Папки-передвижки

«Математические вести». Урок математики во 2 классе по теме «Сложение двузначных чисел с образованием разрядной единицы»

Светлана Владимировна Роговская
«Математические вести». Урок математики во 2 классе по теме «Сложение двузначных чисел с образованием разрядной единицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Сложение двузначных чисел с образованием разрядной единицы» (с. 120 -121)

Цель: знакомить учащихся с приёмом поразрядного сложения двух двузначных чисел с образованием разрядной единицы.

Задачи: закреплять изученные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел, знания нумерации, умения составлять и решать примеры в пределах 100, умения находить и различать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, повторять разрядный состав двузначных чисел, решать простые и составные задачи; развивать сообразительность, быстроту вычислительных навыков, память, логическое мышление, математическую речь, формировать произвольное внимание у учащихся; воспитывать познавательный интерес к математике.

Публикация «„Математические вести“, Урок математики во 2 классе по теме „Сложение двузначных чисел с образованием разрядной единицы“» размещена в разделах

Ход урока

I. Opганизационный момент.

Учитель. Ну-ка, проверь, дружок!

Всё ли на месте, всё ли в порядке:

Ручка, книга, веер цифр, тетрадка?

Все ли правильно сидят

И внимательно глядят?

Я желаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

Сегодня наш урок математики мы проведём как телепередачу «Математические вести».

-Что вы знаете об этой передаче? (Прежде, чем донести информацию до нас – зрителей, нужно собрать её, проанализировать и отобрать самые необходимые, важные сведения.)

Гости нашего урока - учителя. Они будут нашими зрителями и слушателями.

II. Сообщение темы и целей урока. (Тема урока записана на доске.)

Учитель. Тема нашего урока «Сложение двузначных чисел с образованием разрядной единицы». Сегодня мы познакомимся с приёмом поразрядного сложения двух двузначных чисел; закрепим изученные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел.

Математические вести мы поделим на этапы.

(Названия этапов по ходу их прохождения учитель вывешивает на доску.)

Итак, начинаем. (Звучит музыка из программы «Вести».)

III. Математические вести.

1этап. Новости минувшего дня

Учитель. На этом этапе мы проверим, как вы выполнили домашнее задание.

Двум ученикам педагог предлагает работу на карточках.

Карточка.

Реши примеры:

47 - 13=

94 - 43=

58 - 27=

75 - 22=

69 - 56=

97 - 25=

С остальными учениками идёт проверка домашнего задания (№ 9 (1-3 ст.) на с. 119).

Учитель задаё т вопросы:

-Зачитайте примеры, ответ которых = 2 дес. 3 ед. (37-14=23, 79-56=23)

-Какие цифры используются для записи числа 23? (2 ,3)

-В числе 23 поменяйте цифры местами. Какое получилось число? (32)

-Зачитайте пример, ответ которого =32. (53-21=32)

-Найдите примеры, ответ которых больше 5 дес., но меньше 7 дес. (98-43=55, 85-32=53 ,

97-35=62)

-Зачитайте пример, в вычитаемом которого количество десятков и единиц одинаково. (69-44=25)

-Найдите пример, в котором все компоненты действия вычитания чётные числа. (88-16=72)

А сейчас посмотрим, насколько вы были внимательны.

-Все ли примеры из домашнего задания мы проверили? (Нет.)

-Зачитайте оставшийся пример. (84-63=21)

-Расскажите приём поразрядного вычитания двух двузначных чисел.

2 этап. Бегущая строка

Устный счёт.

Учитель. Ну-ка, в сторону карандаши.

Устный счёт! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

Числа сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться.

И кругом – только умные лица,

Потому что считаем в уме!

Ребята, посмотрите на ряд чисел. (Ряд чисел размещён на доске.)

10 12 14 4 18 9 20 99

Вопросы:

- Назовите однозначные числа; двузначные числа; круглые числа.

- Назовите самое большое однозначное число. (9)

- Самое большое двузначное число. (99)

- Самое маленькое двузначное число. (10)

- Найдите сумму наибольшего однозначного и наименьшего двузначного числа. (9 + 10 =19) Докажи.

