Ирина Бахоцкая
Упражнения по коррекции слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Коррекция слоговой структуры слова является одной из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.
Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. В отечественной специальной литературе представлен разнообразный исследовательский материал по рассматриваемой проблеме. Однако, теория и практика логопедической науки не располагают сведениями о факторах, значимых для усвоения слоговой структуры слова.
Публикация «Упражнения по коррекции слоговой структуры слова» размещена в разделах
На основе анализа данных литературы из таких областей научного знания как философия, психология, лингвистика, психолингвистика, нейропсихология, физиология и др. авторами определены механизмы, значимые для становления процессов слогового оформления слов детьми в онтогенезе, представлены данные, касающиеся состояния этих механизмов у дошкольников с речевыми нарушениями.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слоговой структурой слова включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко).
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулированоР. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60 годах ХХ века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.
1. Становление слоговой структуры слова в онтогенезе. Трактовка нарушений слоговой структуры слова в логопедических исследованиях.
1. Методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З. Е.
Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за учителем-логопедом слова, состоящие из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и так далее, из 3-х слогов (кабина, машина, утята и так далее) 1 слога, например, (мак, сок, дым, и так далее). При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.
Методика обследования детей 4-5 лет. Детям предлагаются различные типы слов : простые - из открытых слогов без стечения согласных; более сложные - из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.
Виды работ должны варьироваться:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за логопедом;
- ответить на вопросы (Где подстригают волосы).
После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
2. Методика обследования состояния слоговой структуры слов, авторы Бабина Г. В. и Сафонкина Н. Ю.
Методика обследования включает четыре серии заданий. Первая серия состоит из комплекса заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (называние предъявляемых картинок, отраженное произношение слов, завершение словосочетаний и предложений).
Вторая серия включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов.).
Третья – включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов – динамического и ритмического (при выполнении серийных движений органов артикуляции, рук и ног).
Четвертая серия состоит из комплекса заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве.
3. Методика по классификации А. К. Марковой
В процессе обследования ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А. К. Марковой. Виды заданий различны: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с многосложными словами, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом. Все задания даются в игровой форме с использованием картинок, игрушек.
Традиционно принято обследовать слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова.
Словарь :
14 класс – четырехсложные слова со стечениями согласных
(аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор).
13 класс – четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино).
12 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла).
11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, ключ, слон).
10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, хлопушка).
9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (вертолет, кузнечик, апельсин).
8 класс – трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко).
7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, огурец, барабан).
6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, тетрадь, чеснок).
5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (сосны, ветки, письма).
4 класс – двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан).
3 класс – односложные слова, состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот).
2 класс – трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана).
1 класс – двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота).
Приложение.
1-ый тип слоговой структуры.
1. Упражнение «УЗНАЙ, КТО ЭТО?»
Цель:
1. Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.
2. Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.
3. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:
Мама купает Вову.
Папа играет с сыном.
Дядя идет домой.
Во дворе стоит баба из снега.
Няня гуляет с детьми.
А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:
Логопед: Ребенок:
Кто купает Вову? Мама.
Кто играет с сыном? Папа.
Кто стоит во дворе? Баба.
Кто гуляет с детьми? Няня.
Кто идет домой? Дядя.
2. Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ».
Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.
3. Активизировать и расширять словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Но нота ба баня
Ва вата ня няня
Да дата ды дыня
Ха ТА хата То НЯ Тоня
Мя мята А Аня
Би бита Ва Ваня
Фа фата Та Таня
Ка Катя и иди
Пе ТЯ Петя бу ДИ буди
Ви Витя ве веди
Ми Митя хо ходи
(Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).
3. Упражнение «НАЙДИ И НАЗОВИ».
Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-ой при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Учить соотносить слова и картинки.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов несколько, и назовешь их».
