Гульнара Сайфутдинова
Уголок природы как средство формирования познавательного интереса у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад «Улыбка» корпус 2
Паспорт уголка природы
Группы раннего возраста «Чебурашка»
Воспитатель: Сайфутдинова Гульнара Амировна
г. Сосновка
2019г.
«Человек, конечно, хозяин природы,
но не в смысле её эксплуататора,
а как понимающий и несущий
нравственную ответственность за сохранение
и совершенствование в ней
всего живого и прекрасного»
А. Арсеньев.
Публикация «Уголок природы как средство формирования познавательного интереса у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Улыбка» работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки»./ под редакцией Л. А. Парамоновой.
Целью создания уголка природы в группе раннего возраста является обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитание бережного обращения к ней. Общение с природой положительно влияет на детей, делает их добрее, мягче. Уголки природы способствуют выработке элементарных навыков по уходу за растениями, бережному отношению к птицам, животным, насекомым.
ЗАДАЧИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА :
1. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детёнышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) и называть их.
2. Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка). Приучать детей подкармливать птиц.
3. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) и фрукты (яблоко, груша и т. д.).
4. Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
5. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред, одеваться по погоде).
Обучающие задачи:
формировать элементарные представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными;
формировать представления о птицах;
учить устанавливать связь между состоянием растений и условиями окружающей среды;
учить вести себя так, чтобы не навредить природе.
Развивающие задачи:
умение сравнивать, анализировать;
воспитывать любознательность ко всему живому;
развивать воображение, мышление, моторику.
Воспитательная задача:
воспитание эмоционально - положительного отношения к природе.
Формы организации :
При организации методического пособия основной формой организации являются:
- наблюдения с детьми за явлениями природы, за растительным и
животным миром;
- познавательные занятия;
Кроме того используются и другие формы работы с детьми вне занятий (ежедневно) :
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- театрализованная деятельность;
- изобразительная деятельность;
- ознакомление с художественной литературой;
- поисково-исследовательская деятельность;
- беседы;
- выставки книг, иллюстраций, картин;
- работа с родителями: конкурсы, акции, участие в изготовлении поделок и
Наполнение уголка природы :
Объекты уголка природы
Наименование
Комнатные растения -Герань;
-Фуксия, Колеус.
Наглядно-демонстрационный материал -Календарь природы ;
-иллюстрации с изображением времён года;
-сухой аквариум;
-дидактическая кукла с санками, одетая по сезону;
-муляжи фруктов, овощей;
-игрушки домашних;
-макет хозяйского двора с домашними животными и птицами;
Обучающие карточки -«Одежда», «Овощи». «Фрукты», «Мамы и детки», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Времена года и природные явления»
Серии альбомов
-«Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Дикие и домашние животные»
Картотека пальчиковых игр
-«Животные»,
-«Овощи».
Художественная литература -Серия книг «Времена года»;
-стихи и загадки о животных, о временах года;
- потешки, песенки, заклички;
-мини-книжки.
-Энциклопедия для детей в сказках.
Дидактические игры -«Оденем куклу на прогулку», «Чей узор?», Парные картинки «Животные», «Кто чья мама?», вкладыши «Чей домик?», «Кто что ест?», карточки «Во саду ли, в огороде?»
Музыка Музыкальное сопровождение с записями «Звуки природы», «Голоса животных, птиц».
Подвижные игры -«Воробушки и кот», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнёздышках», «Снежки»
Оборудование для ухода за комнатными растениями - пульверизатор, лейка, палочка для рыхления почвы, клеёнка, тряпочки.
Оборудование для игр-экспериментов с песком и водой -картотека игр с песком и водой.
Работа с родителями -поделки (для оформления уголка природы,
-кормушка для птиц (на участке ДОУ,
Детские работы -рисование пальчиками «Большие и маленькие следы»,
-лепка «Ягодки для птичек»
1 СЛАЙД Уголок природы как средство формирования познавательного интереса у детей раннего возраста.
«Человек, конечно, хозяин природы,
но не в смысле её эксплуататора,
а как понимающий и несущий
нравственную ответственность за сохранение
и совершенствование в ней
всего живого и прекрасного»
А. Арсеньев.
2 СЛАЙД Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Своё знакомство с окружающим миром малыши начинают сразу после рождения, но лишь в детском саду они подходят к этому процессу осмысленно.
3 СЛАЙД Уголок природы - это одно из условий наглядно - действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Целью создания уголка природы в группе раннего возраста является повышение педагогического мастерства воспитателя, формирование представления детей о многообразии природного мира, воспитание бережного обращения к природе и ее обитателям.
4 СЛАЙД Значение уголка природы : познавательное развитие - расширение знаний детей о природе, возникновение интереса к её познанию, стремление узнать новое, развитие любознательности, внимания, наблюдательности.
Организовывая уголок природы, мы старались учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка.
