Евгения Коробейникова
Конспект занятия «Удивительные превращения сахара»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Удивительные превращения сахара».
Цель : развить познавательный интерес и расширить кругозор посредством узнавания, поиска новой информации о сахаре, а также путем экспериментирования.
Задачи : сформировать элементарные представления о свойствах сахара, наблюдение за удивительными свойствами сахара на опытах; расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы; познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека; закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности, упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром; развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Публикация «Конспект занятия „Удивительные превращения сахара“» размещена в разделах
Материал: стаканы с кипячёной водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы, презентация.
Словарная работа: сахарная свекла
Ход занятия:
Ребята я сегодня предлагаю вам стать исследователями и хочу пригласить Вас в лабораторию.
- А кто из вас знает, что такое лаборатория?
Прежде чем стать исследователями и пройти в лабораторию я предлагаю вспомнить правила поведения в лаборатории. (ответы детей)
-Ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать? (ответ детей)
У меня в руках волшебный мешочек. Каждый из вас потрогает этот мешочек.
- Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? (ответы детей)
- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там. Узнала? (ответ детей)
- Правильно, это всем известный сахар. Ребята, а что вы знаете о сахаре (ответы детей)
- Молодцы, знаете о сахаре, я тоже немного знаю о сахаре, хочу рассказать и показать вам (показ презентации) .
Сахару более 5000 лет. Родина его древняя Индия. На Руси появился в 12 веке, но он не «прижился». Только с середины 17 века он начал получать признание благодаря Петру I. Сахар появился в наших краях 150 лет тому назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на граммы Тростниковый и свекловичный сахар (сахарный песок, рафинад) является важным пищевым продуктом. Сахар встречается во многих фруктах, плодах и ягодах. Особенно велико содержание сахара в сахарной свёкле и сахарном тростнике, которые и используются для промышленного производства пищевого сахара.
Польза и вред сахара.
1. Чем же полезен сахар?
Сахар делает людей счастливыми. Во время приступов горя обычно человек съедает что-нибудь сладенькое. Обычный сахар (сахароза) обеспечивает организм необходимой энергией. Сахар — главный ингредиент кондитерских изделий. Сахар добавляют в различные напитки — чай, кофе, какао. Сахар служит консервантом для различных изделий из плодов и ягод — варений, джемов, желе.
2. Чем же вреден сахар?
Сахар вреден для зубов, поскольку бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса. Излишнее употребление сахара способствует появлению жировых отложений. Поэтому, сахар в больших количествах вреден для фигуры и здоровья.
-Ну а теперь можно перейти к нашим опытам. Для проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
-Какие свойства сахара мы можем определить в нашей лаборатории (ответы детей)
каким образом мы будем это делать?
-Перед вами стоят тарелочки с сахаром, именно с ней мы будем проводить с вами опыты.
Опыт № 1: Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики). (на тарелочки три горки сахара : мелкого помола, крупного и более крупного размера в виде небольших камешек)
Вывод: Сахар белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов, крупная, мелкая, кристаллики среднего размера, похожа на камешки.
Опыт № 2: Пересыпьте сахар ложечкой (сахар сыпется)
Вывод: Сахар сыпучий
Вывод: Сахар твердый, хрустящий
Опыт №3 Пипеткой капнуть немного воды на сахар, куда она делась? (она впиталась)
Вывод: Сахар впитывает воду.
Опыт №4 В стаканчик с водой насыпать сахар и перемешать, что теперь? (сахар растворился)
Вывод: Сахар растворяется в воде
Опыт №5 Воду попробовать на вкус. (Вода стала сладкой)
Вывод: Вода стала сладкой
Воспитатель: Определили, что сахар полностью растворился в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала сладкой.
Опыт №6 вырастим кристалл.
-Ну, а теперь мы с вами попробуем вырастить кристаллы сахара. Для этого растворим как можно больше сахара в стакане с теплой водой. Теперь добавим краску с помощью кисть, посмотрим вытолкнет ли сахар краску или нет. Затем привяжем короткую нитку к палочке и положим его на стакан.
На нитке в жидкости со временем образуются кристаллы, которые будут постепенно становиться все больше и больше. За ростом кристалла мы с вами будем наблюдать три недели. Прошу перенести вас ваши стаканы на специальный стол для наблюдений и присесть обратно за столы. Перед вами лежат карты наблюдения. Вам необходимо их заполнить. Сегодня мы заполним первую строку, вторую заполним по наблюдениям через неделю, и третью в последний день наблюдения.
3. Выводы.
В результате проведенных исследований установлено, что:
• Сахар – бытовое название сахарозы;
• Сахар производят из тростника и свеклы;
• Сахар приносит как пользу, так и вред для человека;
• Сахар может стать невидимым, сыпучий, белый, сладкий.
Заключение.
Сахар нужен организму, и он не может без него функционировать. Но большое количество сахара приносит вред человеку. Поэтому лучше употреблять фрукты, овощи, орехи, с помощью которых мы обеспечим себя необходимой энергией.