Светлана Черникова
Консультация «Умеем ли мы играть с детьми?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Умеем ли мы играть с детьми?»
В игре таятся большие педагогические возможности. Она способна вызвать столь сильное эмоциональное переживание, что человек может забыть про свой возраст, и про свое положение. А чем же тогда является игра для наших детей?
Дети вообще действенны. С окружающей средой их знакомят поступки взрослых, которым они стремятся подражать. И это желание из-за отсутствия опыта и других возможностей они осуществляют лишь в игре. Малыши не интересуются результатом своих действий. Для них важен сам процесс: скакать на коне, лететь на самолете. Таким образом они знакомятся с разнообразными свойствами предметов и явлений, проявляют самостоятельность, сообразительность, находчивость, инициативность.
Публикация «Консультация „Умеем ли мы играть с детьми?“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Психологические исследования показали, что игровая деятельность не возникает стихийно, а складывается под руководством взрослых, в совместной игре с ними. Правильно организованные игры формируют у детей умение общаться, развивают воображение и физическую силу. У них вырабатывается эстетическое чутье, музыкальный вкус, ритмичность в движениях, глаза становятся более наблюдательными. Игра подготавливает малышей к учебе, а школьников – к труду. Она связана с их интересами и доставляет им большое удовольствие. В этом заключается ее психологический секрет. Поэтому все заботливые родители должны уметь играть со своими детьми, знать точно свое место в их игре, использовать ее в педагогических целях.
К сожалению, мы, взрослые, относимся слишком несерьезно к этому роду детской деятельности, не обращаем достаточно внимания, как и во что играют наши дети, не разделяем их мыслей и чувств, вызванных пережитым, очень часто не отвечаем вовремя на волнующие их вопросы.
Маленький Миша построил автобус из стульев и ему нужны пассажиры! Кроме кукол, медвежонка и щенка, ему хочется видеть пассажиром и маму. С живым интересом он спрашивает ее, на какой стульчик она сядет, купила ли она билет, до какой остановки собирается ехать и т. п. и если мама отвечает на вопросы с охотой, если «занимает» свое место в «автобусе», то счастливее ее Миши нет ребенка на свете. В этом случае мама выполняет роль в игре и подчиняется всем правилам. Своим поведением она поощряет сына.
Родители могут организовывать игру сами и руководить ею, не принимая в ней прямого участия, но направляют ее посредством ребенка, который взял на себя ведущую роль. Этот вариант очень удобен, так как мысль, умело поданная взрослым, кажется ребенку его собственной.
На самом деле, не важно какое место взрослый занимает в игре. Задача взрослого – помогать развивать сюжет, направлять действия малыша, расширять их кругозор. Важно не делать это явно и навязчиво. Во всех случаях отношение взрослых к игре, к детским выдумкам, эмоциям и переживаниям должно быть совершенно серьезным и
внимательным. Необдуманный поступок, реплика, порой даже взгляд могут убить у ребенка желание играть, испортить ему настроение.
Для наблюдательных родителей ясно, что дети стремятся к преодолению трудностей, если таковых нет, игра быстро надоедает им. Не случайно при распределении ролей дети хотят исполнять самые трудные, которые дают им возможность активно действовать.
Игра взрослого с ребенком не должна прерываться необходимостью взрослым выполнить какое–нибудь неотложное дело. Это очень огорчит ребенка. Важно уметь использовать в игре юмор, так как он способствует повышению настроения у всех играющих. Малыши особенно ценят шутку и смех.
Если же ребенка не обучать игре, то она так и останется на уровне предметной деятельности. Одна из причин, по которой ребенок задерживается на этой стадии, в том, что его никто не научил планировать игру.
Еще одно из последствий не умения ребенка играть – это жадность, агрессивность, плаксивость. Причинами такого поведение является отсутствие коммуникативных навыков и не умения взаимодействовать. Представьте, ребенок два года своей жизни жил в уюте и комфорте. Его окружало множество игрушек. Он мог с ними делать, что душе угодно. Ни с кем делиться ему не приходилось. Тут спустя два года ребенка ведут в детский сад. Он попадает в детский коллектив, где еще двадцать человек таких же детей. Тут то и возникают конфликтные ситуации для него. Оказывается, не только он хочет поиграть с этой куклой/машинкой/кубиками. И чтобы заполучить игрушку ребенок прибегает к таким методам, как плач, крик, ор или агрессия, например, отняв игрушку у другого ребенка. И это происходит не потому, что ребенок плохой, агрессивный, невоспитанный, а потому что он просто не умеет по-другому. Он не знает, что можно играть с игрушкой вдвоем/втроем и что вместе играть намного интересней, чем одному.
А в школе эти проблемы, связанные с игрой дошкольников, еще больше обостряются! Не умеющие играть дети не знают, чем занять себя на переменах. Только и остается им, что драться да толкаться. Затем, естественно, получать нагоняи от учителей. Почему так происходит? Да они просто не знают тех игр, в которые играли, например, мы с вами.
Давайте же отнесемся со всей ответственностью к такому отнюдь не легкому для взрослого занятию, но очень важного для полноценного развития ребенка, как игра!