Уголок природы оформлен своими руками – это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в детях добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому.
5 СЛАЙД Все обитатели уголка разделены на временные и постоянные:
6 СЛАЙД - Постоянные обитатели уголка природы – это комнатные растения. Воспитатель привлекает внимание детей и показывает, как ухаживать за растениями в течение всего года.
7 СЛАЙД Уход за растениями малышам ещё недоступен: мы делаем это сами, но обязательно в присутствии детей, привлекаем их внимание к своим действиям, предлагаем посмотреть, как вода льётся из лейки, как она впитывается в землю. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения и вытирают пыль для того, чтобы они лучше росли и чувствовали себя хорошо. В нашем уголке природы находятся растения с ярко выраженными частями (стебель, лист) и растения с плотными, широкими листьями, которые легко вытирать. Растений немного, но они должны быть в хорошем состоянии, иметь привлекательный вид. В процессе ухода за комнатными растениями (полив, пересадка, рыхление почвы, вытирание листьев тряпочкой) у детей формируются представления об ответственности, поскольку растения требуют постоянного ухода.
8 СЛАЙД - Помимо комнатных растений, наш уголок природы оснащён сезонным материалом (временные обитатели уголка); набор муляжей овощей и фруктов, макеты времён года, поделки.
Осенью - это осенние букеты; поделки из природного материала, созданные родителями вместе с детьми.
Зимой - ящики с посадкой зелёного лука и чеснока.
Весной - ящики рассады для цветника детского сада, букеты весенних первоцветов, веточки деревьев.
9 – 16 СЛАЙДЫ - Кроме всего вышеперечисленного, в уголке присутствует дидактический материал: это занимательные игры, раскрывающие перед малышами тайны окружающего мира: Д. И. «Целый год», «Что где растет?», «Чей детеныш?», «Чей хвостик?» «Кто где живет?» и «Кто, что ест?» др. ; правила поведения на природе; различные наглядные пособия – фигурки домашних животных, птиц; картотека иллюстраций на темы: «Времена года»; плакаты разной тематики; обязательно находится кукла, одетая по сезону. Также проводим различные беседы и эксперименты. Знакомим детей со свойствами воды : («Кто живет вводе?», «Знакомство детей с разноцветной водой», «Разноцветные льдинки», «Пена», «Солнечные зайчики», «Тень» и др.).
17 СЛАЙД Огромную роль в создании уголка, сыграли наши родители. Почти все макеты, игры и пособия, они выполнили своими руками. С большой ответственностью подошли они к просьбе о создании данного уголка. Сделали сенсорный куб «Времена года». Этот куб интересен тем, что на каждой его стороне вышито сезонное дерево – яблоня. Играя с данным пособием, дети знакомятся с природными явлениями, такими как, зимой идет снег и можно слепить снеговика. Весной на деревьях набухают почки, а затем распускаются цветы, появляются первые насекомые, светит солнце. Летом на дереве созревают плоды ЯБЛОКИ, поспевают ягоды, погода солнечная. Осенью листья желтеют и опадают, часто идет дождь, животные готовятся к зиме, делают запасы. Все части данного пособия крепятся на липучки, поэтому детям очень интересно познавать мир природы, играя с этим кубом.
18 СЛАЙД Ещё родители изготовили сенсорную гусеницу, эта гусеница выполнена из фетра. Все ее детали крепятся между собой липучками. Детям очень нравится разбирать и собирать ее, при этом они развивают мелкую моторику и закрепляют цвета.
Также в уголке есть травники, сухой аквариум, различные дидактические игры и пособия.
19-22 СЛАЙД Еще одно пособие, с которым очень нравится играть детям, называется «Деревенский дворик». Изучая этот макет, дети знакомятся с домашними животными и птицами, также учатся ухаживать за ними, узнают, чем они питаются, изучают их особенности и повадки. Макет «Деревенский дворик» учит детей быть доброжелательными, воспитывает стремление помогать и заботиться о животных. Наблюдая за игрой детей часто сама представляю, как будто я гуляю по этой дорожке, которая ведет к чудному домику. Проходя, мимо птичьего двора и немного повернув направо подходишь, к дивному озеру, в котором плавают прекрасные лебеди. Так и хочется посидеть на этой скамейке в тени яблони и отведать ее плодов. Играя, дети окунаются в сказку.
22 СЛАЙД Также была приобретена «Энциклопедия для малышей в сказках».
23 СЛАЙД Наблюдая за животными и растениями, дошкольники получают первые элементарные знания о представителях флоры и фауны, о жизни животных в природной среде, а также о природных явлениях.
У детей воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность.
24 СЛАЙД Планы на будущее продолжать пополнять и совершенствовать наш уголок. Для знакомства с разнообразием природного материала создать коллекцию, которую можно использовать в познавательно-экспериментальных играх, опытах. Сделать макет «Дикие животные».
25 СЛАЙД Спасибо за внимание.