Людмила Степанова
Урок обучения грамоте в первом классе «Звуки [б] и [б’], буква Бб»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевые установки урока :
1. Формирование умения различать звуки [б] и [б];
2. Знакомство с буквой Бб, формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов;
3. Укрепление интереса к чтению через расширение круга знакомых книг;
4. Наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук.
Ход урока.
1Организационный момент.
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд №1.
-Мы продолжаем путешествие по удивительной стране «АБВГДЙКА», будем учиться.
-А что значит учиться? Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!
-Как мы будем строить свой урок?. Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а потом постараемся сами открыть новое знание.
-У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу. Замечательно, вперёд за знаниями.
2. Актуализация знаний.
-С чего начнём работу? (С повторения).
-Какая бывает речь?
-Из чего состоит наша речь?
-Назовите признаки предложения?
-Вы сказали, предложение состоит из слов, что скажете о слове?
- А какие бывают звуки? Чем они отличаются?.
-Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а каким вы определите сами.
3. Постановка проблемы, определение темы урока. Слайд№2
-Наши друзья Аня с Ваней попросили меня принести на урок книгу.
-Посмотрите на неё.
-Кто сумеет прочитать название книги?
-Фамилию автора книги?
-Кому читали эту книгу?
-Кто главный герой этой книги? (Деревянный человечек Буратино.)
-Как он появился на свет? (Его сделал из полена папа Карло).
- Почему же книга называется «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Все приключения Буратино были связаны с золотым ключиком, которым открывается дверь в замечательный кукольный театр.)
- Сегодня мы станем участниками некоторых приключений Буратино. Тем ребятам, которым знакома эта книга, будет интересно вспомнить её содержание, а тем, кто услышит о приключениях Буратино впервые обязательно захочет прочитать эту книгу. Но для этого мы должны узнать новую букву.
- А поможет нам в этом? Кто? Конечно, же Буратино. Давайте ещё раз все вместе по слогам произнесём это имя.
-Кто догадался, какой звук нас интересует в имени Буратино? Верно, это звук [б].
-Кто поможет определить тему сегодняшнего урока?
-Сегодня мы познакомимся с новым звуком и научимся обозначать его буквой.
-Давайте вместе произнесём звук [б] и дадим ему характеристику. (Дети хором произносят звук).
-Какой это звук : гласный или согласный (Звук б согласный, звонкий.)
-Какой он в слове Буратино? (Твёрдый.)
-А как вы думаете может он быть мягким?.
-Давайте понаблюдаем: произнесите вместе со мной твёрдый звук б.
- Вспомните звукоподражательное слово, в котором повторяется звук б. (Барабан).
-Теперь произнесите мягкий звук. (бь,бь,бь.).
-Как стали звучать удары барабана? (Мягче, слабее.)
-Раньше ударами барабана зрителей приглашали на театрализованное представление.
-Давайте посмотрим, как звук Б обозначается буквой. Слайд№3. Печатная и письменная буквы Бб
Слайд №4 Работа в учебнике.
-Давайте откроем Азбуку и посмотрим на что похожа буква Б
-Откройте Азбуку на стр. 4.
-Буква, которая обозначает звуки б и бь, тоже напоминает барабан.
- Что ещё напоминает букву б? (Перевёрнутый золотой ключик.)
Слайд №5. Золотой ключик.
-Какая буква – большая или маленькая нужна Буратино? (Большая, так как с неё начинается его имя.)
-Где ещё нам пригодится заглавная буква Б?.
Чтение слогов с буквой Б.
-Давайте, прочитаем слоги со звуком Б.
-Прочитайте слоги, где согласный звук мягкий.
-Кто подарил Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила).
-Рассмотрите Тортилу на рисунке и прочитайте, что она говорит. (Дети читают слоги).
-Это она бормочет на своём черепашьем языке.
-Где живёт Тортила?
-Прочитайте под рисунком.
Работа в паре. Жужжащее чтение.
Чтение слов Черепахи.
-Какие слова бормотала Тортила?
- Попробуем разобраться в них.
Слайд №6. Рассыпанные слоги.
-К сожалению, черепаха уже старенькая, поэтому, наверное, перепутала слоги в словах.
- Давайте переставим слоги, так чтобы получились слова.
Работа у доски. Составление слов.
-Давайте прочитаем, какие слова получились.
Чтение слов 1 столбика. Что скажете? Значение всех слов понятно?
-Прочитаем слова 2 столбика.
- Какие появились мысли?
Тарарам – шум, гам, грохот, переполох, суматоха.
Бегемот- большое, неуклюжее животное, в болотах жарких стран.
Билет – документ, который приобретается за денежные средства.
Балет – театрализованное представление, сопровождающееся музыкой, танцами.
-Какое слово лишнее? Аргументируйте свой ответ, почему.
Физкультминутка.
-Тортила хотела рассказать историю про золотой ключик, но не сумела.
-Что предлагают нам Аня и Ваня? (Посмотреть кукольный спектакль про Буратино.)
-Что является пропуском на этот спектакль? (Билет).
-А чтобы получить билет на представление, мы должны дать характеристику слову билет, выполнить звукобуквенный анализ этого слова.
-Кто желает это сделать у доски.
Слайд №7. Работа с моделью слова: билет.
-Звукобуквенный анализ слова (билет.) у доски.
Итак, мы получили с вами билет и вместе с Буратино отправляемся в театр.
Работа с учебником. Слайд №8.
Подготовка к чтению текста «В театре».
- Прочитайте глазками название текста.
-Как Буратино оказался в театре?
-Кто помнит содержание сказки?. (Папа Карло купил Буратино Азбуку и отправил его в школу. Но Буратино, услышав звуки барабана, захотел посмотреть представление, продал Азбуку и купил билет в театр.
Работа над текстом.
-Прочитайте, Какими словами встретили Буратино куклы?. Какие вы здесь предложения увидели? Как их надо прочитать?
Итак, Буратино в театре… Приняли все позу слушателя.
Чтение учителем отрывка сцены, которая происходила в театре. Стр. 19-24.
-Как произошла встреча Буратино с Карабасом-Барабасом?
-Прочитайте имена героев сказки.
-Продолжите, кого из героев сказки здесь нет. (Джузеппе, кот Базилио, Мальвина, Пьеро, летучая мышь, крыса Шушера.)
-Кто оказался другом Буратино?
Слайд №9 Иллюстрация к сказке.
Физкультминутка
-А сейчас послушайте краткий пересказ сказки.
Пересказ сказки.
-Благодаря изучению какой буквы вы смогли познакомиться с Буратино?
-Какие звуки обозначает буква Б?
-Давайте дадим характеристику звуку.
-Сегодня Буратино вновь у нас в гостях и он для вас приготовил задания.
Закрепление изученного.
Выполнение заданий с электронного приложения.
1. Найди слова со звуками Б и Бь.
-Что скажете?
- Как назвать одним словом? (животные)
- На какие группы их можно разделить? (домашние и дикие)
Посмотрите на слова, в которых есть звук б и бь.
-Что скажете? Какое слово лишнее? Почему?
2. Буратино подготовил для вас загадку.
-Отгадай загадку и составь схему слова отгадки.
-Кто желает прочитать загадку?
Чтение загадки у доски.
-Звук ч всегда мягкий.
- А бычок какое животное?
3. Работа над текстом.
-Прочитать текст и подобрать картинку.
Чтение текста хором.
-Найдите в тексте слова с буквой Бб, назовите их.
Рефлексия. С какой буквой мы познакомились?
Слайд с буквой Бб. на диске.
Какие звуки она обозначает? Характеристика звука. (дети дают характеристику звуку)
-Буратино помог нам не только познакомиться с новым звуком и буквой, но и предложил вам ещё раз прочитать книгу «Золотой ключик, или приключения Буратино.
-За хорошую работу на уроке он приготовил вам подарки.
-Вложите их сразу в Азбуку, эти закладки помогут вам узнать новые звуки и буквы и помогут быстро научиться читать.
Слайд №10. Смайлик. У Смайлика хорошее настроение, он улыбается, а у вас? Встаньте те, у кого такое же настроение, поблагодарите за работу на уроке друг друга и Смайлика, подарите всем свои красивые улыбки. Спасибо за урок!