Татьяна Иванушкина
Учебное занятие в системе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Иванушкина Т. А.,
преподаватель ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
Мудракова О. В.,
заместитель директора по научно-методической работе
г. Краснодар, МБОУ ДО муниципального образования город Краснодар «Центр развития творчества детей и юношества»
[i]
Учебное занятие в системе дополнительного образования
[
/i][/b]
Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?
Публикация «Учебное занятие в системе дополнительного образования» размещена в разделах
Образовательный процесс в УДО осуществляется через учебное занятие.
Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.
Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий : поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т. д.
Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы: изучение нового материала; применение знаний на практике, формирование практических умений; контроль знаний.
В соответствии с этим различаются типы учебных занятий : изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т. д.); закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.); самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).
К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.
Основные требования к современному занятию :
• Постановка и комплексное решение на занятии (образовательных, развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
• Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
• Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
• Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии, наиболее эффективные для достижения цели.
• Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.
• Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие, выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы дополнительного образования характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс : раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия. Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих технологий.
Традиционные формы учебных занятий : лекция, семинар, дискуссия, конференция, экскурсия, экспедиция, туристический поход, учебная игра.
Нетрадиционные формы учебных занятий : презентация предмета, явления, события, факта, социодрама, защита проекта, философский стол, “Крепкий орешек”, день добрых сюрпризов, конверт вопросов, выпускной ринг.
Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены: дата, тема занятия, оборудование, дидактический материал; цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия; учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы; образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала; ведущие виды деятельности участников занятия; структура занятия и последовательность его этапов; содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия; приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом; диагностика результатов занятия, подведение итогов.
Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия : хорошее знание материала, бодрое самочувствие, чувство «физической» раскованности, свободы на занятии, продуманный план занятия, правильный выбор и разнообразие методов обучения, занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция, выраженная заинтересованность педагога в успехе воспитанников.
Факторы риска: неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; рыхлая композиция занятия; неправильный подбор и однообразие методов обучения; скованность движений педагога, его «зажатость»; монотонность и сухость при изложении материала бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом; отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия; отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся, безразличие педагога к результатам обучающихся.
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики: каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности; любое учебное занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов; построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Литература:
Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования,- М., ВЛАДОС, 2013.
Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Организация дополнительного образования детей : Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. - М. : ВЛАДОС, 2015.
Материалы к. п. н. профессора Н. Е. Щурковой при проведении курсов повышения квалификации по организации воспитательной работы для педагогов, - Югра, 2016.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В. П. Беспалько – М. : Педагогика, 2009. – 190 с.
Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю. Н. Кулюткин – М. : Просвещение, 2009. – 128 с.