Альбина Шарафиева
Конспект занятия по развитию речи по сказке «Гуси-лебеди» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссёрской игре;
Активизировать речь, обогащать словарный запас.
способствовать умению пользоваться жестами, мимикой, интонацией для передачи характера и поведения героев.
Формировать умение детей принимать роль и действовать соответственно выбранной роли в режиссерской игре;
Развивающие :
развивать интерес к художественной литературе и театральному искусству.
Развивать умение согласовывать речь с движением, общую и мелкую моторику.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи по сказке „Гуси-лебеди“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу, воспитывать нравственность, сочувствие к игровым персонажам и желание помочь им.
Активизация словаря. Кудель, прядет
Оборудование. Декорации к сказке.
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, оформление совместно с родителями театрального уголка;
Методические приемы:
• художественное слово,
• игровые упражнения
• распределение ролей,
• показ,
• объяснение,
• поощрение.
Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Орг. Момент.
Воспитатель:
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
- Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними
Дети. Здравствуйте! Доброе утро, дорогие гости. Мы очень рады вас видеть. (здороваются, улыбаются)
Ход занятия
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: да.
Воспитатель: В сказках происходят чудеса, волшебство. Сказки бывают народными и авторскими. Авторские – это когда сказку написал один человек. А как вы думаете почему сказки называют народными?
Дети: сказки сочинял народ.
Воспитатель: Правильно, потому что их сочинил народ. Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Сказки добрые, волшебные. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается.
Воспитатель: Вы знаете уже много сказок. И вот мы сегодня еще раз вспомним любимые сказки.
Отгадайте загадки.
1)Отвечайте на вопрос
Кто в корзине Машу нес,
Кто садился на пенек
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? (Медведь)
2) Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар,
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
3) Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки
Три кроватки и подушки
Угадайте без подсказки
Кто хозяева этой сказки? (три медведя.)
4)Что за сказка : кошка, внучка,
Мышь, еще собачка Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка).
Воспитатель: все загадки отгадали.
Дидактическая игра «Да-да-да и нет-нет-нет».
Слушайте внимательно и найдите ошибки,если они будут. Если что-то сказано неправильно, вы должны качать головой из стороны в сторону и хором говорить: «нет, нети, нет».Если же ошибок нет, то вы кивайте головой и повторяйте «да-да-да».
Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшей остались дома. (Да-да-да).
Налетели гуси-лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет. нет. нет).
Маша печке помогла- дровец в нее подбросила (Да-да-да).Маша яблоньке помогла - яблочки на нее повесила. (нет-Нет-нет).Маша кисельной речке – молочные берега помогла: камень сдвинула (да-да-да).Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. Схватила Маша Ванюшку и скорей побежала домой (да-да-да). Видит Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет-нет-нет). Маше с Ванюшей помогли спрятаться от гусей-лебедей: печка, яблоня, речка и Баба-Яга (нет-нет-нет). Прибежала Маша домой: Ванюшу умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом села. (да-да-да).
Физминутка: (дети стоят в кругу)
В тёмном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперёд (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-Яга живёт (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят.
Воспитатель. А вы хотите поиграть в театр?
Дети. Да
Воспитатель. Сегодня мы покажем сказку «Гуси-лебеди». Сначала распределим роли. Кто у нас сегодня будет Машей, Ванюшей, печкой, яблоней, речкой, баба-ягой, мышкой?
Дети выбирают роли.
Воспитатель. Артисты могут пройти к сцене. Остальные сегодня будут в роли зрителей.
Раздается звонок.
Воспитатель. Вот уже раздался первый звонок, который предупреждает нас о скором начале сказки, второй звонок предупреждает, чтобы все заняли свои места, а третий звонок предупреждает о начале сказки.
Звучит музыкальная заставка
Воспитатель: Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Мать: Доченька, мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.
Воспитатель: Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.
Машенька: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Съешь моего ржаного пирожка, скажу
Машенька: О, у моего батюшки пшеничные не едятся!
Воспитатель: Печь не сказала. Побежала дальше, стоит яблоня.
Машенька: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: Съешь моего лесного яблока, скажу
Машенька: О, у моего батюшки и садовые не едятся!
Воспитатель: Побежала дальше, течет молочная речка, кисельные берега.
Машенька: Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Речка: Съешь моего простого киселька с молоком, скажу
Машенька: О, у моего батюшки и сливочки не едятся!
Воспитатель: Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку
Машенька: Здравствуй, бабушка!
Баба-яга: здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
Машенька: Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
Баба-яга: Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.
Воспитатель: Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
Мышь: Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Воспитатель: Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала.
Мышь: Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест
Воспитатель: Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять
Мышь: Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Воспитатель: Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает
Баба-яга: -Девица, прядешь ли?
Мышь: Пряду, бабушка
Воспитатель: Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала.
Баба-яга: Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла.
Воспитатель: Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.
Машенька: Речка, матушка, спрячь меня!
Речка: Поешь моего простого киселька.
Воспитатель: Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня.
Машенька: Яблоня, матушка, спрячь меня!
Яблоня: Поешь моего лесного яблочка
Воспитатель: Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
Машенька: Печка, матушка, спрячь меня!
Печка: Поешь моего ржаного пирожка.
Воспитатель: Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Воспитатель: вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
В роли Машеньки выступала … и т. д. (артисты выходят на поклон)
Воспитатель Эти бурные аплодисменты вам!
Итог.
Воспитатель. Понравилось ли вам играть в сказку?
Дети. Да.
Воспитатель. Трудно ли быть артистами?
Дети. Да