Татьяна Захарченко
Экологический час в первом классе. Конкурсно-развлекательное мероприятие «Земля-наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка внеклассного мероприятия по теме :
«ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Экологический праздник-конкурс «Цветочная поляна»
Учитель: Т. М. Чернышёва
Описание материала: работа предназначена для учителей начальных классов для проведения во внеурочное время или на уроках окружающего мира; игра даёт возможность всесторонне развить в детях экологическую грамотность, бережное отношение к природе, ориентироваться в окружающем мире.
Публикация «Экологический час в первом классе, Конкурсно-развлекательное мероприятие „Земля-наш общий дом“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Планета Земля - наш дом
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: создание условий для формирования бережного отношения к природе, действенного отношения к окружающему миру путем становления начал экологической культуры, экологического сознания и мышления, закрепление правил поведения в лесу, на поляне, у реки.
Воспитание любви к родному краю, заботы о его природе и ответственности за её охрану.
Основные задачи:
- создание условий для экологического образования;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей
к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
-воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- развитие эмоций, чувства эмпатии к объектам природы.
Оборудование: презентация; картинки с птицами и животными; «цветочная поляна» с заданиями для игры; конверты; краски, цв. карандаши.
Ход мероприятия:
СЛАЙД 1
Учитель: Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни» - сказал Сухомлинский.
Ученик:
1. Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
2. Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг (природа)
Учитель: Сегодня на нашем праздничном занятии ещё раз поговорим о том, какую роль играет человек в охране природы. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. Проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь?
А что же такое «экология»? Кто помнит? (ответы детей)
Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и будет жить по экологическим законам жизни.
СЛАЙД 2
Ученик:
1. Как яблоко на блюде
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
2. Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
3. Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Учитель: Законы об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут важно знать, что можно, а чего нельзя делать.
Издали наблюдать за птичьими гнездами можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним — нельзя!
Наблюдать за муравейником можно, а разрушать его — нельзя! От муравьев лесу большая польза: они уничтожают личинки насекомых, которые вредят деревьям.
Мастерить кормушки для животных можно, а делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!
Обо всем, что можно и чего нельзя, вы узнаёте в школе. И если вы действительно хотите стать друзьями природы, то сердце вам всегда подскажет, как поступать в тех или иных случаях.
А сейчас давайте выполним интересные задания на экологическую тему, которые вы видите на нашей цветочной поляне. Посмотрите, какая она яркая и весёлая. В каждом цветке нашей поляны для вас интересное задание.
(Учитель обращает внимание детей на доску, к которой прикреплены 5 цветов разных расцветок, образующих «цветочную поляну».)
Каждый цветок раскрылся утром, а внутри был конверт с заданием. Как видите, у меня на столе 5 конвертов. Каждый из них помечен тем же цветом, что и один из цветков. Сейчас я буду открывать конверт, читать задание, и мы будем его выполнять.
Задание 1, конверт 1.
Учитель: Мы получили задание закончить стихотворные строчки. Будьте внимательны и отвечайте дружно:
- Аем-аем-аем, деревья мы. (сажаем).
- Су-су-су, не станем мусорить в. (лесу).
- Омы-омы-омы, очистим. (водоемы).
- Ор-ор-ор, потушу в лесу. (костер).
- Орнем-орнем-орнем, цветок не вырву с. (корнем).
- Эвья-эвья-эвья, нельзя ломать. (деревья).
- Ечь-ечь-ечь, нельзя траву сухую. (жечь).
- Ать-ать-ать, не будем гнезда. (разорять).
- Оры-оры-оры, не трону. (мухоморы).
- Ой-ой-ой, подкормлю я птиц. (зимой).
- Эчь-эчь-эчь, природу будем мы. (беречь).
Задание 2, конверт 2.
Игра «Представь себя.». В этом конверте я нашла карточки для игры. Предлагаю желающим вытаскивать по одной, читать и выполнять соответствующее задание:
- Представь себя речкой, берега которой сплошь завалены консервными банками, рваными ботинками, автомобильными шинами, осколками бутылок и т. д. Что бы ты хотела сказать людям по этому поводу? СЛАЙД 3
- Представь себя лесной поляной, которую только что покинули отдыхающие, не затушив до конца костер. Что бы ты крикнула им вдогонку? СЛАЙД 4
- Представь себя птицей, в которую только что попал мальчишка из рогатки. Каково тебе? Расскажи. СЛАЙД 5
- Представь себя молодой березкой с только что распустившимися листочками, у которой сломан сук. Что ты чувствуешь? Расскажи. СЛАЙД 6
- Представь себя букетом колокольчиков, выброшенным на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях. СЛАЙД 7
(Ребята разыгрывают ситуации по каждому заданию)
Задание 3, конверт 3.
