Приложение МААМ

Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных»

Мовина Оксана
Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок русского языка класс 4 (УМК Школа России)

Мовина Оксана Витальевна

Тема Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных

Педагогическая цель Закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Тип урока Изучение нового материала

Публикация «Урок русского языка в 4 классе „Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных“» размещена в разделах

Планируемые результаты (предметные) Обобщить знания, умения и навыки о проверки слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

Личностные результаты Воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: -контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности; формулировать тему урока на основе его содержания

Познавательные - совершенствовать умение анализировать предложенные задания для определения цели их выполнения; классифицировать пропущенную в словах орфограмму безударный гласный в зависимости от морфемы, в которой она находится

Коммуникативные: активное использование речевых средств; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Методы и формы обучения Частично-поисковый, словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы Учебник русского языка, рабочая тетрадь, презентация, конспект.

Этап урока

Виды работы Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. 1. Приветствие учащихся.

2. Эмоциональный настрой учащихся

3. Проверка

готовности к уроку - Здравствуйте, ребята.

-Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения, а я пожелаю вам активной работы на уроке.

- Проверим готовность к уроку, на столах у вас должны лежать учебники русского языка, рабочая тетрадь, письменные принадлежности. Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность

II. Минутка чистописания

Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

1. Пальчиковая гимнастика.

-Прежде чем мы приступим к работе, подготовим ваши руки к письму.

Этот пальчик – маленький. (Массируем мизинчик.)

Этот пальчик – слабенький. (Безымянный.)

Этот пальчик – длинненький. (Средний.)

Этот пальчик – сильненький. (Указательный)

Этот пальчик - большачок. (Большой.)

А все вместе - кулачок. (Сжимаем в кулак.) Подготавливает руки учащихся к работе на уроке с помощью пальчиковой гимнастики.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

2. Оформление рабочей страницы тетради. - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Не забывайте, что в слове классная пишем удвоенную с.

-Обратите внимание, что слово декабрь пишется с буквой е. Ставит перед учащимися учебную задачу оформить рабочую страницу тетради. Записывают число и классную работу в рабочие тетради.

3. Упр. в написании букв и их соединений -Обратите внимание на буквосочетания строчных хо, хх, хжх

-Какие соединения у этих буквосочетаний? (Нижнее, верхнее)

- Пропишите в одну строку буквосочетания строчных хо, хх, хжх

, чередуя их до конца рабочей строки.

- Обратите внимание на то, что расстояние между буквами должно быть одинаковым. Ставит перед учащимися учебную задачу: письмо строчных буквосочетаний бр,др. Пишут буквосочетания строчных бр, др.

4. Словарная работа. -Запишите слово «словарь» :

- Сначала повторим словарные слова, которые вы уже изучили на предыдущих уроках.

- Я буду диктовать словарные слова, а вы будите записывать их с комментированием. (Пшеница, четверг, альбом, овёс)

-Ребята, а чтобы узнать с каким новым словарным словом вы сегодня познакомитесь, отгадайте загадку.

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода — хорошо,

Но с собой не понесешь.

Ответ: Костер

-

-Ребята, костёр - новое словарное слово.

-Костер -контролируемый огонь.

-Следует запомнить, что слово «костер» пишется с буквой о.

-Составьте предложение с этим словарным словом.

(В походе мы разожгли костёр)

-Выйдите к доске, запишите это предложение. Все остальные записывают в тетрадях.

-Найдите и выделите орфограммы в словах этого предложения.

-Разберём по членам предложения - найдём грамматическую основу и второстепенные члены предложения; определим, какой частью речи выраженно каждое слово.

-Напишите сверху, какой частью речи является каждое слово.

-Теперь дайте характеристику этому предложению. (Кто?-мы подлежащее, что сделали?-разожгли сказуемое ; Кого? что?-костер В. п. ; где? походе определение.)

-Молодцы, ребята. Продолжаем нашу работу.

Повторение изученных словарных слов.

Знакомит с новым словарным словом.

Организует работу у доски с предложением. Вспоминают словарные слова, записывают их в тетрадь с комментированием.

Составляют предложение.

Записывают и разбирают предложение.

VI. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. 1. Анализ языкового материала с целью определения темы и задач урока.

-Рассмотрите схему.