- Представьте число 14 в виде суммы разрядных слагаемых.

- На сколько 18 меньше 20? (На 2.) Докажи.

- На сколько 18 >4? Докажи.

(Дети с места отвечают на вопросы.)

Работа по таблице Н. В. Петкевич «Цветик-семицветик».

(Учитель вывешивает на доску таблицу Н. В. Петкевич «Цветик-семицветик».)

Учитель. Ребята, возьмите в руки веера. (Ученики демонстрируют ответы с помощью веера.)

-Покажите число, в котором 2 дес. (Учитель вывешивает в центр цветка число 20.)

-Дополните до 20 (Учитель показывает указкой на каждый из лепестков. На лепестках записаны числа 2-9.)

Задача в стихотворной форме.

В левом кармане 4 каштана, (Учитель вынимает из левого кармана 4 каштана.)

В правом кармане их больше на 5.

Я попрошу вас, дети,

Количество каштанов

В правом кармане узнать. (9)

-Ребята, а сейчас мы проверим, действительно ли 9 каштанов лежит в правом кармане. (Карманы находятся на доске.)

(Ученик, который правильно отвечает на этот вопрос, проверяет количество каштанов в правом кармане, вынимая плоды из кармана и считая их вслух.)

На десерт – задача-шутка.

Только на одну минутку.

-Что легче 1кг сахара или 1кг пуха? (Учитель держит в одной руке 1 кг сахара, а в другой— 1 кг пуха.)

(Ученик, который правильно отвечает на этот вопрос, проверяет, одинаков ли вес сахара и пуха, взяв пакеты в руки.)

-Составьте условие задачи по краткой записи и поставьте к задаче вопрос так, чтобы она решалась действием сложением. (Учитель вывешивает на доску краткую запись.)

В I мешке — 20 кг

Во II мешке — 8 кг

(После ответа детей учитель на доску вывешивает фигурную скобку с вопросом.)

}?

-Так каким действием будем решать задачу? Почему?

- А сейчас поставьте к задаче вопрос так, чтобы она решалась действием вычитанием.

(После ответа детей учитель на доску вывешивает стрелку с надписью на?.)

- Каким действием будем решать эту задачу? Почему?

Учитель. Ребята, посмотрите ещё раз на наш ряд чисел.

-Назовите число, где количество десятков равно количеству единиц. (99)

-Назовите число, в котором 1 дес. 8 ед. (18)

-Составьте пример на вычитание из чисел 99 и 18.

( Учитель на доску вывешивает пример: 99-18= … .)

-Ребята, решите пример. (81)

-Прочитайте его разными способами.

-Назовите компоненты действия вычитания.

-Расскажите приём поразрядного вычитания двух двузначных чисел.

Учитель. Мы только что повторили приём поразрядного вычитания двух двузначных чисел.

Рекламная пауза

Физкультминутка для глаз. (Звучит классическая музыка.)

Учитель.

Руки за спину, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим – на парту глядим.

И снова наверх – где там муха летит: (Звучит запись звука мухи.)

Глазами повертим, поищем её.

И снова, ребята, работать ещё.

3 этап. Свежая информация

Учитель. А на этапе «Свежая информация» мы познакомимся с приёмом поразрядного сложения двух двузначных чисел.

Ребята, кто хочет выйти к доске и попробовать сам вывести приём поразрядного сложения двух двузначных чисел.

Пример: 38+52=(Разложим число 38 (52) на сумму разрядных слагаемых 30 и 8 (50 и 2).

Складываем десятки: 3 дес. +5 дес. =8 дес. =80. Складываем единицы : 8+2=10.

Складываем полученные числа: 80+10=90. Значит, 38+52=90.)

(После ответа ученика учитель на доску вывешивает этот же пример с расписанным приёмом решения.)

38 + 52 = 90

30+8

50+2

30 + 50 = 80

8 + 2 = 10

80 + 10 = 90

Вопрос ученику, работающему у доски:

-Можешь ли ты рассказать приём поразрядного сложения двух двузначных чисел?

