слов
Личностные результаты Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук ч’.
Коммуникативные: формирование умений:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.
Основное содержание темы, понятия и термины Согласный звук ч’, мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание ча, чу; многозначные слова
Образовательные ресурсы Предметные картинки, счетные палочки
Метапредметные результаты и деятельность учащихся:
Познавательные:
Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу.
Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча-чу.
Регулятивные: формирование умений:
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: формирование умений:
договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.
Личностные: понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Форма проведения: урок – практикум
Ведущий вид деятельности: индивидуальная, фронтальная
Методы работы: иллюстративно-словесные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой.
Предполагаемый контроль: самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.
Этапы урока Ход урока
(деятельность учителя и учащихся) Формирование УУД
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
II. Постановка учебной задачи
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Ход урока
I. Орг. момент: (релаксация). Урок начинается с взаимного приветствия учащихся и гостей.
Долгожданный дан звонок,
Начинается … урок (ответ детей)
Настроение каково? Во (показывают большим пальцем руки)
Настрой на урок Упражнение на релаксацию
Закройте глаза, представьте себя на берегу лесной речки. Плещется вода в реке, где-то стрекочет кузнечик, кукушка считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Начинаем урок.
II. Введение в тему урока.
Что за братцы?
Их пересчитал-
Год пропал.
Годы идут, а они не растут. Как тех братцев зовут?
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (месяцы)
Прошло семь дней –
Конец и ей. (Неделя)
- Какая тема объединяет эти загадки? (время)
- Как вы понимаете слово время?
- Какой предмет помогает людям определить время? (часы)
- Поднимите руку кто уже умеет определять время по часам?
К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Потому что время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад. И если на уроке на какое-то время отвлечётесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложнее его усвоить. Да и чувствовать вы себя будете неудобно, когда учитель станет задавать вопросы, а вы не будете знать, что ответить.
Я надеюсь, что вы будете ценить время и не отвлекаться на уроках
Вы помните тот день, когда впервые пришли в школу?
Слайд 1
А на следующий день вы познакомились с первым школьным учебником. Как он называется? («Азбука»)
Прошло время, и вы полностью изучили содержание первой части «Азбуки».
Слайд 2
- Посчитайте, сколько всего букв вы изучили? (20)
- Сколько среди них гласных? Назовите их.
- Когда буквы Я, Е обозначают два звука?
- Когда буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука?
- Сколько согласных? Назовите их. Что вы знаете о согласных?
Слайд 3
Разделите слова на 2 столбика: 1 – где буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука; 2 - обозначают два звука
Слайд 4 Проверка
Слайд 5, 6
Определите сколько букв и сколько звуков в словах
- Какие согласные бывают только звонкими?
Вот мы и повторили всё, что вы узнали пока работали по первой части Азбуки.
мотивационная готовность к учебной деятельности
Познавательные УУД:
- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
IV. Постановка целей и определение темы урока Слайд 7
–Ребята, я предлагаю вам сыграть со мной игру «Я беру тебя с собой». В моём чемодане есть предметы, я буду их называть, а вы отгадайте по какому признаку я их вместе собираю?
(чайник, чемодан, чучело, чашка, часы)
- они начинаются на [ч]
-Молодцы, угадали. Тогда добавьте мне ещё предметы.
- Ребята, а как вы думаете, почему эти предметы пожаловали к нам сегодня?
-будем знакомиться со звуком [ч] и буквой.
- Какие цели поставим перед собой?
Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
III. Изучение нового материала.
Отгадайте загадку:
Я скачу и молчу.
Упаду, не закричу.
Мне не нужен даже врач.
Угадайте, кто я?
Проведите звуко-буквенный анализ слова мяч
Звук ч’всегда мягкий, твёрдым в русском языке он не бывает. Регулятивные УУД:
- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение контролировать и оценивать свои действия.
V. Первичное закрепление
Работа в парах.
- Прочитайте слова. (Чита, Челябинск)
- Может быть кто – нибудь знает эти названия? Это города России.
- Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Сможет ли кто-нибудь выполнить задание на доске? Сравните свою работу с доской.