от подруги

идёт за горчицей

в куртке

-Назовите пропущенные буквы.

-От чего зависит написание окончания имени существительного?

-Почему с одним и тем же главным словом употребляются разные предлоги? От чего это зависит?

-Сформулируйте тему и цели нашего урока. (Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных) Организует работу с языковым материалом, ставит перед учащимися учебную задачу определить тему и задачи урока. Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно определяют тему и задачи урока.

VII.Работа по теме урока.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение учащимися изучаемого материала. 1. Работа с учебником.

Упр. 242 Работа по учебнику (упражнение 242)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте предложения из стихотворения «Лесной пожар».

– Догадайтесь, о чем это стихотворение.

– Объясните написание выделенных букв. Спишите.

– В первом предложении над каждым именем существительным укажите падеж.

– Составьте текст на тему «Берегите лес от пожара». ---

-Подготовьтесь его рассказать

Забывчивый охотник (2 скл., И. п.) на привале (2 скл., П. п.)

Не разметал, не растоптал костра (2 скл., Р. п.).

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

(На) привале – сущ., на чём, н. ф. – привал, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., П. п., ед. ч., второстепенный член.

Ветер – сущ., что, н. ф. – ветер, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., И. п., ед. ч., подлежащее.

Организует работу с правилом. Читают правило. Отвечают на поставленные вопросы.

2. Упр. 243.

Работа по учебнику (упражнение 243)

.

– Прочитайте.

-Какова его тема?

-Какова его главная мысль?

- Озаглавьте текст. («Зимой на озере».)

– Объясните написание слов с пропущенными буквами и значение выражения «не тут-то было».

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите склонение имен существительных в творительном падеже, выделите их окончания.

-Запишите в тетрадях упражнение 243

-Приступаем к выполнению.

-В конце выполнения задания, обменяйтесь работами и выполните взаимопроверку.

Ночью хозяин-мороз плотно прикрыл озеро прозрачной ледяной (лёд) крышкой (1 скл., Т. п.). Прилетела (полёт) сорока. Села на кочку у кромки льда и смотрит вниз. Прыгнет на лёд, долбанёт клювом (2 скл., Т. п.) – и снова на кочку. Хочется полакомиться рыбкой (1 скл., Т. п., рыбка под самым носом (2 скл., Т. п., но не тут-то было!

Выражение «не тут-то было» обозначает несбывшееся ожидание или предположение, неудачу в выполнении намеченного или желаемого.

Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы. Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания.

3. Упр. 245

Упражнение 245.

– Прочитайте. Объясните написание пропущенных падежных окончаний имен существительных.

– Подготовьтесь записать предложения под диктовку.

Белый снег пушистый в воздух (2 скл., П. п.) кружится. Мартышка к старост (3 скл., Д. п.) слаба глазами стала. Божьей коровк (1 скл., Д. п., цветочной головк (1 скл., Д. п.) ласково кланялся ёж. Пахнет свежестью сирен (3 скл., Р. п.). Сколько алых ягод у лесной рябинк (1 скл., Р. п.). Таня и мама ушли к дяд (1 скл., Д. п.) Кост (1 скл., Д. п.). У Саш (1 скл., Р. п.) и Вал (1 скл., Р. п.) гости. Зачем ты держишь кнут в ладон (3 скл., П. п.? Легко в упряжк (1 скл., П. п.) скачут кони.

Снег [сн’эк] – 1 слог.

с – [с] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;

н – [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

е – [э] – гласный, ударный;

г – [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.

–––––––––––––––––––––––––––

4 буквы, 4 звука.

в воздухе кружится. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.)

Снег (какой) белый;

кружится (где) в воздухе;

снег (какой) пушистый.

Объясняет выполнение упражнения.

Осуществляет проверку выполненного задания. Выполняют упражнение.

Корректируют допущенные ошибки.

Физкультминутка.

Цель: предупреждение утомления учащихся. -А сейчас немного отдохнем.

-Проверим вашу внимательность.

-Я буду называть упражнение и одновременно показывать. Но я вас буду обманывать, поэтому вы должны делать то, что я говорю, а не то, что показываю. Демонстрирует упражнения. Учащиеся выполняют физкультминутку.

VIII.Закрепление изученного

Цель: закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний

1. Тестирование. 1. В каком падеже стоят имена существительные

в начальной форме?