Учитель. А теперь, ребята, давайте прочитаем правило на с. 120. (Читает ученик вслух.)

(Учитель обращает внимание детей на карточки-помощницы, на которых записан приём поразрядного сложения двух двузначных чисел : Десятки прибавляю к десяткам,

единицы прибавляю к единицам.

Карточки-помощницы лежат по одной на парте.)

Вопросы:

-Ребята, так что мы сначала складывали? ( Десятки: 3дес. + 5дес. = 8дес. Это 80.)

-Какой цифрой заканчивается число 80? (0)

-Значит число 80—это какое число? (Круглое число.)

-Затем мы складывали (единицы :8+2=10.)

-10—это какое число? (Круглое число.)

- Что после складывали? (Складывали полученные круглые числа 80 и 10. Получили 90.)

-90—это какое число? (Круглое число.)

- Посмотрите: и при сложении десятков, и при сложении единиц, и в конечном результате получается какое число? (Круглое число.)

Учитель. Сейчас мы с вами будем решать примеры, в ответах которых будем получать только круглые числа и, в решении которых, сможем применять приём поразрядного сложения двух двузначных чисел (№2 (1-3 ст.) на с. 120).

-Давайте ещё раз повторим приём поразрядного сложения двух двузначных чисел.

1 ст. комментировано по 1 примеру у доски.

2ст. – 1 вариант, 3 ст. – 2 вариант самостоятельно в тетради. (За доской работают 2 ученика).

Проверка индивидуальной работы за доской.

А сейчас проверим, правильно ли ученики за доской решили примеры.

-Ребята, согласны ли вы с тем, как выполнил задание….? (Проверяет 1 вариант.) Просигнализируйте светофорами.

- Согласны ли вы с тем, как выполнил задание….? (Проверяет 2 вариант.) Просигнализируйте светофорами.

Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок; с 1 ошибкой; с 2 ошибками.

Дополнительные вопросы ученикам, работающим за доской:

-Назови компоненты действия сложения.

- Расскажи приём поразрядного сложения двух двузначных чисел.

Самооценка (1 ученик, взаимооценка (2 ученик).

4 этап. Квартирный вопрос

Геометрический материал.

Учитель. Сейчас мы выполним интересное задание, которое нам поможет закрепить умения находить и различать геометрические фигуры.

Сперва назовите за городом дом,

В котором лишь летом семьёю живём.

(дача)

-Ребята, посмотрите на этот дом. (Учитель вывешивает рисунок дома на доску и надпись – дача.)

Вопросы:

- Из каких геометрических фигур состоит дом?

- Сколько треугольников содержит он? (1) Покажите.

- Сколько прямоугольников? (6) Покажите.

- Сколько квадратов? (2) Покажите.

- Что такое квадрат?

-Прежде, чем перейти к следующему вопросу, давайте вспомним правило, как найти, на сколько одно число больше или меньше другого?

-На сколько прямоугольников больше, чем треугольников? Докажи.

-На сколько квадратов меньше, чем прямоугольников? Докажи.

Учитель. Ребята, в нашем доме поселились 3 мальчика. А как их зовут, мы узнаем из задания №5 на с. 121.

Ученик читает задание вслух.

Учитель задаё т вопросы:

-Так какие же имена у мальчиков? (Антон, Витя и Сергей.)

-Как вы думаете, где сейчас находятся мальчики? (Мальчики в школе. У них на уроке физкультминутка.)

-Где стоит Витя? (Витя стоит посередине.)

-Где стоит Антон и Сергей. (Антон и Сергей стоят по краям.)

Игровая ситуация.

-Ребята, кто из вас будет Антон, кто—Витя, а кто—Сергей?

(Дети выходят к доске и держат таблички с именами.)

-Куда нужно стать Вите? Антону и Сергею?

-Как сделать так, чтобы Витя стал крайним, не передвигая его? (Ученики предлагают свои варианты.)

Учитель. Две буквы к названью приставь заодно,

(Учитель показывает указкой на дом.)

