светлана платонова
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Свойства сахара и соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №2 «Солнышко»
Конспект НОД по познавательно -экспериментальной деятельности
Тема: «Свойства сахара и соли»
Воспитатель: Платонова С. А.
С. Шира 2018г.
Цель: Создание условий для ознакомления детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности „Свойства сахара и соли“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Сахар. Экспериментирование, исследовательская деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
1. Расширять и углублять представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость). Стимулировать к сравнению сахара с солью.
Развивающие:
1. Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать желания интересоваться явлениями окружающего мира. Проявления терпения дослушивать ответы товарищей до конца.
Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, частицы).
Предварительная работа:
1. Чтение стихотворения А. Ивич «Про сахар»
2. Просмотр мультимедиа как изготавливают соль и сахар.
3. Беседы по технике безопасности.
Методы и приемы:
1. Наглядные: схемы.
2. Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка.
3. Положительная мотивация.
4. Художественное слово.
5. Практические действия: проведение опытов.
Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Оборудование: Черный картон, лупы, по 2 стаканчика с водой, мерные ложечки, трубочки – все по количеству детей. Емкости под сахар и соль. Соль, сахар.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
В- Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
В- Сегодня с вами будем мы играть и новое, в обычном
открывать!
Основная часть:
Ребята! Отгадайте- ка загадку, а отгадка подскажет вам, что мы сегодня будем исследовать.
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает (сахар).
В:- Как вы думаете, о чем эта загадка? (дети отвечают)
В:- Как вы об этом догадались? (дети отвечают)
В:- А кто из вас знает, в каких продуктах есть сахар?
Дети: во фруктах, овощах, кондитерских изделиях и т. д.
В:- Из чего изготавливают сахар? (дети отвечают)
В:- Молодцы! Давайте вспомним историю о том, как научились изготавливать сахар, откуда он появился в нашей стране?
В:-Откуда пришел сахар? Тот самый, который мы каждый день привычно кладем в чашку с чаем? Его родина – жаркие тропические страны. У нас в стране из чего производят сахар?
Из белых свекольных корней сахар получался ничуть не хуже заморского – тростникового.
Свеклу выращивают и на полях,с приходом осени люди собирают урожай при помощи машин.
-Кто подскажет, какая часть свеклы используется для изготовления сахара? (дети отвечают)
Комбайн отделяет вершки от корешков, и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар!
- Послушайте еще одну загадку.
В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (соль)
Воспитатель: О чем эта загадка? (про соль)
В:- Давайте вспомним, что мы знаем о зарождении соли в нашей стране?
Вся соль на нашей планете тем или иным образом происходит из мирового океана, пересохших морей и соленых озер. Ведь в океанах, морях вода соленая. Соль – самая древняя приправа к еде, известная человеку. Без нее не обходится приготовление практически ни одного блюда. Но соль не только улучшает вкусовые качества еды, она просто жизненно необходима нам. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Физ. пауза: Улыбка
Нужно нам всем отдохнуть,
чтоб усталость отряхнуть.
(Дети встают, встряхивают руками)
Ну-ка встали, потянулись.
(потягиваются)
Влево – вправо повернулись.
(поворачиваются)
И к соседу прикоснулись.
(парами берутся за руки)
Все друг другу улыбнулись.
(улыбаются друг другу).
Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Поэтому люди придумали пословицы о соли.
В:Какие из них вы знаете? (дети отвечают)
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Недосол на столе, пересол на спине.
- Щепотка соли делает сахар слаще.
- За хлебом-солью каждая шутка хороша.
- Без хлеба, без соли никто не обедает.
- Соли нету, так и слова нету.
- Без соли, без хлеба худо беседа.
В: Ребята, как же можно различить сахар и соль? Предлагаю узнать.
Я приглашаю вас в лабораторию интересных исследований.
А кто знает, что такое лаборатория? (дети отвечают)
Правильно, это там, где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты. Но прежде, чем мы начнем исследования, назовите правила поведения в лаборатории.
Дети: Нельзя шуметь и мешать друг другу. Терпеливо выслушивать мнения других и т. д.
В: Молодцы! И для того чтобы нам стать юными исследователями я вам хочу вручить значки. Вот ребята, сейчас вы самые настоящие опыты. Теперь нам можно начинать наши исследования! Проходите в нашу научную лабораторию.
Опыт 1.
Воспитатель: Обратите внимание на 2 емкости, в которые насыпаны соль и сахар.
-Что, вы, можете сказать о цвете этих веществ? (ответы детей). Верно, они оба белые.
Сейчас я предлагаю вам ложечкой пересыпать сначала одно вещество в стакан, затем другое вещество. Что вы заметили, когда мы выполняли это действие? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (дети отвечают)
Вывод: сахар и соль – сыпучие вещества (воспитатель закрепляет на мольберте карту-схему).
Опыт 2.
Попробуйте осторожно их понюхать. А скажите, почему надо осторожно нюхать? (ответы детей).
Ведь это сыпучие вещества и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу.
-Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут? (ответы детей).
Ребята что мы можем сказать, что сахарный песок и соль одинаковые по цвету, но разные по запаху.
Воспитатель: Чем пахнет вещество желтоватого цвета (сахар)
Дети. Карамелью, ванилью.
Воспитатель. Чем пахнет белое вещество (соль)
Дети. Ничем.
Воспитатель. Мы можем сказать, что эти вещества разные по запаху. Сахар пахнет карамелью и ванилью, а соль не имеет запаха.
Вывод: сахар и соль разные по запаху.
Опыт 3.
Воспитатель: Для следующего опыта я предлагаю ложечкой перемешать вещество в каждом стакане. Понаблюдайте, что происходит.
Дети. Вещества исчезли. Они растворились.
Воспитатель. Вода растворяет кристаллы соли и сахара. При этом цвет воды не меняется.
Вывод: сахар и соль – растворимые вещества (воспитатель закрепляет на мольберте карту-схему).
Опыт 4.
Воспитатель. Что мы можем сказать о вкусе? Предлагаю попробовать воду, и определить вкус сахара и соли.
Дети. Соль – соленая, сахар – сладкий.
Вывод: сахар и соль разные по вкусу (воспитатель закрепляет на мольберте карту-схему).
Опыт 5.
Воспитатель: Предлагаю вам пройти к следующему столу нашей лаборатории. Соль и сахар – очень маленькие частицы, нам очень трудно их рассмотреть и различить. Что нам поможет?
Дети: Лупа.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети. Лупа увеличивает предметы в несколько раз.
(Дети рассматривают частицы и высказывают свое мнение).
Воспитатель. Мы с вами можем сделать вывод, что сахар имеет форму кирпичиков, они одинаковые. Соль не имеет формы.
Вывод: сахар и соль разные по форме.
Воспитатель. Как вы думаете, можно ли употреблять соль и сахар в больших дозах? (дети отвечают)
Воспитатель. Избыток сахара приводит к кариесу, полноте, а соль – к болезни почек.
Рефлексия:
Воспитатель. Мне очень хочется узнать:
- Что мы сегодня узнали в нашей лаборатории? (дети отвечают, используя карты- схемы)
- Что больше всего вам сегодня понравилось?
- Что было полезным для вас?
- Как вы думаете, мы все узнали про свойства сахара и соли?
Воспитатель. Нас ждут еще много интересных открытий. Мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования. Я благодарю вас за проделанную работу (воспитатель всех благодарит и раздает грамоты «Юный исследователь»).