Сухоставская Ирина
Урок литературного чтения в 4 классе «Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока :
Образовательные цели:
• раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;
• расширить знания о личности писателя.
Развивающие цели:
• совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
• развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные цели:
• подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
• формировать у ребят данные качества характера;
Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе „Антуан де Сент-Экзюпери „Маленький принц“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
• воспитывать уважение к чувствам другого.
Тип урока : интегрированный (литература, музыка,).
Форма урока : урок открытых мыслей.
Методы:
• словесный (слово учителя;
• практический (чтение текста);
• частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте);
• репродуктивный (беседа по рассказу);
• проблемно – поисковый.
План урока.
1. Оргмомент.
2. Вхождение в тему. Актуализация знаний учащихся.
3. Биография автора. Проверка домашнего задания.
4. Анализ сказки.
5. Итог урока.
Оборудование урока : учебник «Литературное чтение» №3 Кубасова; тетрадь-задачник О. В. Кубасова №2; компьютерное сопровождение.
Эпиграф урока : (на доске) Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. … У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее, заменять их нашими. (Жан Жак Руссо) (Слайд1)
Ход урока:
Учитель: - Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живёт разумом, а ребёнок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.
- Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз. (Звучит песня «Маленький принц»)-включить песню
1. Орг. момент.
- Если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его другим людям при встрече? Как вы без слов сообщаете им о своём прекрасном настроении? Правильно, улыбкой! Итак, от улыбки станет всем теплей! Наша лучистая и тёплая улыбка может улучшить всем настроение и поможет нам сегодня работать.
2. Разминка. Актуализация знаний.
Учитель: - Отгадайте:1. В кого превратилось чудище из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»? (В принца). 2. Прекрасный, душистый цветок. Королева всех цветов. (Роза). 3. Зверя нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. (Лис).
Учитель: - Ребята, а какая связь между этими словами? (Это персонажи сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
3. Постановка целей урока.
Учитель: - Сегодня на уроке мы начнем анализировать сказку «Маленький принц», попытаемся осознать и понять ценность красоты человеческих отношений. Автор не писал специально для детей, но в его произведениях много ценнейших философских строк, которые должны знать и дети. Сам писатель был удивительнейшим человеком.
4. Проверка д/з. Работа с текстом сказки. Развитие речи.
(Рассказ ученика об авторе произведения). (Слайд 2)
Антуан де Сент-Экзюпери – выдающийся французский писатель и авиатор. Родился 29 июня 1900 года в Лионе, в семье перигорских дворян. В связи с ранней потерей отца, Антуан воспитывался матерью. В возрасте 12 лет он впервые поднялся в воздух на самолете, управляемом знаменитым летчиком Габриэлем Вроблевски. В 1921 году он добровольцем поступил в полк истребительной авиации в Страсбурге. Там он успешно сдал экзамен для гражданских летчиков и стал военным авиатором. В результате авиакатастрофы в 1923 году, будущий писатель получил серьезную черепно-мозговую травму. Вскоре его комиссовали в Париж, где он занялся литературным трудом. .
Во время войны между Францией и Германией, несмотря на уговоры друзей и родных остаться в стране в качестве журналиста и писателя, предпочел карьеру военного летчика. Самая знаменитая книга Экзюпери, «Маленький принц», была написана в 1941 году в Нью-Йорке. Обстоятельства смерти писателя долгое время были непонятны. Было известно лишь, что 31 июля 1944 года он совершил разведывательный полет из Борго в Корсику и не вернулся. Позже было выявлено, что его самолет был сбит противником.
Учитель: Спасибо за сообщение.
Учитель: Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).-чтение учебник- стр. 91 (Слайд 3)
- Какая фраза заставила вас задуматься и почему? («Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребёнка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми).
5. Беседа по содержанию.
- Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).(Слайд 4)
- Почему вы так решили? (Подтверждение словами из текста)
- Поняли ли его взрослые? Почему? («Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать»).
- Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? («Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием»).
- К чему привёл совет взрослых? (Ребёнок утратил веру в себя).
- Как автор познакомился с Маленьким принцем. (Краткий пересказ IIглавы).- краткий пересказ учеником (слайд 5 (слайд 6)
- Почему мальчик показался автору необыкновенным? Выберите ответ и докажите свою точку зрения: «На этот вопрос мне помог ответить:
- портрет Маленького принца;
- то, что Маленький принц понял рисунки автора;
- слова из текста: «Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление, вдалеке от всякого жилья». (докажите словами из текста)
6) Физкультминутка для глаз
7. Словарная работа работа в парах (в рабочую тетрадь 2 пары выписывают из «Копилки слов»те слова, которые можно сказать о Маленьком принце. Можешь добавить свои. Другие 2 пары выписывают из «Копилки слов» те слова, которые можно сказать о летчике. Можешь добавить свои.)
(Ребята зачитывают)
Задания по главам (3-4 главы).
Побеседуем по содержанию 3-4 главы:
-Как летчик оказался в пустыне?
-Как отнесся к появлению мальчика, каким его увидел? («Стоит необыкновенный какой-то малыш и серьезно меня рассматривает».)
-Как складывались отношения рассказчика с ребенком? (Сначала довольно трудно, пока летчик не привык к своему бедственному положению и вопросам мальчика. Рассказчик научился отвечать на все вопросы и исполнять все желания мальчика.)
-Для Маленького принца момент знакомства был трудным? (Нет. Он, ребенок, сразу нашел общее, родственное между ними, заметив, что они оба «упали с неба», оба жители планет. Один – «житель огромной планеты Земля, другой – житель маленькой планеты, «величиной с дом», которую открыл, глядя в телескоп, смешной турецкий астроном, о чем и рассказала потом на ученом конгрессе. Взрослые, серьезные люди назвали планету «астероид» и присвоили ей номер «Б-612».)
- Прочитайте окончание главы 4стр. 105-106
8. Подведение итогов урока.
Учитель: Что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем уроке из рассмотренных 1-4 глав.
Дети:
Учитель:
9 Домашнее задание по выбору учащихся. (На доске)
1. Читать главы 5-10 (для всех)
-Нарисовать Маленького принца (по вашему представлению)-слабым ученикам
1 вариант: Составить характеристику одному из персонажей сказки.
2 вариант: Записать правила поведения на планете Маленького принца.
10. Рефлексия.
Ребята, у вас на партах лежат звезды трех цветов.
Если вы все поняли на сегодняшнем уроке, поднимите синюю звезду.
Если вы не до конца смогли понять или выполнить задания, ответить на вопросы, то поднимите жёлтую.
Если все вопросы и задания были не понятны, поднимите красную звезду.
-Молодцы, ребята.
(Объявляю оценки)