Елена Зинченко
Проект для педагогов детского сада «Повсюду музыка звучит»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для педагогов детского сада
«Повсюду музыка звучит»
Актуальность
В процессе музыкального воспитания дошкольников очень важную роль играет воспитатель, т. к. от его заинтересованности в музыкальных занятиях зависит успех всего музыкального воспитания. Но у многих воспитателей не развита общая музыкальная культура, нет интереса к классической музыке. Поэтому для эффективности музыкального воспитания дошкольников был разработан этот проект.
Публикация «Проект для педагогов детского сада „Повсюду музыка звучит“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Цели
Развитие общей музыкальной культуры педагогов ДОУ, заинтересовать, мотивировать их на дальнейшее музыкальное самообразование.
Задачи
• формирование музыкальной культуры педагогов
• развитие музыкальных способностей
• воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желания слушать и исполнять ее;
• становление «национальной широты» музыкального вкуса -- стремления слушать образцы национальной музыки разных народов, желания познать инонациональную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке профессиональных композиторов (как способ эстетического усвоения духовной культуры другого народа);
• приобщение к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
Планируемый результат
• Педагог заинтересован на дальнейшее музыкальное самообразование.
• Активно использует на своих занятиях музыкальное оформление
• Педагог более осведомлен в музыкальном мире
• Является помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях
Слушание (восприятие) музыки
План
1. Музыка. Слушание музыки
2. Классическая музыка
3. Классическая музыка в современной обработке (прослушивание отрывка)
4. Эффект Моцарта (Казиник, прослушивание отрывка)
5. Как слушать? (цвет, инструменты, образы, релаксация)
Музыка (от греческого «муза») – искусство, которое нельзя отделить от способности человека чувствовать. Понимание музыки развивает эмоциональность, умение сопереживать, сочувствовать. А эти душевные качества способствуют и личностному росту.
Из всех живых существ музыка доступна только человеку, она развивает и интеллект, делает мышление более образным.
Слушание классической музыки развивает чувствительность, умение слышать. Очень большое количество людей сейчас слушают, но не слышат. Но вы можете научиться слышать то, что не слышат другие. Слушать между строк, быть чувствительным к другим людям, быть чувствительным к информации, которая к вам поступает.
Классическая музыка учит сопереживать.
Большое количество информации на нас сейчас выливается. Мы становимся не чувствительными, толстокожими.
Учимся понимать музыку
Не считайте, что музыка вас не волнует из-за отсутствия слуха. Доказано, что таких людей нет. Понимать музыку способны все, а слух можно развивать.
Нужна ли классика?
Не желающие слушать классическую музыку не понимают, какого удовольствия себя лишают. Человек и все живые организмы запрограммированы на понимание классики. Исследования показали: растения, птицы, животные развиваются лучше под классические произведения. Существуют программы для беременных, включающие прослушивание такой музыки, это положительно влияет на плод.
Эффект Моцарта
Во 2-й половине ХХ в. американский ученый-исследователь Дон Кемпбелл написал книгу под названием “Эффект Моцарта”, ставшую чрезвычайно популярной во многих странах мира. Первый же составленный им CD-диск с музыкальными произведениями Моцарта (в продажу он поступил под броским названием “Музыка, повышающая Ваш интеллект”) сразу угодил в 10-ку самых популярных записей классической музыки. Все хотели слушать Моцарта! Причем не с целью просвещения, а чтобы лечиться и умнеть.
Д. Кемпбелл является одним из ведущих просветителей всего мира в области связи музыки и целительства. Он написал 9 книг, касающихся музыкотерапевтической тематики, среди которых (кроме упоминающейся выше его книги под названием “Эффект Моцарта”) такие бестселлеры мирового масштаба, как “Музыка и чудеса”, “Эффект Моцарта для детей” и др. Широкий диапазон медицинских и психологических исследований, проводившихся Д. Кемпбеллом и его коллегами в течение более 20 лет, показал, что музыка Моцарта оказывает очевидное благотворное воздействие на здоровье и умственные способности человека. /Д. Кемпбелл отобрал из произведений Моцарта по собственной авторской методике наиболее целебные и составил из них серию тематических CD-дисков, поступивших в широкую продажу по всему миру. /
“Эффект Моцарта” – так Д. Кемпбелл в общем смысле назвал воздействие музыки (любой, не обязательно Моцарта и не обязательно классической) на человека. В узком же смысле термин “эффект Моцарта” относится исключительно к действию на человеческий организм именно музыки Моцарта.
Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791 гг.) по сравнению с произведениями всех прочих композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие.
Музыка Моцарта очень универсальна.
(Казиник)
Музыка и цвет
В семнадцатом веке великий физик Исаак Ньютон наложил на музыкальную октаву световой спектр: ноте «до» соответствовал красный цвет, «ре» – фиолетовый, «ми» – синий, «фа» – голубой, «соль» – зеленый, «ля» – желтый, «си» – оранжевый. После него многие ученые продолжили исследования. Русский композитор А. Н. Скрябин, обладавший от природы цветным слухом, построил свой спектр в котором нота «до» обозначала красный, «ре» – желтый, «ля» – зеленый, «ми» и «си»- сине-белесоватый, «фа» – ярко синий, «соль» – оранжево-розовый.
Безусловно, среди людей далеких от подобных тонкостей цветной слух – большая редкость и все же мы тоже подсознательно чувствуем оттенки музыки и слушаем только ту, которая «окрашена» в приятные нам цвета.
(Прослушивание, определение цвета)
И. Бах «Шутка»
Х. Глюк «Мелодия»
А. Дворжак «Юмореска»
Дидактический материал: комплекты карточек разного цвета
Задание: поднять карточку того цвета, который, по-вашему мнению, соответствует звучанию музыки
Конечно, это только самые общие сведения о воздействии на человеческую психику музыки и цвета, но даже этот объем информации ярко иллюстрирует, как можно использовать их волшебное влияние на наше настроение и самочувствие.
Классика в современной обработке
У многих при словах «классическая музыка» возникает в голове представление о чем-то скучном и древнем. Но это не так, и события последнего времени в музыкальной сфере искусства это доказывают.
Современная классическая музыка присутствует на нынешней эстраде в компьютерной обработке и надо признать, что это не только не портит ее, но и придает новое звучание, позволяет не быть отвергнутой урбанизированной молодежью.
(прослушивание)