Игра на внимание «Любопытный» Я задаю вопросы, а вы отвечаете словом, которое начинается со звука ч :
-Где рубашка? (в чемодане)
- Где стрелки? (в часах)
- Где ложка? (в чашке)
- Где чай? (в чайнике)
- Кто в клетке? (чижик)
- Кто над морем? (чайки)
- Кто в песке? (черепахи)
- Что в лесу? (черника)
- Что в саду? (черешня)
-Какой день недели (четверг)
-Кто в земле? (червяк) -и т. д. (можно предложить детям придумать вопросы, чтоб ответ начинался на данный звук, задаёт ряд ряду)
р- Кто живёт в сказке? (Чебурашка, Чипполино)
Познавательные УУД
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение контролировать действия партнера;
- формируем умение контролировать и оценивать свои действия.
VI. Усвоение новых знаний
V. Усвоение новых знаний.
- Послушайте рассказ Г. Юдина и запомните слова со звуком [ ч ].
Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое – то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же там так тикает? Чудеса!
- Назовите слова, которые начинаются с буквы Ч. Давайте проверим, все ли слова вы назвали.
(чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный чулан, чудовище, чешется и чихает, часы, чудеса)
- Молодцы.
Коммуникативные УУД
- умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД:
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
по признакам;
- умение контролировать и оценивать свои действия.
Закрепление.
VI. Работа в паре
Смайлик принес вам текст. Как вы думаете, какое задание он вам хочет дать?
(Прочитать, подчеркнуть слова с буквой ч, посчитать и написать сколько их)
Карточка №1
Ач оч уч ыч ич ча чо чу чи че
Чак чон чуд чит леч ряч меч буч
Пич счу члы чга чко рче вчи чпу
Часы матч пачка почта очки
Четверг чемпион
Карточка №2
На-сту-пил ве-чер. МА-ма при-го- то- ви- ла вкус-ны-е пон-чи-ки. Че-бу-ре-ки и мо-лоч-ко с чер-нич-ным по-вид-лом. све-та и па-па встре-ча-ют де-ду-лю и ба-бу-лю. Се-год-ня у нас ча-е-пи-ти-е!
, но работать будем в паре. Давайте вспомним правила, по которым нам надо учиться работать в паре. Выполняют и проверяют по эталону. У какой пары также? У кого 1 ошибка, две…
Молодцы, потрудились все, я вас хочу за это поблагодарить
Коммуникативные УУД
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД:
- умение контролировать и оценивать свои действия.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
- С какой буквой мы познакомились сегодня?
- Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]?
- Мы учились писать буквы Ч,ч. Посмотрите на странички, где сегодня работали, и отметьте те строчки, на которых вам особенно удались буквы, получились особенно красивыми.
– Какое задание показалось наиболее интересным?
– А какое задание заставило задуматься?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
- Каким словом вы бы назвали наше путешествие: чудесное, чрезвычайно интересное, очень трудное, чересчур сложное?
Психологическая оценка настроения учащихся при помощи смайликов Регулятивные УУД
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Самоанализ урока.
Класс 1.
Тема урока : «Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч]».
Тип урока : Урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Цели:
1. Сформировать представление о звуке [ч] как о мягком непарном согласном.
2. Познакомить учащихся с буквами Ч, ч, обозначающими звук [ч].
3. Развивать фонематический слух учащихся, логическое мышление.
4. Воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.
5. Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
Данный урок по этой теме является первым. Второй урок - сочетания ЧА-ЧУ. Третий урок – упражнение в чтении.
Главный этап урока – выделение звука, обозначение его буквой, чтение слогов. Дальнейшая работа – развитие навыка чтения.
Использовала наглядность, игровые моменты с целью развития внимания и интереса к предмету. Своевременно проводила физкультминутки. Урок начался с актуализации знаний, что создало ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой.
Использовалась фронтальная работа, индивидуальная работа, разные виды чтения и различные виды заданий, что способствует развитию навыка чтения.
В конце урока использовала прием самооценки.
Карточка №1
Ач оч уч ыч ич ча чо чу чи че
Чак чон чуд чит леч ряч меч буч
Пич счу члы чга чко рче вчи чпу
Часы матч пачка почта очки
Четверг чемпион
Карточка №2
На-сту-пил ве-чер. Ма-ма при-го- то- ви- ла вкус-ны-е пон-чи-ки, че-бу-ре-ки и мо-лоч-ко с чер-нич-ным по-вид-лом. Све-та и па-па встре-ча-ют де-ду-лю и ба-бу-лю. Се-год-ня у нас ча-е-пи-ти-е!