Получится то, что решать суждено. (за)

(Учитель вывешивает надпись – за. Получается слово задача.)

Но прежде, чем перейти к задаче, мы отдохнём, как мальчики, которые поселились в нашем домике.

Рекламная пауза

Физкультминутка.

Учитель. На улице Садовой

Дом построен новый.

В нё м столько светлых окон:

Считать – не сосчитать.

А крыша высока так:

Руками не достать.

Скоро въедут новосёлы

В дом новый

По улице Садовой.

5 этап. Новости экономики

Учитель. На этом этапе мы будем работать над задачей (№ 8 на с. 121).

-Прочитайте задачу про себя.

-Кто прочитает задачу вслух? (Один ученик читает задачу вслух.)

Оформление краткой записи (на доске) .

Учитель.

1. О чем говорится в задаче? (О литрах воды.)

2. Где находилась вода? (В бочках.)

3. Сколько было бочек? (2 бочки.)

4. Сколько литров воды было в одной бочке? (37 л воды.)

5. Что сказано о литрах воды второй бочки? (На 14 л воды меньше.)

6. Зачитайте главный вопрос задачи.

I бочка — 37 л

}? л

II бочка —? на 14 л <

Анализ.

(По ходу анализа и синтеза учитель чертит блок-схему на доске.)

1. Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи? (Сколько литров воды было в одной бочке и сколько – во второй бочке.)

2. Знаем ли мы, сколько литров воды было в одной бочке? (Да.) Сколько? (37)

3. Знаем ли, сколько литров воды было во второй бочке? (Нет.)

4. Что нужно знать, чтобы найти, сколько литров воды было во второй бочке? (Сколько литров воды было в одной бочке и на сколько литров воды меньше во второй бочке.)

5. Знаем, сколько литров воды было в одной бочке? (Да.) Сколько? (37)

6. Знаем ли, на сколько литров воды меньше во второй бочке? (Да.) На сколько? (На 14 л воды.)

Синтез.

1. Что можно найти, если известно, сколько литров воды было в одной бочке и на сколько литров воды меньше во второй бочке? (Сколько литров воды во второй бочке.)

2. Каким действием? Почему? (Вычитанием.)

3. Что можно узнать, зная, сколько литров воды было в одной бочке и сколько литров воды - во второй бочке? (Сколько литров воды в двух бочках.)

4. Каким действием? Почему? (Сложением.)

Запишите самостоятельно решение задачи в тетради по действиям, с пояснениями. А кто сможет, решите задачу и выражением. (Творческая работа над задачей.)

(2 ученика решают за доской по действиям.)

Самопроверка.

-Вы согласны с решением задачи? (Открываем доску.) Дети сигнализируют светофорами.

Вопросы ученикам, решавшим задачу за доской:

1. Что узнал в первом действии? Почему вычитанием? (одному ученику)

2. Что узнал во втором действии? Почему сложением? (другому ученику)

Оценка учителем.

-Ребята, кто записал решение этой задачи выражением? Прочитай.

6 этап. Журналистские расследования

Разноуровневые задания.

Учитель. На этом этапе мы закрепим умения составлять и решать примеры в пределах 100, используя приёмы поразрядного вычитания и сложения двух двузначных чисел.

Ребята, посмотрите на плакат и внимательно послушайте задания. (Учитель вывешивает плакат на доску.) Задание вы выберите сами себе по силе.

1 дес. 3ед. +17 +24 +16 -? = 65

Задания:

1. Составьте примеры и решите их.

2. Составьте примеры и распишите приём решения в первом примере.

3. Запишите в виде выражения и вычислите.

Учитель. Прежде, чем выполнять задание, давайте повторим приём поразрядного сложения и вычитания двух двузначных чисел.

( За доской работают 2 ученика: один выполняет —2 задание, другой—3 задание, остальные ребята —самостоятельно в тетради.)

Проверка:

- Ребята, кто просто составлял примеры и решал? Поднимите руки.

- Кто составлял примеры и расписывал приём решения?

