Светлана Ахмадуллина
Внеурочная деятельность в первом классе по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Внеурочная деятельность в первом классе по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1.1).
Публикация «Внеурочная деятельность в первом классе по ФГОС» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2017
Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности (п. 2.7).
Программа внеурочной деятельности входит в содержательный раздел АООП, наряду с программами формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания, программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, программ формирования базовых учебных действий.
Организационный раздел АООП включает: учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области, внеурочную деятельность; систему специальных условий реализации АООП (п. 2.8).
В рамках реализации АООП школа определяет формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности (п. 2.9.3).
Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности (п. 2.9.10).
Внеурочная деятельность, учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся (в том числе этнокультурные) предусматриваются в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (п. 2.10).
Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное таких формах как в индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно-полезные практики и т. д.
Программа дополнительного образования детей «Умелые руки» входит в программу внеурочной деятельности школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России №1599 от 19.12.2014г.). Программа общекультурной направленности.
Данная программа разработана на основании дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество» примерные программы по учебным предметам «Прикладное творчество» и «Лепка» в соответствии с федеральными государственными требованиями (Приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012г. № 156) и с учетом многолетнего педагогического и методического опыта в области дополнительного образования детей.
Программа «Умелые руки» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Программа рассчитана на 3 года обучения, с 1 по 4 класс. В первый год продолжительность учебных занятий составляет 33 недели, во второй и третий годы – по 34 недели.
Общая трудоемкость программы «Умелые руки» при 3-летнем сроке обучения составляет 169 часов.
Недельную учебную нагрузку составляют: в 1 классе 1 час в неделю, во 2, 3, 4 классах - по 2 часа учебных занятий (спаренные).
Программа составлена в соответствии с интеллектуальными возможностями и учетом уровня развития детей. Основная форма учебных занятий – мастерская. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения. Педагог может также в процессе занятия организовывать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе.
Цель
Развитие творческих способностей, фантазии, воображения детей на основе формирования начальных знаний, умений и навыков в декоративно-прикладном творчестве, лепке.
Задачи
• развитие устойчивого интереса детей к различным видам изобразительной деятельности;
• формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и техниками;
• знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;
• формирование знаний об основах цветоведения;
• формирование знаний о правилах изображения окружающего мира по памяти и с натуры;
• развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;
• развитие зрительной и вербальной памяти;
• развитие образного мышления и воображения;
• формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
• воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.
Содержание программы включает следующие основные разделы:
Раздел 1: Работа с бумагой.
Раздел 2: Лепка
Раздел 3: Текстиль.
Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах.
Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.
В программу могут вносится изменения в связи с тем, что занятия декоративно-прикладным творчеством предполагают работу с материалами и инструментами, в случае отсутствия материалов и инструментов их заменяют другими имеющимися.
Перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Умелые руки».
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.
2. Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
3. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).
4. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла.
5. Умение работать с различными материалами.
6. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования.
7. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
8. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
9. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
10. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
11. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу.
“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.
“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.
“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала
Программа дополнительного образования детей «Умелые руки» введена в учебный план с 2016-2017 учебного года в 1, 2-3 и 4 классах. Реализовывалась в 1 четверти. Можно сказать, что программа работоспособна. Успешно освоив эту программу дети в дальнейшем могут поступить в учебные заведения художественной направленности на следующую ступень обучения.