2. Укажи количество косвенных падежей.

3. Имена существительные в форме какого падежа

не употребляются с предлогами?

4. Имена существительные в форме какого падежа не употребляются без предлога?

5. Укажи количество падежей, в которых имена существительные употребляются как с предлогами так и без них.

6. Существительным в форме какого падежа может быть выражено подлежащее в предложении?

7. Роль каких членов предложения выполняют имена существительные в косвенных падежах? Выбери нужный ответ:

а) главных;

б) второстепенных.

8. К существительным в каких падежах можно задать вопрос «что?»?

9. К существительным в каких падежах можно задать вопрос «кого?»?

10. К какому падежу относится вспомогательное слово «горжусь»?

11. К какому падежу относятся вспомогательные слова «говорю», «думаю»?

12. К какому падежу относятся вопросы «где?», «в чем?»?

13. К какому падежу относятся вопросы «откуда?»,

«из чего?»?

14. К какому падежу относятся вопросы «куда?»,

«во что?»?

15. С существительными в каком падеже употребляются только два предлога: «к», «по»?

16. К какому типу относятся вопросы «куда?»,

«где?», «откуда?»? Выбери нужный ответ:

а) падежные;

б) смысловые.

17. Определите падежи имен существительных :

Встретил друга.

Плывет пароход.

Висел на вешалке.

Любовался картиной.

Достал из шкафа.

Рад гостю.

18. Составьте словосочетания со словами, поставив их в указанный падеж.

Мышонок (Р. п., ветка (Т. п., сирень (Д. п., ключ (В. п.).

Ключ

1. И. п.

2. В русском языке 5 косвенных падежей.

3. И. п.

4. П. п.

5. 4 падежа.

6. И. п.

7. б) второстепенными.

8. И. п., В. п.

9. Р. п., В. п.

10. Т. п.

11. П. п.

12. П. п.

13. Р. п.

14. В. п.

15. Д. п.

16. б) смысловые.

17. Встретил друга (В. п.).

Плывет пароход (И. п.).

Висел на вешалке (П. п.).

Любовался картиной (Т. п.).

Достал из шкафа (Р. п.).

Рад гостю (Д. п.).

18. Убегал от мышонка (Р. п., любовался веткой

(Т. п., подошел к сирени (Д. п., нашел ключ (В. п.).

Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Проводит проверочную работу по теме «Падежи имен существительных Самостоятельно выполняют задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

IX. Итог урока.

Цель: обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности 1. Беседа – Ребята, что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Как правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Урока время истекло.

И я всем очень благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. Организация подведения итогов урока учащимися. Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, намечают дальнейшие цели деятельности.

Домашнее задание: -Домашним заданием будет выполнение упр

-Оценки за урок получают….

Публикации по теме:

«Изменение имен существительных по числам». Конспект урока русского языка в 3 классе Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (2 четверть) Урок 39 Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель урока:.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Синонимы» Урок русского языка во 2 классе по развивающей системе Л. В. Занкова. Синонимичность в словах, пословицах, произведениях искусства. Урок русского.

Открытый урок русского языка во 2–3 классе «Слова, обозначающие названия предметов» (школа VIII вида) ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе.

Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число имен существительных» .

Урок русского языка. 3 класс. Тема «Собственные и нарицательные имена существительные» Муниципальное казенное образовательное учреждение Карайчевская основная общеобразовательная школа Технологическая карта урока по русскому.

Урок русского языка 4 класс «Правописание глаголов» Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов. Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Универсальные.

Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение» Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение.» 4 класс Цели: • обобщение теоретических знаний об имени прилагательном; • развитие.

Урок русского языка «Обобщение знаний об имени существительном» Конспект урока русского языка во 3 классе по теме: «Обобщение знаний об имени существительном» Предмет: Русский язык Тема:» Обобщение знаний.

Урок русского языка в 3 классе. Однокоренные слова. Урок русского языка в 3 «А» классе. Конспект. Тема: Однокоренные слова. Корень слова. Цели и задачи урока. • ПРЕДМЕТНЫЕ: • Продолжать знакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных»
Опубликовано: 11 октября 2017 в 18:25
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных»» (включая файлы) размещена пользователем Мовина Оксана (УИ 1272143) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД