Равзанат Усачёва
Открытый урок математики в 4 классе «Встречное движение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Встречное движение. 4 класс
Цели урока :
• Формировать умение вести поиск и обнаружение способа решения задач на встречное движение.
Задачи:
• Образовательные: отрабатывать умения решать задачи на движение, совершенствовать вычислительные навыки.
• Воспитательные: продолжать работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата; самоконтроль, прививать интерес к предмету.
Оборудование учителя:
• Компьютер;
• Ноутбук;
Публикация «Открытый урок математики в 4 классе „Встречное движение“» размещена в разделах
- Математика, 4 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Проектор
• Учебник "Математика" Моро М. И. Бантова М. А. 4 класс;
• Магниты.
Оборудование учащихся:
• Учебник "Математика" Моро М. И. Бантова М. А. 4 класс;
• Тетрадь;
• Сигнальные карточки
• Линейка;
• Набор картинок для проектной работы.
Медиапродукт: презентация к уроку,
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока:
1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Прозвенел уже звонок,
А у нас, ребята, с вами
Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. Вы готовы начать урок математики? (да) Проверим, как мы сидим:
- Руки? (на месте)
-Ноги? (на месте)
-Локти? (У края)
-Спина? (прямая)
Ребята, нас впереди ждет много интересной работы
- Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Откроем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!» Слайд.
- Эти слова пусть будут девизом нашего урока.
2. Актуализация знаний.
А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
Математическая разминка. Слайд.
1)Цепочка примеров.
Д: 450 : 9 = 50 + 63 = 113 – 13 = 100 х 10 = 1000
2) – Предлагаю определить, чему будет посвящён наш сегодняшний урок. Для этого сначала найдите значения выражений:
500* 60:100= (а) 36 542 _2 000 820
4000* 3:100= (ч) * 30 329 621
953-720+42= (з) (и) (д)
275 300 1 671 199 300 120 1 096 260
з а д а ч и
3)- На этом уроке мы будем решать разные задачи.
- Вспомним, какие величины не используются в задачах на движение? Слайд
(тонны, центнеры, м2, кг)
- По каким признакам можно разделить данные величины на группы?
(скорость, время, расстояние.)
- Запишите у себя в тетрадях, дополните таблицу. (проверка по слайду) Слайд.
- Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?
(Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени)
- Какие ещё величины характеризуют процесс движения?
(Расстояние, время)
-Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?
Соберите формулы (на партах, один у доски на магнитах)
Проверка. Проговаривание формул.
3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы)
Слайд.
- Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать? (Задачи на встречное движение)
- Составьте задачу по рисунку. Слайд.
1. Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два поезда. Один двигался со скоростью 70 км\час, а другой 80 км\час. (Время в пути 2 часа.)
- Какие величины известны? (Скорость и время)
- Какие нет? (Расстояние между пунктами.)
- Какое время для этих поездов? (2 часа)
- Что значит 2 часа? (каждый был в пути 2 часа)
- С помощью чего мы решаем задачи на движение? (чертеж, таблица)
- Начертите чертеж. Проверьте.
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд (да, мы знаем скорость и время)
-Второй? (тоже известно время и скорость поезд)
(решение) (учащиеся выходят к доске, решают)
-А теперь мы можем узнать все расстояние? (можем, сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе)
- А есть ли другой способ решения задачи? (да)
- Как по – другому можно найти расстояние, более коротким, рациональным способом? (можно узнать скорость сближения)
-Что это такое (на сколько км они сближаются за 1 час)
- На сколько км каждый час сближаются поезда (на 150 км)
-Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться? (уменьшаться)
- Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?
(выполняется меньше действий) (Один ученик объясняет у доски)
- Кто прокомментирует ответ?
- Кому не понятно решение задачи?
- Мы говорили о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины. Есть задачи, которые нельзя решить первым способом.
2. Предлагаю посмотреть на экран. Составьте задачу. Слайд.
Д: «Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 9 км/ч, а скорость повозки 7 км/ч. Расстояние между сёлами 30 км.
- Задайте вопрос? (Через какое время они встретились)
- Что нужно для решения задачи? Сделайте чертеж. Проверим. (на слайде) Слайд.
- Какая величина в задаче общая? (расстояние)
- Можно ли сразу найти время движения? (нет, мы не знаем какое время двигался каждый)
- Что надо найти в этой задаче вначале? (скорость сближения)
Решение самостоятельно. Проверка.
4. Работа над новым материалом.
- Посмотрим объяснение в «Приложение к математике» (ИКТ) ноутбук
- Откройте учебник с. 8, № 27 - коллективно. - Как называются такие задачи?
(взаимообратные задачи).
5. Физкультминутка:
6. Работа над новым материалом. (продолжение)
Работа в группах. Самостоятельное решение задач. Слайд
- Перед вами 3 задачи. Они разные по сложности. Выберите любую из них. Представьте в виде чертежа или таблицы. Решите самостоятельно.
1. Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью 20 м / мин. Через сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.
2. От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.
3. Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два велосипедиста и встретились через 3 часа. Скорость одного 12 км/ч, а другого 14 км/ч. Найдите расстояние между городами.
Кто решал первую задачу? И т. д.
1. Проверка задач. (на слайде) Слайд.
2. - При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание. Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.
Слайд.
1. – А сейчас я предложу вам закончить работу над проектом. На прошлом уроке мы создали модель движения. Сегодня я предлагаю вам грамотно расположить на ней данные и составить задачу. Не забывайте, что математика – наука точная, нужно быть внимательными, как и при движении. Работаем в паре.
- Взаимопроверка.
7. Рефлексия деятельности. Слайд.
- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы? (нет)
Помогите мне, распределите скорость движения. (на слайде) Слайд.
- Оцените своё настроение, свою работу (солнышко, солнышко в тучах, туча)
- Нравятся вам такие задачи? Вы не очень устали?
- Я всё понял и поэтому мне….легко давались задачи на встречное движение.
- Мне трудно….
8. Подведение итогов урока :
- Что такое движение? (Движение – это перемещение. в пространстве)
Запомните. Это было ключевым словом нашего урока.
- Даже математическая разминка – это движение мысли.
• - Какие виды работ выполняли на уроке?
• - Какое задание было для вас интересным?
• - Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
• - Пригодятся ли вам знания на расчёт пути, времени и скорости в жизни?
- Как найти расстояние? Скорость? Время?
- Что такое скорость сближения? Взаимообратные задачи?
• Оценивание учащихся
• 9. Дом. задание: - с. 10, №3