а) с окончанием -И б) с окончанием -Ы
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
муха мухи дуб дубы
нога ноги кот коты
дыня дыни нота ноты
конь кони кит киты
мак маки ива ивы
тень тени липа липы
ель ели хата хаты
дуга дуги
(Лексический материал упражнения можно разделить на 2 занятия).
4. Упражнение «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-ого типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени.
2. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Вариант 1
Логопед говорит ребенку: «Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять и говорить, что делаешь».
Логопед: Ребенок:
Иди. Иду.
Беги. Бегу.
Дуй. Дую.
Дай мяч. Даю.
Мой руки. Мою.
Веди Петю. Веду.
Пили. Пилю.
Вариант 2
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?»
Ребенок:
Я иду.
Я бегу.
Я дую.
Я мою.
Я пою.
Я пилю.
Я веду (Петю).
5. Упражнение «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имен существительных родительного падежа единственного числа.
2. Развивать зрительное внимание и память.
Оборудование: предметные картинки: бык, мак, дом, кот, кит.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребёнком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребёнок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребё нку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»
Ребенок:
кота
кита
мака
дома
быка
6. Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКИ».
Цель:
1. 1. Учить проговаривать слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «мое», «мои» с именами существительными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки: ива, дыня, муха, вата, губы, ноги, духи, дети, люди, ухо, мыло, лото.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет название предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать: а) «моя», б) «мои», в) «мое».
Ребенок:
моя ива мои ноги мое ухо
моя дыня мои губы мое мыло
моя муха мои духи мое лото
моя вата мои дети
мои люди
7. Упражнение «УЗНАЙ, ЧТО (КТО) ЭТО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям.
3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: вода, муха, липа, пена, небо, вата, дети.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит угадать и сказать, о каком предмете идет речь.
Логопед: Ребенок:
Льётся, журчит (что) вода.
Летает, жужжит (что) муха.
Растёт, зеленеет (что) липа.
Играют, бегают, шалят (кто) дети.
Мыльная, белая (что) пена
Голубое, безоблачное (что) небо.
Мягкая, пушистая (что) вата
8. Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель:
1. Продолжать учить четко проговаривать слова 1-го типа слоговой структуры1-го типа.
2. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные (предметные) картинки и предлагает закончить предложения словом, подходящим по смыслу:
Логопед: Ребенок:
Дети смотрят (что) кино.
Маме подарили (что) духи.
У Тани болит (что) нога.
Из крана течет (что) вода.
Аня купила (что) кофе.
Катя пришила зайцу (что) ухо.
После весны наступает (что) лето.
В конюшне стоят (кто) кони.
Петя обул (что) кеды
9. Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель:
1. Продолжать учить четко проговаривать слова 1-го типа слоговой структуры, употребляя имя существительное «кот» в разных падежах.
2. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед читает стихотворение А. Грачева, ребенок добавляет слово «кот», изменяя его по смыслу.
Логопед: Ребенок:
У норы добычи ждет
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Убегает от кота,
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая, и та,
Видя грозного кота,
Убежит скорее в дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
(Аналогично проводится работа со словом «вода».)
Грязнулю всегда выручает вода.
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… воды.
Гусь в любую непогоду
Торопится забраться в… воду.
Всегда и везде
Вечная слава… воде.
10. Упражнение «КОГО ТЫ ВИДЕЛ В ЗООПАРКЕ?»
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при употреблении имен существительных винительного падежа единственного числа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: конь, бык, пони, пума, як.
Ход игрового упражнения.
Логопед сообщает ребенку, что животные, о которых пойдет речь, живут в зоопарке. Затем показывает картинки, называя животных, изображенных на них, и просит ответить на вопрос: «Кого ты видел в зоопарке?»
Логопед: Ребенок:
Это конь. Кого ты видел? Коня.
Это бык. Кого ты видел? Быка.
Это пони. Кого ты видел? Пони.
Это пума. Кого ты видел? Пуму.
Это як. Кого ты видел? Яка.
11. Упражнение «ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ».
Цель:
1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа в стихотворении.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним стихотворение И. Лопухиной - сначала по две строчки, потом по четыре.
Тома дома? Дома Тома.
Тёма дома? Дома Тёма.
Дима дома? Дома Дима.
Дома Катя,
Надя, Лида
Петя, Федя
И Никита.
12. Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы. Затем повторить предложение полностью.
Логопед: Ребенок:
Мама дала Кате дыню.
Кто дал дыню? Мама.
Что сделала мама? Дала.
Что дала мама? Дыню.
Кому мама дала дыню? Кате.
На ноге у коня муха.
Кто на ноге у коня. Муха.
У кого на ноге муха? У коня.
Где муха? На ноге.
ЗАКРЕПЛЕНИЯЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Было лето. Дома тихо.
Мама дома. У Кати ноты.
Дети тихо пели. У мамы дети – Вова и Катя.
Мама вела Вову. Дети были дома.
Кате дали мыло. Иди, Таня, тихо.
Дети были на лугу. Кони были на лугу.
Беги мимо дома. Аня и Ваня пили воду.
Моё имя.. .. .. . Коля, пили липу.
Вове дали мёду. Люби, Ваня, маму.
У мамы дети. Папа и Витя были дома.
Быки были на поле. Папа, тебе надо мёду?
Дома мало воды. Коля, не буди папу.
Ходи тихо, не беги. Таня, купи муку и кофе.
У Оли боты, а у Пети кеды. На фото мама, папа и дети.
2. Состояние процессов, значимых для становления слоговой структуры слова, у дошкольников с нарушением речевого развития.
Недостатки речевого развития, которые определяются как нарушение слоговой структуры слова, отмечаются у детей с недоразвитием речи.
Освоение ребёнком слоговой структуры слова связано с накоплением словаря, открывает перед ним возможность овладевать навыками использования слов в речи – правильно подбирать их по смыслу и изменять по родам и падежам. Поэтому нарушение слоговой структуры слова затрудняет развитие всех сторон речи: произносительной, лексической и грамматической.
Дети с нормальным речевым развитием уже к трём годам усваивают звукослоговой состав трёх-четырёх сложных слов. Характерным для этого этапа развития речи является то, что овладение слоговой структурой слова часто происходит быстрее, чем усвоение звукового состава слова. Искажение структуры слова наблюдается лишь на незначительном количестве слов. Овладев той или иной структурой слова, ребёнок к 3-м годам правильно произносит как хорошо знакомые слова, так и слова, редко употребляемые.
А. Н. Гвоздев, изучая закономерности усвоения ребёнком слоговой структуры слова, отмечает, что ребёнок с нормой речевого развития к 3-м годам овладевает умениями воспроизводить определённое количество слогов в слове, правильно употреблять ударение в слове, воспроизводить звуковой состав слова.
Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева нарушение слоговой структуры слова рассматривают как один из характерных симптомов, который сопутствует детям с нарушением речевого развития. Основными проявлениями этого нарушения являются невнятное, искажённое (часто до неузнаваемости) произнесение слов; отсутствие повторной речи, речевого подражания; трудности в овладении ритмико-мелодической стороной слова и навыками послогового воспроизведения слова.
Формирование слоговой структуры слова является составной частью логопедической работы по преодолению у детей недоразвития речи. При овладении слоговой структурой слова ребёнок должен усвоить как структурные элементы речи, так и смысловую сторону речи. Развитие слоговой структуры слова идёт параллельно с усвоением звуковой и лексико-грамматической сторон речи. Этот факт учитывается при определении последовательности работы с детьми.
Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи начинается с развития у ребёнка речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритма (восприятие и воспроизведение ритма без акцента и с акцентом).
Для развития речеслухового восприятия и слухоречевой памяти детей приучают прислушиваться к звукам окружающего мира и различать их по качественным характеристикам (тихий – громкий, высокий – низкий, по пространственным направлениям (далеко – близко, слева – справа, сверху – снизу) : шум дождя, ветра, воды, проезжающего транспорта и т. д. ; звучание музыкальных инструментов, крики животных (Е. В. Шереметьева).
