Ангелина Борисова
Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число имен существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Единственное и множественное число имен существительных
Цель: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности.
Проблема (идея) урока : имена существительные изменяются по числам.
Задачи урока (способы достижения цели) :
Публикация «Конспект урока русского языка „Единственное и множественное число имен существительных“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель:создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам, учить различать число имен существительных.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Единственное и множественное число имен существительных», определять грамматический признак имен существительных – число; умения пользоваться терминами «единственное число», «множественное число».
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «ед. ч», «мн. ч», уметь различать имена существительные ед. ч и мн. ч.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Ход урока
1. Организация начала урока. Психологический настрой
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
И мы, отбросив все сомнения,
Начнём сегодняшний урок.
Проверим рабочие места.
В каком настроении вы начинаете урок? (используем сигнальные карточки с изображениями солнышка и тучки)
Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение товарищам. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. В течение урока прошу использовать систему самооценки. Используем листы. Зеленый цвет -, желтый -, красный.
Приступим к работе.
Отгадайте загадку:
В середине – волшебство :
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали..
Вы, конечно, там бывали. (Цирк)
- Сегодня на уроке мы побываем в цирке. Его артисты уже приготовили вам задания.
2. Актуализация знаний
Орфографическая минутка.
- Весёлый клоун жонглирует разноцветными мячами и просит вас подсказать, какие буквы нужно написать на мячах, чтобы получились слова.
Оцените свою работу.
Минутки чистописания
- А теперь весёлый клоун просит угадать, какую букву мы будем писать сегодня на чистописании. Посмотрите на мячи и скажите, какая буква лишняя. Почему? (Лишняя буква и, так как она обозначает мягкость предшествующих согласных звуков, а остальные гласные обозначают твёрдость предшествующих согласных звуков).
Пальчиковая гимнастика
Выполняют самомассаж под стихотворение:
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.
Руки я затем помою, пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, пусть бегут, как зайчики.
- Приступаем к чистописанию. (Показать на доске)
И и Ии Ми ни Ли пи
- Вставьте в слова заглавную или строчную букву и.
…ван …ванов …ва …ваново
Объясните свой выбор. Оцените свою работу.
Дрессированный тюлень предлагает вам задание. (Выяснить, в каком числе могут употребляться имена существительные. Учиться определять число имён существительных)
Внимательно посмотрите на доску. Что вы видите.
Лес, сугроб, дерево, шапка.
Что общего между этими словами.
- Это имена существительные, неодушевлённые.
- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения, не изменяя окончания. Работаем в паре.
Мы вошли в зимний …. Кругом большие пушистые …. На высоких … лежат снеговые …
Ребята, все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?
- Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т. к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.
- Как нужно поступить?
- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.
Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.
- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?
Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.
Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.
- Запишите последнее предложение, подчеркните имя существительное.
-Что изменилось у имен существительных, когда мы изменили им число? (окончания)
Как изменились слова?
-Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие несколько предметов?
Оцените свою работу.
-
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- Попробуйте сами сформулировать тему урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Какие учебные задачи мы перед собой поставим?
- Слонёнок хочет нам помочь и приготовил опорную схему.
Схема – опора
- В каком числе может употребляться имя существительное? (на доске таблица)
- Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе?
- Сколько предметов обозначают имена существительные во множественном числе?
На стр. 134 авторы учебника приготовили нам правило. Прочитаем его.
А сейчас мы посмотрим, как вы умеете изменять имена существительные.
Игра «Один – много»
- Если я назову слово в единственном числе, вы поднимаете одну руку.
- Если я назову слово во множественном числе, вы поднимаете две руки.
Продолжаем. Наш клоун предлагает посоревноваться.
Вы получаете листок, на котором записаны существительные. в единственном числе – напротив пишите это существительное во множественном числе. Работаем в парах. Не забываем правила работы в группе.
Письмо –
Колос –
Звезда –
Стол –
Ведро –
Корень-
Глаз –
Сугроб –
Проверяем. Отмечаем свои ответы + или – Оцените свою работу.
Как называются имена существительные, обозначающие один предмет?
Много предметов?
Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем.
На дворе у нас мороз,
Чтобы носик не замерз
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
Но мы будем хлопать не просто так.
В том случае, если я назову имя существительное в единственном числе, то вы хлопаете один раз, а если имя существительное во множественном числе, то два раза.
Белка, ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья.
Молодцы! Присаживайтесь.
Ребята, взгляните на доску, к нам пришел Артемон и принес задание. Но к сожалению. Он не умеет говорить. Как вы думаете, что нам нужно сделать с данной записью? Давайте выработаем алгоритм и выполним задание.
Русский, хорош, з. мой, лес. Хорош русский лес зимой.
Д…ревьями, под, сугробы, глубокие. Под деревьями глубокие сугробы.
Согнулись, берёз, м…лодых, инея, стволы. Стволы молодых берёз согнулись от инея.
Работать будем в группе.
Правила работы в группе
• Работай дружно, по плану
• Умей выслушивать другого
• Уважай мнение других
• Не согласен с мнением других - доказывай свою точку зрения
Проверим с доской. У вас так получилось? Оцените свою работу.
Самостоятельная работа упр. Проверка первичного усвоения знаний. Карточка
1. Подчерки имена существительные в единственном числе :
Коньки, каток, лыжи, снег, зима, варежки.
2. Образуй имена существительные во множественном числе :
Гвоздь- ___
Муравей- ___
Дорога- ___
Друг- ___
Проверка, самостоятельно, по ключу на доске.
Поднимите руку те кто, выполнил первое задание без ошибок, нарисуйте себе снежинку.
Поднимите руку те кто, выполнил второе задание без ошибок, нарисуйте себе снежинку.
Рефлексия
- Какие учебные задачи мы перед собой ставили?
- Удалось нам их выполнить?
Какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы целей?
Продолжи любое предложение: (Слайд)
1. Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя…
2. На уроке мне было сложно …
3. Мне было интересно…
4. Сегодня на уроке я научился …
5. Сегодня на уроке я могу похвалить себя.
Наш урок прошёл плодотворно, с пользой я говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились хорошо.
Какие новые знания об имени существительном открыли юные учёные?
- Как изменяются имена существительные?
- Сколько чисел у имени существительного?
- «!» - молодец, все выполнил верно;
- «+» - хорошо, но есть ошибки;
- «?» - ошибок много, нужна помощь учителя.
Подведение итогов урока