Наталья Суворова
Универсальные игры как средство познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование и детский сад играют большую роль в развитии ребенка. Кроме стандартных учебных пособий ребенку полезным будет изучать мир и через другие источники знаний, особенно если они будут в формате игры.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра,
зажигающая огонёк пытливости и любознательности» писал
Темочки:
В. А. Сухомлинский. Даже учить самых маленьких рекомендуется именно в игровой форме. Именно игра помогает дошкольнику «входить» в разные сферы деятельности и познавать их, расширяя границы своих представлений и возможностей. Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая в детском саду, мы в своей повседневной работе используем различные нетрадиционные игры и пособия, в том числе и изготовленные своими руками.
Представляем вашему вниманию развивающие игры. Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию, и конструированию, формируются представления о математических понятиях.
Сегодня наша группа представляет вашему вниманию педагогическую разработку «Игры с фонариком». Изюминка этого метода – в нетрадиционном использовании фонарика и картинок.
Посветив на картинку, мы можем узнать, кто спрятался за ней. С его помощью можно побыть настоящим магом, волшебником. Для детей разного возраста можно сделать множество подобных игр, которые будут затрагивать все области познания : «кто спрятался в банке?», «Что в мешке?», «Что стирается в машине?», «Что везет машина?», «Какие вещи лежат в чемодане?», ««Полезная и вредная еда», «Какое варенье сварили?», «Насекомые”, “Чей след?»,, «С какого дерева листик?» «Кто спрятался в траве?», «Кто прячется за кустом?», и множество-множество других….
Эти игры можно использовать в знакомстве с окружающим миром, решении математических задач, в групповой и индивидуальной работе. Их могут использовать дома родители.
Игры могут варьироваться по возрастам, темам. Цель игр с фонариком – расширение и закрепление знаний детей. В результате использования этих игр возникает потребность в овладении новыми знаниями.
Еще представляем вашему вниманию сенсорный пакет.
Сенсорный пакет – это веселая и интересная развивающая игрушка для детей. Сенсорный пакет – это отличный способ раскрыть творческие способности, развить мелкую моторику рук. Сенсорный пакет - это прекрасный вариант совместить приятное с полезным без особых затрат сил, времени и средств.
Такие развивающие игры через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребёнка, развивают мелкую моторику, а также мышление и речь. Сенсорный пакет – это отличный способ раскрыть творческие способности, развивать мелкую моторику, мышление, координацию и цветовосприятие, учить формы, цвета и оттенки, алфавит и цифры.
Игры с прищепками
Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори, известный итальянский педагог. Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями. Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.
Игры с прищепками очень полезное занятие, довольно веселое и интересное. Тренировка пальцев и выполнение ребенком движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша. Для того, чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш, шариковую ручку, кисть в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Прищепка способствует формированию и развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев обеих рук.
Игры на липучках – это универсальные детские пособия для всестороннего развития ребенка как в детском саде, так и для домашнего обучения.
В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощью всем известных липучек "велькро". Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке. В. А. Сухомлинский говорил «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Главное назначение этих игр - развитие поискового, творческого решения поставленной задачи. Ребенок с такими играми учится размышлять, фантазировать, моделировать, конструировать. Во время игры развиваются все психические процессы, мыслительные операции, речевое развитие, обогащение и закрепление словаря. Одну игру можно использовать, как для детей 2-3 лет, так и для детей 7 лет.
Детям нравится красочность иллюстраций и то, что они сами могут участвовать в процессе, найти и устранить ошибку. Все картинки легко крепятся на липучку и перемещаются по мере необходимости. Ребёнок может пофантазировать, подумать. В зависимости от возраста можно использовать игры по интересам
Такие игры вносят разнообразие в жизнь ребёнка, дарят радость. При игре максимально задействованы наглядно- действенное и образное мышление.
В процессе игры формируется : • произвольное внимание; • логическое мышление; • зрительное и слуховое восприятие; • память, речь детей. •
Игра с липучками способствует снятию эмоционального напряжения. Формируется и совершенствуется пространственные представления: • ориентации на листе; • ориентации в пространстве на примере собственного тела. Формируются навыки учебной деятельности: •умение действовать по словесным инструкциям; •контроль за собственными действиями.