Татьяна Бакун
Урок математики в 1 классе «Перестановка слагаемых»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Перестановка слагаемых.
Цель: посредством наблюдения вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; способствовать развитию внимания, наблюдательности; закреплению умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
Планируемые результаты (предметные) : знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
Универсальные учебные действия (метапредметные) :
Публикация «Урок математики в 1 классе „Перестановка слагаемых“» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Регулятивные: уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
Познавательные: уметь делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из 1–2 шагов.
Личностные: положительно относятся к школе и имеют адекватное представление о ней.
Тип урока : изучение нового материала.
Ход урока.
1. Орг. момент.
-Добрый день, ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости, давайте их поприветствуем. Садитесь
- К какому уроку мы приготовились? Что нам нужно на урок математики?
1. Устный счет.
- Сейчас будет устный счёт, но справиться с ним только тот, кто будет внимательно слушать.
- Решите устно задачи. Ответ показываем веером цифр.
- За кустом спрятались медвежата. Видно 8 лапок. Сколько было медвежат? (2)
- Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 9 хвостиков? (9)
- На столе стояло 7 свечей. Коля потушил одну свечу. Сколько свечей на столе? (7)
- Молодцы.
– Молодцы! Ушки вас не подвели. А теперь пускай помогут вам ваши глазки.
2. Что общего?
– Посмотрите на доску:
1+3 2+5 3+4
7+1 3+2 3+1
–Что общего у всех выражений, записанных на доске?
(Все выражения на сложение, две карточки с одинаковым ответом)
–Молодцы!
–Как называются компоненты при сложении?
(1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма)
-Посмотрите на выражения. Прочитайте их. Решите их.
-Что вы заметили? (слагаемые поменялись местами)
- А можно ли так поступать в математике?
- Не зря, ребята, мы повторили компоненты при сложении, они нам помогут
сегодня на уроке открыть математический закон.
2. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знания.
Постановка проблемы.
- Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?
Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением).
1. Эксперемент :
- Прежде, чем выполним опыт, давайте запишем в тетради число. (25 января)
Подготовка к письму. – Сели ровно, спинку зафиксировали стульчиком. Взяли правильно ручку.
- В этом эксперементе нам помогут геометрические фигуры?
Практическая работа.
Ученики работают в паре, а один возле доски.
- Выложите слева 5 красных квадратов. Добавьте к 5 красным квадратам 1синий квадрат. Сколько получилось? (6)
- Давайте составим выражение и запишем его в тетрадь (на доске). (5+1=6)
- Поменяйте местами квадраты. Сначала положите 1синий квадрат, а затем добавьте 5 красных квадратов. Сколько получилось? (6)
- Давайте составим выражение и запишем его в тетрадь (на доске). (1+5=6)
- Сравните выражение: чем они похожи и чем отличаются? (Слагаемые одни и те же только поменяли местами, результат остается тот же)
- Ребята, скажите : какое выражение легче и быстрее сложить, решить? (к большему прибавить меньшее)
2. Эксперимент:
- К доске выйдут 1 мальчика и 3 девочки. Сколько всего детей(4)
- Как мы составим выражение и запишем в тетради? (запись в тетради и у доски)
- Поменяйтесь местами. Изменилось количество детей? (нет)
- Как мы составим выражение запишем в тетради? (запись в тетради и у доски)
- Вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменилась)
- Эту особенность ученые заметили давно. Они даже назвали ее математическим законом. Потому что закон выполняется всегда. Получается, что мы с вами, без посторонней помощи сделали научное открытие! Какие мы молодцы!
- И так, тема нашего урока : Перестановка слагаемых.
- Давайте откроем учебник и прочитаем тему урока на стр. 14.
правило на с. 14.
1. Читаем только глазками.
2. Читает один ученик, потом хором.
3. Рассказывают соседу по парте.
- Молодцы!
-Совпадает наше открытие с правилом в учебнике? (да)
-К какому выводу вы пришли? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
- Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить.
- Для чего нам нужно знать правило перестановки слагаемых? (легче к большему числу прибавить меньшее).
3. Усвоение новых знаний.
1. Работа по учебнику.
№ 1 с. 14
– Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. (3+2=5)
– Как получили второй пример? (Перевернули фишку)
– Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (Сумма не изменится)
– Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.
– Какие выражения легче было решить? (К большему прибавить меньшее).
4. Закрепление новых знаний.
На столах карточки с примерами. (работа в парах)
8+2 2+8
9+2 6+3
1+4 9+2
3+6 4+1
- Соедините пары примеров с одинаковым ответом, не вычисляя их.
- Вычислите выражение применяя правило.
3+7 2+6 1+9 4+5
3+5 4+6 2+8 3+6
( Дети формулируют алгоритм действий: легче к большему числу прибавить меньшее, т. к. от перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
5. Итог урока.
- Какое открытие мы сделали?
- С каким правилом познакомились?
- Что произойдет, если поменять местами слагаемые?