Суйналиева Дина
«Удивительные свойства воздуха». Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представление детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Публикация «„Удивительные свойства воздуха“, Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния.
5. Расширять и закреплять словарный запас детей.
6. Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы:
1. Словесные: вопросы, художественное слово.
2. Наглядные: иллюстрации.
3. Практические: физминутка, исследование предметов, слайды «Кому нужен чистый воздух», «Загрязнение воздуха».
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром, изготовление корабликов и вееров.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент: эмоциональная настройка.
(Дети вместе с воспитателем становятся круг)
В: В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо – 1,2,3
А теперь пойдем налево – 1,2,3
В центре круга соберемся – 1,2,3
И на место все вернемся – 1,2,3
Улыбнемся, подмигнем и исследования начнем.
Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем исследовать
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый,
И все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о воздухе. И в процессе экспериментирования узнаем об удивительных свойствах воздуха.
Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим, зажмите нос, закройте рот. (Мы себя чувствуем плохо). Значит, для чего нужен воздух? Посмотрите, что я принесла (шарик). А как вы думаете, что у него внутри? Посмотрите, как мой шар умеет летать. Я толкаю его с легка, а он уже летает под потолком. Почему (он легкий). Так значит, получается, что воздух легкий.
Наше открытия мы будем записывать с помощью символов-рисунков.
(«летящий воздушный шар»)
Ребята, напомните, для чего нужен воздух? Значит, воздух находится вокруг нас. А вы видите его? Давайте проверим есть ли воздух в нашем зале. Как можно проверить (предположения)
Я предлагаю поймать с помощью пакетов. (Дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движения и резко закрывают руками). Что произошло с пакетами? Что в них находится? Давайте проверим, действительно ли в пакетах воздух. Возьмем острую палочку и осторожно проколем. Поднесем пакет к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? А вы воздух увидели? А почему? Значит воздух, какой (прозрачный, невидимый)
Вот мы и открыли еще один секрет воздуха : воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. (рис. «зачёркнутое цветное пятно»)
Значит, чтобы узнать, если воздух вокруг нас, мы должны его почувствовать.
- Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
- Возьмите вееры и помашите ими на себя. Что вы сейчас почувствовали (ветер)
Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
Ребята, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха?
Ветер – это и есть движение воздуха, ветер – это воздух который движется.
Это свойство воздуха мы запишем с помощью такого рисунка: «качающееся на ветру дерево»
Физминутка «Ветер дует нам в лицо».
Отгадайте загадку:
Кинешь в речку, не тонет
О стенку – не стонет
Будешь оземь кидать
Будет к верху летать (мячик)
- Согласитесь, какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри?
Ребята, а в каких еще предметах также заперт воздух? (колесо, надувной матрац, шар, надувные игрушки).
Вот видите, ребята с воздухом можно поиграть. Давайте поиграем игру «Поймай мыльные пузыри».
Если дунуть по сильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть. Молодцы, все поймали много пузырей.
Ребята, как вы думаете, есть ли воздух в человеке?
Опыт «Воздух в человеке» (На столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки).
- Опустите трубочки в стакан с водой и подуйте в неё. Что происходит? (выходят пузырьки). Почему появились пузырьки (выходит воздух из воды). Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А теперь подуйте посильнее: что вы видите? Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
Благодаря нашему опыту, мы узнали, еще один секрет воздуха : в человеке есть воздух. (рис. «изображение человека»)
Гимнастика для глаз:
1. Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их. (4-6 р)
2. Поглаживание век кончиками (подушечками) указательных пальцев. (пол минуты)
3. Круговые движения глазами. (налево – вверх – направо - вниз)
Теперь продолжим наши исследования.
- Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса?
- Вдохните носом воздух. Какого он запаха?
В: Чистый воздух не имеет запаха, цвета и вкуса.
Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли, которая называется атмосферой. Если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих лучах солнца. Без воздуха не было бы жизни на земле. Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.
Слайд 1. «Кому нужен чистый воздух»
Всем нужен чистый воздух, но посмотрите, что происходит с воздухом?
Слайд 2. «Загрязнение воздуха»
А мы можем позаботиться о чистоте воздуха (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливать дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух). Правильно, ребята, - растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород. Как называется чистый воздух (кислород)
Ребята, давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать в природе.
Итог:
Уважаемые ребятки, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе. Давайте все это обобщим по нашим записям.
Я хочу вас похвалить:
Вы были дружной и слаженной командой!
Каждый – просто молодец!
Исследованиям нашим - конец
С воздухом дружите
Знания свои копите
Пригодятся вам везде
В космосе и на земле!
Давайте погладим себя по головке и скажем: «Я сегодня молодец!»
На этом наша образовательная деятельность подошла к концу. Ребята, я приготовила для вас подарки (раздача мыльных пузырей). Давайте попрощаемся с нашими гостями. Организованный выход.