Татьяна Манаева
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Цель:
1. Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
2. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование
3. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу
4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
6. Расширять знания и обогащать лексический словарь: «лаборатория», «ученый», «опыт», «эксперимент»
Предварительная работа:
1. Наблюдение за температурой воздуха, сравнение комнатной и уличной температуры
2. Наблюдение за ветром, игры с ветром
3. Рассматривание иллюстраций с изображением ветра в различных пространствах (улица, море, помещение) и обсуждение – по каким признакам можно определить наличие ветра
4. Конструирование – изготовление веера
Оснащение:
1. Фланелеграф, картинки: с изображением ветра (на улице, на море, в помещении, по экологии (виды городской жизни и природы)
2. Для опытов (на каждого ребенка) : полиэтиленовый пакет, 2стаканчика (с запахом и без, коктейльные трубочки, свистульки, веер, журнал наблюдений с изображением символов свойств воздуха, карандаш, фломастер, воздушный шарик
3. Для опытов (на каждый стол) : шарик из фольги, клеенка, тазик с водой
4. Для показа опыта: блокфлейта, веер
5. Журнал наблюдений с изображением символов свойств воздуха, карточки на магнитах – символы свойств воздуха
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети входят в группу.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними. А теперь покажите мне свои глазки, я их так люблю. Давайте послушаем свое сердечко (определение правой и левой руки). Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
Мы сегодня с вами отправимся в необычное место – лабораторию (это место, где работают ученые) и на какое-то время сами станем учеными. А кто из вас знает – кто такие ученые, чем они занимаются? (исследуют, проводят опыты, экспериментируют)
1. Свойства воздуха
Дети рассаживаются на свои места.
Воспитатель показывает детям два шарика: надутый и спущенный)
- ребята, что у меня в руках? А почему он так называется? (внутри воздух). Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, его свойствах, и как его обнаружить.
Давайте попробуем описать воздух :
- он имеет форму? Можем его подержать? (нет – символ)
- он легкий или тяжелый? (легкий – символ)
- можем увидеть глазками? (прозрачный, невидимый – символ)
- имеет запах? (нет – символ)
- мы его слышим? (нет – символ)
- может нагреваться или охлаждаться? (да – символ)
Воспитатель на магнитной доске выкладывает последовательно символы.
Далее дети вместе с детьми заполняет журнал наблюдений.
1. Экспериментирование
Воспитатель: ребята, мы с вами выяснили, что просто так увидеть, услышать, почувствовать воздух не можем. Но сегодня я вам расскажу, покажу, а потом и вы самостоятельно попробуете обнаружить воздух.
- опыты: увидеть воздух
№1 (с полиэтиленовым пакетом) :
Воспитатель: давайте попробуем поймать воздух в наш пакет.
Возьмите пакет и посмотрите. Что в нем? (пусто). А теперь раскройте, подуйте и закрутите пакет. Что произошло с пакетом? Он изменил форму, он полон воздуха. А теперь раскрутите и выпустите воздух. Что изменилось? Пакет снова стал пустым.
№2 (с коктейльной трубочкой и водой) :
Воспитатель: следующий опыт – опустите трубочку в воду и подуйте. Что вы видите? (пузырьки воздуха)
- опыты: услышать воздух
Воспитатель извлекает звуки из блокфлейты и предлагает детям самим подуть в свистульки.
№3 (со свистульками)
Воспитатель: ребята, посмотрите, а свистульки непростые – они не только позволяют услышать воздух, но и увидеть (у свистульки разворачивается «язычок»).
1. Физминутка
Ветер дует нам в лицо (дети машут на себя руками)
Закачалось деревцо. (поднимают руки и наклоняют их влево-вправо)
Ветерок все ниже-ниже, (дети приседают)
Деревцо все выше-выше. (дети встают и тянутся на носочках вверх)
1. Экспериментирование
- опыты: почувствовать воздух
№4 (со стаканчиками с запахом и без)
Воспитатель: ребята, давайте проверим наши стаканчики? В них что-нибудь есть? Поднимите руку те ребята, у кого чувствуется запах? А теперь те, у кого нет никакого запаха. Молодцы, поменяйтесь теперь стаканчиками и сравните свои ощущения.
Видите, что оба стаканчика пусты. А пахнут по-разному, потому, что чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Ребята, а мы с вами сможем прожить без воздуха?
№5 (с задержкой дыхания)
Воспитатель: отгадайте загадку
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
А теперь, давайте закроем носик и ротик и попробуем не дышать? Дети задерживают дыхание.
Воспитатель: можем мы с вами не дышать? Правильно. Без воздуха мы чувствуем себя плохо. А как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?
Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и выбрать понравившуюся.
№6 (с веером)
Воспитатель: ребята, возьмите ваши веера и сами покажите, как им пользоваться. Зачем нужен веер?
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер –
Пусть прохладою повеет.
Воспитатель своим веером поддерживает действия детей.
- опыт: игра с воздухом
№7 (с мячиком из фольги)
Воспитатель: теперь мы знаем, что, если постараться, то можно воздух и увидеть, и услышать, и почувствовать. Но, оказывается, с воздухом можно еще играть.
Давайте сыграем в водный футбол. Кладем наш мячик на середину и на счет «3» дуем. Игра проводится раза 3-4.
1. Подведение итогов
Дети вместе с воспитателем подходят к магнитной доске и по символам определяют свойства воздуха.
Воспитатель: вам понравилось наше путешествие в лабораторию? Давайте теперь и наших гостей порадуем – нарисуем веселые рожицы на воздушных шариках и подарим им хорошее настроение.