(Открываем доску.) Давайте посмотрим, какие примеры составил …

13+17=30

30+24=54

54+16=70

70-5=65

-Вы согласны с выполнением этого задания? Просигнализируйте светофорами.

-Сейчас… нам расскажет, как он применил приём поразрядного сложения двух двузначных чисел.

-Вы согласны? Просигнализируйте светофорами.

-Кто записывал в виде выражения и вычислял?

-(Открываем доску.) Вы так выполнили это задание?

1 ученик— взаимооценка; 2— самооценка.

Дополнительный вопрос 2 ученику:

-Расскажи приём поразрядного сложения двух двузначных чисел.

IV.Домашнее задание

Учитель. Дома вы ещё раз закрепите полученные знания на уроке – повторите приёмы поразрядного сложения и вычитания двух двузначных чисел (с. 121, № 9(1-3ст.).

Дополнительное домашнее задание:

Желающие могут расписать приём решения в первых двух примерах.

V.Итог урока

Учитель задаё т вопросы:

-Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

-Расскажи приём поразрядного сложения двух двузначных чисел.

-Расскажи приём поразрядного вычитания двух двузначных чисел.

-В выполнении каких заданий вы испытывали трудности?

-Какие задания вы выполняли с лёгкостью?

VI.Рефлексия

(Звучит запись тиканья часов.)

Учитель. Наша телепередача «Математические вести» подходит к концу.

И говорят мне об этом наши часы.

Посмотрите вы на парту: что лежат у вас? Часы. (Звучит музыка из программы «Вести».)

Но двухцветные они: белые, коричневые.

Выбрать нужно вам одни.

Только будьте справедливы:

Если были вы активны, отвечали правильно –

То тогда для вас они – эти белые часы; (Учитель показывает белые часы.)

Коль ошибки допускали и зевать вы успевали –

То тогда возьмите вы – вот –коричневые часы. (Учитель показывает коричневые часы.)

А сейчас нам покажите каждый часики свои.

С. В. РОГОВСКАЯ, учитель первой категории, СШ №2 г. Могилёва.

Публикации по теме:

Открытый урок по чтению в 5 классе для слабослышащих детей «Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». Цели урока: предметные -изучить басню Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень», -сформировать.

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Для учителя математики важным в данном методе.

Сценарий последнего урока математики в 11 классе Пояснительная записка: Изучение школьного курса математики закончено, годовые оценки выставлены. Хочется провести последний урок интересно.

Урок кубановедения в 9 классе «Культура Кубани в годы ВОВ» Тема: «Культурная жизнь Кубани в годы Великой Отечественной войны». Цель: - сформировать у учащихся представление о состоянии образования,.

Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан» Тема урока: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина. Уметь пересказывать текст от своего лица.

Урок математики в первом классе «Число и цифра 7» Тип урока. Урок изучения нового материала Тема урока. Число и цифра 7. Числовой ряд до 7. Цель. Познакомить учащихся с числом и цифрой.

Урок математики в 8 классе (коррекционная школа неслышащих) на тему «Формулы сокращённого умножения» Министерство по социальной защите и труду ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для неслышащих детей» г.

Урок математики во 2 классе, по теме «Переместительное свойство сложения» Урок по математике во 2 классе. Тип урока: обобщающий урок. Тема урока: переместительное свойство сложения. Цель урока: закрепить знания.

Урок в 1 классе «Ты и вещи» Тема: «Ты и вещи». Цели урока: уточнить и обогатить представления первоклассников о различных профессиях и предметах используемых в разных.

Урок чтения в первом классе «Звук и буква З» Урок чтения в 1 классе. Тема. Звук и буква «З». Слоги и слова с ней. Тип урока. Изучение нового материала. Задачи Образовательные: • познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Математические вести». Урок математики во 2 классе по теме «Сложение двузначных чисел с образованием разрядной единицы»
Опубликовано: 27 августа 2016 в 22:37
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Математические вести». Урок математики во 2 классе по теме «Сложение двузначных чисел с образованием разрядной единицы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Владимировна Роговская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД