Любовь Матвиенко
Урок математики в 1 классе «Единица измерения длины. Сантиметр»
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «НОВОГРЕМЯЧЕНСКАЯ СОШ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО МАТЕМАТИКЕ
В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: «Единица измерения длины. Сантиметр»
Подготовила и провела
учитель начальных классов :
Матвиенко Л. Н.
2014 – 2015 г
Тема: Единица измерения длины. Сантиметр.
Публикация «Урок математики в 1 классе „Единица измерения длины, Сантиметр“» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Урок математики. Единицы измерения длины
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель урока : формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т. е. единицами длины.
Задачи урока : ввести понятие нового термина «сантиметр» - единицы измерения длины; научить измерять отрезки, используя линейку; развивать практические, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения; закреплять знания учащихся о составе чисел первого десятка; развивать навыки рефлексии; создать условия для развития речи, мышления, внимания, памяти учащихся; воспитывать любовь к математике; продолжать учить работать в паре, в группах.
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;
метапредметные:
познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины;
регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.
Оборудование для учащихся: «веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; разные мерки; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1.
Оборудование для учителя: карточка «сантиметр (см)», большая линейка с делениями, презентация.
Ход УРОКА
Слайд 1. Титульный (общая информация об уроке)
1. Организационный момент и эмоциональный настрой.
(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)
Приветствие гостей.
Сегодня математика у нас,
Должны мы хорошенько поработать,
Чтоб гости, посмотрев на нас,
Все удивились: «Вот так класс!»
Слайд 2. К нам на урок пришли герои известного вам мультфильма. Назовите его. Назовите героев.
Они приготовили для вас интересные задания. Вы готовы? Слайд 3. – Вот девиз нашего урока : Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В первом классе учимся!
Всё у нас получится.
2. Актуализация знаний. Слайд 4. Удав очень любит считать. – Посчитайте от 1 до 10 и обратно (хором); - От 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (парами).
Работа с «веерами» - Какое число идёт при счете сразу за числом 5, 9. - Какое число идёт при счёте перед числом 2, 8. - Покажи соседей числа 2, 7. - Покажи число, которое на 1 больше, чем 8. - Покажи число, которое на 1 меньше, чем 7. Слайд 5. – Каких чисел нет в этом ряду?
– В каком порядке записаны эти числа? Слайд 6 - 17. – Попугай нарисовал свой портрет. Угадайте, какие цветные краски он будет использовать. Слайд 18. – Посмотрите на геометрическую фигуру у Мартышки и скажите, что изменилось.
3. Физминутка про мартышек.
4. Постановка учебной задачи. – Кого измеряли зверята в мультфильме?
– Как они это делали?
– Почему у них получались разные результаты? – Что же у них получилось? Слайд 19.
- В чём проблема удава?
- Он хочет знать свой рост, но измерения дают разный результат.
Решением этой проблемы мы и займёмся.
- Поставьте учебные задачи на сегодняшний урок.
Слайд 20.
1. Познакомиться с единицами измерения длины.
2. Научиться измерять отрезки.
3. Научиться сравнивать отрезки.
- Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения. Слайд 21.
Историческая справка. В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.
Пядь – расстояние между концами вытянутого большого пальца и указательного пальцев рук. Дюйм – голландское название большого пальца. Длина, которого была равна 2см 54 мм. Локоть - расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку; высоту дерева, срубленного на постройку дома. 1 фут – стопа ноги. Сажень – расстояние на вытянутые руки. - Это всё мерки.
- И так выдвигаем предположение: если надо произвести точное измерение, то достаточно любой мерки.
5. Практическая работа.
У вас на партах полоска и мерка. Сейчас мы работаем с полоской. Измерьте её меркой (работа в группах).
1 ряд измеряет солнышком
2 ряд – мячиком
3 ряд – машинкой.
- Сколько раз ваша мерка помещается в отрезке?
Самостоятельный поиск.
- У каждого ряда разные результаты.
- Значит отрезки разной длины?
- А в чем проблема? - Перед исследованием мы выдвинули предположение: если надо произвести точное измерение, то достаточно любой мерки. – Как вы считаете, это правильно?
- Что же должно быть одинаковым, чтобы получить точные измерения?
- Существует ли универсальные мерки, измеряя которыми у всех будет получаться одинаковый результат?
- Да, такие мерки существуют. И сегодня мы с вами познакомимся с одной из универсальных мерок. Это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»
- Проведём исследование. Какой результат нам даст универсальная мерка?
6. Физминутка. Слайд 22.
7. Первичное закрепление знаний.
- Какой результат нам даст универсальная мерка? Поможет нам важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.
Загадка: Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? - … (линейка)
- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. Измерим длину полоски. Вывод: одинаковая мерка, одинаковая длина. Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине.
Работа по учебнику. Слайд 23.
- Откройте учебники на с. 66
Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме).
- Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)
- Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см)
- Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать?
- Чему равна длина голубого отрезка? А голубого карандаша? Что длиннее?
- Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как могут быть использованы отвертка и шуруп?
- Начертите (на листочке) без линейки отрезок длиной 1 см. С помощью линейки 3 см, 7 см. Взаимопроверка.
Слайд 24. – А вот Мартышка и Слон измерили длину одинакового отрезка.
– Длина отрезка у Слона 5см, а у Мартышки - 4см.
– Почему у них отрезок разной длины?
– Кто из них правильно измерил?
Слайд 25. Мартышка приготовила для вас задание. Определите длину отрезков.
8. Проверка освоения нового знания
Слайд 26. Работа в тетради. - Что нужно сделать в первом задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков). Проверка. - Следующее задание: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу. - Продолжите узор в нижней части страницы тетради. Самостоятельная работа. Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях. - Ребята, для чего человеку нужно знать единицы длины? ( Учитель приводит примеры из жизни: рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т. д.) Слайд 27.
9. Итог урока. Рефлексия. Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Теперь герои мультфильма научатся измерять длину разных предметов и у них получатся одинаковые мерки. Слайд 28.
- Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока.
Слайд 29. - Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
- Мы сегодня познакомились с единицей измерения длины – сантиметром, ответили на многие вопросы, но длина таит в себе ещё много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках.
Спасибо за урок.