Рита Мищенкова
Урок геометрии в коррекционной школе «Построение треугольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Построение треугольников по стороне и двум прилежащим углам.
Тип урока : урок изучения нового
Цель урока : познакомить учащихся с алгоритмом построения треугольника по стороне и двум прилежащим углам; познакомить учащихся с понятием «фронтовой треугольник».
Задачи урока :
Публикация «Урок геометрии в коррекционной школе „Построение треугольников“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Математика. Конспекты уроков
- Треугольник. Геометрическая фигура
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
образовательные: формировать навыки построения треугольника по стороне и двум прилежащим углам с помощью измерительных и чертежных инструментов; повторить классификацию треугольников по видам углов; закрепить навыки вычисления градусной меры угла треугольника (сумма углов треугольника, сумма смежных углов); повторить алгоритм построения и измерения угла;
коррекционно-развивающие : развивать навыки самостоятельности и самоконтроля учащихся; повышать самооценку и создавать благоприятную атмосферу успешности учеников; развивать и корригировать пространственные представления, воображение, моторику, логическое мышление, память, слуховое восприятие, внимание, устную речь, устную и практическую деятельность учащихся;
воспитательные: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к геометрии, патриотизм и гордость за свою Родину, свой народ.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, карточки для устного счёта, модель угла, опорные карточки (алгоритм построения и измерения угла, чертёжные инструменты, салфетки, ножницы, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В. В. Эк Математика 8, Москва «Просвещение», 2010г.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Слайд 2. Начнём наш урок словами известного российского математика Алексея Ивановича Маркушевича: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели». Именно это нам потребуется на сегодняшнем уроке : внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.
На уроке мы будем трудиться, а для этого нам сегодня понадобятся: ваши внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки и сообразительные головы. И, конечно же, хорошее настроение! Желаю вам успехов в работе на уроке!
II. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 3. Я предлагаю вам отгадать ребус, чтобы узнать, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
(треугольник).
Следующий ребус (транспортир). Что такое транспортир?
Вы уже догадались, какая тема нашего урока?
Да, построение треугольника с помощью транспортира. Но правильно она звучит несколько иначе.
Слайд 4. Построение треугольника по стороне и двум прилежащим углам. Запишем число и тему урока в тетрадях.
Итак, какова цель нашего урока?
Цель: научиться строить треугольники по стороне и прилежащим к ней углам.
III. Устный счет и актуализация опорных знаний.
Сейчас мы повторим все, что знаем о треугольниках.
1. Что такое треугольник? Это геометрическая фигура, у которой 3 угла и 3 стороны.
Слайд 5.
2. Назовите и покажите элементы треугольника на слайде (вершины, основание, боковые стороны, прилежащие углы, противоположный угол)
Слайд 6.
3. Сколько треугольников вы видите на слайде?
4. Какие виды углов вы знаете? (острый, прямой, тупой, развернутый, полный). Покажите мне с помощью подвижного угла острый, прямой, тупой, развёрнутый углы. Назовите градусную меру прямого, развернутого угла.
Слайд 7.
5. Какой угол здесь лишний? 40*, 85*, 120*, 35*.
6. Работа письменно на карточках: я называю градусную меру угла, а вы распределяете их в 2 строчки – острые и тупые (45*, 120*, 100*, 30*, 63*, 175*, 90*). Затем обменяйтесь карточками, проверьте работу друг друга и поставьте оценку. Проверка: прочитайте острые, затем тупые углы.
7. В зависимости от видов углов, различают и виды треугольников.
Продолжите предложение.
Если в треугольнике все углы острые, то треугольник называется….
Если в треугольнике один из углов прямой, то …
Если в треугольнике один из углов тупой, то….
Слайд 8.
8. Коррекция памяти и зрительного восприятия.
Запомни треугольники (разные по цвету) на слайде. (слайд закрыть).
Какого цвета был прямоугольный, остроугольный, тупоугольный тр-к.
Слайд 9.
9. Дайте определение треугольника по величине угла и длинам сторон: Угол А=90*, АВ=6см, АС=5см; Угол А-120*, АВ-4см, АС=4см
10. Сколько углов у крышки стола? Если отпилить один угол, сколько углов останется? Если отпилить 2 угла, сколько углов останется?
Слайд 10.
11. Какие углы называются смежными? Углы, у которых одна сторона общая, а две другие образуют развернутый угол. Покажи смежные углы на слайде.
12. Чему равна сумма смежных углов? 180*.
Слайд 11.
13. Найдите величину второго смежного угла, если один из углов равен 30*, 120*, 70*.
14. Чему равна сумма углов треугольника? 180*.
Слайд 12.
15. Существует ли треугольник с такими углами : 90*, 30*, 60*? Объясните?
120*, 40*, 30*? Почему?
Слайд 13.
Найдите величину третьего угла, если два других 80* и 20*, 45* и 45*. Дай название этим треугольникам (остроугольный и прямоугольный).
Слайд 14.
16. Повторим алгоритм построения угла с помощью транспортира. Расскажите, как построить угол величиной 55*.
Алгоритм построения угла.
IV. Объяснение нового материала.
Сегодня нам понадобится это умение, так как мы будем строить треугольники по основанию и двум прилежащим углам. Смотрим на слайд и читаем задание.
Слайд 15. Построить треугольник АВС, в котором АВ=6 см, угол А=70*, угол В=30*. Дайте название треугольнику.