Учитель: Ребята, что вы знаете о лекарственных растениях? Почему их так назвали?
Давайте отгадаем загадки о лекарственных растениях. В этом конверте такое задание для нас.
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь — слюнки потекут,
А раскусишь — кисло. (Клюква)
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его — сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Синяя такая? (Черника)
На верхушке стебелька —
Солнышко и облака. (Ромашка) СЛАЙД 8
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репей, или лопух)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш)
Сидит Яшка, красная рубашка,
Брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник) СЛАЙД 9
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ель)
Растет зеленый кустик,
Дотронешься — укусит. (Крапива)
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него —
И не будет ничего. (Одуванчик)
Я — капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот рад наклониться,
А имя дала мне родная землица. (Земляника) СЛАЙД 10
Весной зазеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина) СЛАЙД 11
Отгадки по ходу выполнения появляются на слайде. Учитель объясняет, какую пользу приносит то или иное растение.
Учитель: Ребята, а теперь давайте распределим все эти растения на 3 группы.
Ответ: 1. Крапива, одуванчик, ромашка, репей, ландыш, подорожник — травянистые растения.
2. Земляника, черника, клюква, шиповник, малина — ягоды.
3. Рябина, береза, дуб, липа, ель — деревья.
Задание 4, конверт 4.
Учитель:
В этой таблице в каждой строке спряталось название животного, занесенного в Международную Красную книгу.
(Ученики получают распечатки задания.) Вам нужно из каждой строки
выписать буквы только русского алфавита. Так вы прочтёте названия животных.
L М Y W О J Q Р Q V Z Ж
V Q О Р L Z V L Ё W Л Z
П Z Е W Р В О F Ц В Е Т
Z К У S В Z Ш И Н W К А
Ф U Л А R М Y И Н Г S О
W R Z Y З U У S Б Z Р W
Ответ: МОРЖ, ОРЁЛ, ПЕРВОЦВЕТ, КУВШИНКА, ФЛАМИНГО, ЗУБР.
СЛАЙД 12
На слайде демонстрируются рисунки данных животных.
СЛАЙД 13
СЛАЙД 14
Задание 5, конверт 5.
Творческое задание. Нарисовать лесной цветок.
Учитель. Ребята, послушайте историю, которая могла бы произойти с каждым из вас.
«Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать:
— Зачем, — сердится, — ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики — нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и.
— Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.
— Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе вовсе переведутся. Взрослых за такие букеты штрафуют. И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
— А ромашку можно рвать? — спросила одна девочка.
— Пока можно, да и то осторожно, — услышала она в ответ справедливые слова.
— Вот скажи-ка, Панамка, какой бы ты на месте этой девочки цветок выбрал — большой и яркий или маленький и чахлый?
— Ясное дело, большой, яркий.
— Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения так потомство дать и не успевают — в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим».
Учитель: Поделитесь своими впечатлениями об услышанном (ответы детей).
Я думаю, эта история напомнила вам о том, что нельзя рвать лесные, полевые, луговые цветы охапками. К тому же многие из них очень быстро вянут — вряд ли вы успеете донести их до дома. Поэтому разумнее не уничтожать красоту, а создавать ее, что и предлагает нам сделать один из цветков в своем задании — нарисовать цветок из мира дикой природы.
СЛАЙД 15
СЛАЙД 16
(Дети рисуют, обмениваются впечатлениями)
Учитель.
Смотрите, ребята, какие красивые у вас получились цветы.
Сейчас мы «высадим» их на нашу цветочную поляну, и она станет ещё ярче и наряднее.
(Все вместе дополняют цветочную поляну на доске своими работами)
Рефлексия:
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял.».
Ученик:
1. На одной планете
Дружно жили дети
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц
2. Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали
Рек не загрязняли!
3. Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля
Где живем и ты, и я!
СЛАЙД 17
Учитель:
Земля такая маленькая, дети! Давайте ее беречь!
Милая Родина, ты год от года
Должна становиться краше!
Охрана природы – дело народа,
Моё, твоё, наше!