Организация различных видов деятельности, в том числе и речевой, тесно связана с развитием ритмической способности. Ритм регулирует динамические особенности речи, к которым относится ударение. Усвоение ритма лежит в основе развития слоговой структуры слова, так каждое слово имеет свой ритм : двусложный, трёхсложный и т. д., кроме того в слове присутствует ударение (ритм с акцентом, определяющее его значение.
Освоение ритма осуществляется в движении, в рисовании, в игре. В работу включается проговаривание звукоподражательных сочетаний (тик-так, му, ко-ко, бум-бум, ту-ту, би-би и т. п., которое сочетается с одновременным прохлопыванием ритма: ритм без акцента; акцентированный ритм (с ударением).
Различение длительности звучания гласных звуков, количества проговариваемых сочетаний способствует развитию умений различать ритмические отношения, что является основой овладения слоговой структурой слова.
Выделение и различение в слове гласных звуков направлено также на развитие ритмико-мелодической стороны речи: произнесение гласных звуков с разной громкостью голоса, с разной длительностью произнесения звука. При проговаривании звуков выполняются следующие действия: сбор пирамидки, мозаики, раскладывание кубиков, нанизывание бус и т. п. Эти приёмы способствуют повышению интереса у ребёнка к проговариванию звуков в процессе совместной деятельности со взрослым, позволяют не только услышать звуки, но и наглядно увидеть их количество и качество.
Деление слов на слоги развивает у ребёнка речевой слух. Обучение делению слова на слоги основано на чётком, послоговом проговаривании слов с ритмическим движением, включая зрительную опору, с определением последовательности и места слога в слове.
Деление слов на слоги на первом этапе проводится неосознанно на основе проговаривания слов с одновременным отстукиванием ритма. Переход к более осознанному делению слов на слоги происходит в процессе соотнесения количества выполненных ритмичных движений (проговаривание слова с одновременным складыванием пирамидки, мозаики, раскладыванием кубиков, нанизыванием бус, рисованием кругов, палочек, одновременным ритмичным прошагиванием, отхлопыванием, отстукиванием) с количеством частей в слове.
При закреплении навыков произнесения слоговых контуров различного размера следует формировать у детей способность переключаться с одного слога на другой (для предупреждения ошибок уподобления слогов, включение слогов со стечением согласных звуков способствует в дальнейшем освоению слов сложной звукослоговой структуры.
Обучение произношению слов различной слоговой структуры осуществляется при проговаривании слов, состоящих из усвоенных типов слогов. При этом важно развивать понимание последовательности слогов в слове на основе различения слов с переставленными слогами, договаривания слога в слове. Также этому способствует деление слов на слоги, которое основано на выделении количества гласных звуков. В качестве зрительной опоры используется схема слова, зарисованная или выполненная с помощью сигналов (любые предметы или специальные символы, затем на слух определяются гласные звуки в слове, количество слогов по количеству гласных звуков.
Особое внимание уделяется развитию умения слышать ударный слог, выделять ударение в слове, поскольку оно воспроизводится как законченное звуковое единство только благодаря ударению. Обучение начинается с различения ударного слога в словах чужой речи, а затем в собственной речи. В качестве зрительной опоры используется схема слова.
Отработка слоговой структуры слов проводится в определённой последовательности, которая представлена в работах А. К. Марковой (14 классов слов).
Далее закрепление усвоенной слоговой структуры слова проводится в предложениях, в различных текстах и в самостоятельной речи.
В целом, логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей с нарушениями речи сложна и многогранна. Она проводится длительно и является частью всего коррекционного процесса. Необходимо помнить, что формирование слоговой структуры слова развивает у ребёнка «языковое чутьё», способствует не только развитию фонетической стороны речи, но и предупреждает нарушения письменной речи.