Совместное построение треугольника на доске и в тетрадях под контролем учителя.
Что сначала мы должны записать в тетради?
Дано:
АВ=6см
А=70*
В=30*
Построить
АВС
Справа начнем построение.
Алгоритм построения.
1. Начертим отрезок длиной 6 см. Обозначим его АВ
2. В точке А построим угол 70*
3. В точке В построим угол 30*
4. Отмечаем точку С – точку пересечения лучей
Какой треугольник получился? Вычислите величину угла С.
Физминутка.
Все встали на физминутку.
Начертите глазами треугольник.
Начертите треугольник кончиком носа.
Покажите острый угол левой рукой, а правой рукой прямой угол, двумя руками развернутый угол.
Начертите правой рукой маленький треугольник, а левой рукой большой треугольник.
Начертите два маленьких треугольника двумя руками одновременно, два больших треугольника.
А теперь левой рукой маленький, а правой большой треугольники. Получилось? Молодцы.
Повторим алгоритм построения треугольника.
V. Коррекция и первичное закрепление знаний
Самостоятельное построение треугольника. Учащимся, обучающимся дифференцированно, оказывается помощь учителя.
Работа с учебником. С. 101, №282 4)
Занимательные задачи.
Упражнение на коррекцию мышления и пространственного восприятия.
Салфетку сложили вчетверо и вырезали уголок. Как будет выглядеть салфетка, когда её развернут? Выбери правильный вариант. (Задание на видео слайде). Давайте убедимся в этом. У вас на парте есть салфетка и ножницы. Отрежем уголок у салфетки, развернем и посмотрим, что получилось.
Применение знаний.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с треугольниками. Подумайте и скажите, а где вы в реальной жизни сталкивались с треугольником? Треугольник самая распространенная фигура. В лесу, когда мы смотрим на ель и её тень, то перед нами представляется равнобедренный треугольник. На магических символах. Предметы обихода: треуголки, вырезы на одежде. При составлении узоров для резьбы по дереву.
Слайд 16. А я хочу показать вам необычный треугольник - музыкальный инструмент. ТРЕУГОЛЬНИК — самозвучащий музыкальный инструмент, стальной прут, согнутый в виде треугольника, по которому ударяют палочкой. Применяется в оркестрах и инструментальных ансамблях.
Стук в дверь. Входит библиотекарь.
Ребята, как вы думаете, что я делаю на уроке математики? Нет, я не заблудилась! Я услышала, что вы сегодня изучаете треугольники. И решила прийти и показать вам вот такой треугольник. Знаете, что это такое?
Слайд 18. Это фронтовой треугольник, то есть письмо солдата с фронта домой. Миллионы людей в годы Великой Отечественной войны оказались оторванными от родного крова и привычной жизни. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких — в тылу и на фронте. Немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. Поэтому в стране была создана система военно-полевой почты.
Слайд 19. Солдаты после тяжелых боёв спешили послать весточку своим близким, рассказать, что живы. Письма не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так… (показать треугольник письма). Конверт-треугольник — это обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. После этого лист разворачивался, и писалось письмо.
Слайд 20. Существует памятник, посвященный фронтовому треугольнику. В память о героических воинах — защитниках в Сталинградском сражении. Скульптура девочки с цветком в руке. Рядом — мраморный треугольник солдатского письма. Поводом к созданию именно такой композиции послужило письмо майора Д. Петракова к дочери, написанное 18 сентября 1942 г. после боя под Сталинградом. Это место и названо «Солдатским полем».
Послушайте стихотворение поэта Евгения Кабалина.
Жили люди в разлуках от письма до письма.
Эту радость без стука приносили в дома.
Письма нам возвращают пласт далёких времён,
только вот не вмещают миллионы имён,
миллионы улыбок не рождённых детей,
многотонную глыбу горя, бед и смертей.
Почту деда в пакете с пожелтевшей тесьмой прочитаю я детям…
И в письме за письмом мы услышим звучанье затаённой струны
в треугольниках-чайках незнакомой войны.
Вот это я и хотела рассказать вам, ребята. До свидания.
Учитель: Ребята, я испытываю чувство гордости за нашу самую сильную в мире страну, которая победила в той страшной войне; за наших солдат, которые, не жалея своей жизни защищали нашу Родину. Я хочу, чтоб и вы тоже гордились нашей страной и ее героями. И я предлагаю вам вместе с вашим классным руководителем провести акцию к дню Победы. На одном из классных часов напишите письма ветеранам-героям войны, напишете там самые тёплые и дорогие слова, слова благодарности за их победу, за мирное небо над нашими головами. Ваши письма будут вручены ветеранам Великой Отечественной войны или их детям, нашим землякам. Пусть они знают, что мы помним о них и гордимся ими. Ну как, согласны?
А теперь вернемся к теме нашего урока.
VI. Подведение итогов. Сегодня на уроке вы хорошо поработали! Молодцы!
Чему вы научились сегодня на уроке?
Что нового узнали сегодня?
Был ли урок для вас интересным?
Оценки за урок.
Слайд 21.
Рефлексия «Светофор» :
Сейчас мы подведем итог вашей деятельности на уроке.
Ребята, посмотрите на «Светофор». У него три цвета
Красный: было трудно, непонятно.
Желтый: было понятно, но не все, затрудняюсь
Зеленый: было все понятно и интересно.
У вас на парте лежат разноцветные треугольники. Покажите мне тот треугольник, который соответствует вашему сегодняшнему состоянию.