Виктория Старикова
Учебно-тематическое планирование по курсу «Математические представления» для 1 класса обучающихся с УО
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-тематическое планирование по курсу : «математические представления» 1 класс (2 год обучения).
Общее количество часов – 50 ч, 1,5 часа в неделю.
1 четверть -12часов, 2 четверть - 11часоов,
3 четверть-15часов, 4 четверть -12часов.
Публикация «Учебно-тематическое планирование по курсу „Математические представления“ для 1 класса обучающихся с УО» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной и тяжёлой отсталостью с интеллектуальными нарушениями. Москва Просвещение, 2017 г. Школьного учебного плана на 2018-2019 учебный год,
Цель программы:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи программы:
Формирование элементарных математических представлений на комплексной основе с использованием разных видов деятельности: игровой, элементарно трудовой, конструктивной, изобразительной.
Коррекционные задачи:
-уточнение уровня сформированности элементарных математических представлений у учащейся;
-определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащейся;
-формирование у ребёнка положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
-развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
-формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно с взрослым, по подражанию действиям взрослого);
-развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с ребёнком по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств);
-формирование и закрепление у ребёнка социально – бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.
Общая характеристика учебного предмета :
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол, необходимо поставить тарелки и столовые приборы по количеству обедающих и др. Ребёнок не может овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых ребёнок непроизвольно осваивают доступные для неё элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т. п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т. е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 50 часов, 1.5часа в неделю.
В процессе обучения элементарным математическим представлениям используются следующие методы и приемы обучения :
-совместные действия ребёнка и взрослого;
-действия по подражанию действиям учителя;
-действия по образцу, по словесной инструкции;
-приёмы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;
-элементарные счётные действия с множеством предметов на основе слухового, тактильного, зрительного восприятия;
-воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками, на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов, изображений цифр;
-предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
-соотнесение натуральных предметов с объёмными и предметными изображениями;
-подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня с целью формирования временных представлений;
-обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.
Планируемые результаты изучения курса :
Формирование учебного поведения :
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) :
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов :
бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемые педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени : - способна удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1- 2 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способна выполнить посильное задание от начала до конца.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- Называет (показывает) конструкцию.
- Воспроизводит комбинаций из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора.
- Сопоставляет два объекта по величине (большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида).
- Ищет руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки, большие и маленькие, ведерки, лопатки, куклы).
- Конструирует большие и маленькие пирамидки, напольного мягкого модуля «Пирамида».
Показывает пространственные отношения руками совместно с учителем или по подражанию:
Катай, самое большое (маленькое) кольцо и т. п.
- играет в игры на величину (совместно с учителем и по подражанию его действиям).
- Использует вербальные и невербальные средства (большой — разводит руки в стороны, ладони, как бы обхватывает большой предмет, демонстрирует объем, маленький — имитирует захват маленького предмета).
- Рассматривает объемную фигуру — кубом. Играет с Монтессори-материалами : «Розовая башня» (3-5 больших куба, с разноцветными кубиками из строительных наборов (раскладывает в ряд, строит домик).
- Играет в игры: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками» и т. п.
- Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом.
- Умеет рассматривать постройку из строительного материала, которую выполняет учитель, (дай куб, дай еще фигуру,
- Наблюдает за действиями со строительным материалом (постройка простых конструкций, сборка дидактической игрушки из деталей).
- Участвует в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).
- Умеет складывать шарики (мелкие игрушки, плоды: фасоли. Бобов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и в другую емкость.
- Умеет играть с мячами и шарами: катает и бросает мячи среднего размера — пластмассовые, резиновые,тряпичные.
- Умеет ходить по коврику, когда наступает на определенную фигуру, называет ее (если неговорящий, то показывает под ноги на фигуру).
– Катает кольца от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого.
-Умеет переливать воду, пересыпать песок, поливать песок водой; пересыпать различные плоды,
крупы, определяет вместе с учителем и самостоятельно количество (много, мало, нет — пусто).
-Играет с бусами разной величины, разного цвета в разном сочетании; с набором мягких модулей; с дидактическим панно;
- Складывает на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
- Перемещается в пространстве класса (держась за руки, за веревочку, за обруч и т. п.).
-Переносит с одного места на другое разных предметов.
-Поднимает руки, вытягивает их вперед, поднимает одну руку (по подражанию, по образцу).
- Перемещается в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции) :
принеси мишку, посади его на стул и т. п.
Основные межпредметные связи строятся по линиям:
Математика - устная речь;
Математика - окружающий природный мир;
Математика - чтение
Математика – письмо
Содержание курса состоит из следующих разделов:
- «Количественные представления»
- «Представления о форме»
- «Представления о величине»
- «Пространственные представления»
- «Временные представления»
Задачи и направления
-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много; - Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий. Количество часов на изучение предмета «Элементарные математические представления» в 1 классе (2 год обучения).
Класс Количество часов на курс Количество часов в неделю
1класс (2 год обучения) 50ч 1,5ч
Распределение количество часов по четвертям.
1четверть 2четверть 3четверть 4четверть Итого
12ч 11ч 15ч 12ч 50ч
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1,2
Формирование временных представлений «День - вечер-ночь» 2
3,4 «Части суток» «День-вечер-ночь» 2
5 «Режим дня» 1
6 «Ночной режим» 1
7 Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером» «Покажи, что ты делал ночью» 1
8,9 Формирование количественных представлений» «Знакомство с понятием «один» и «много» «2
10-14 «Один-много» «Цифра 1» 5
15 Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков». 1
16 «Мои игрушки» «Цифра 1» 1
17 «В гостях у лесовика в лесу» Посчитай, сколько шишек, найди цифру 1» 1
18,19 «Формирование представлений о величине» «Большой-маленький, «Длинный - короткий» 2
20-22 «Большие и маленькие игрушки» «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения». 3
23,24 «Я большая, а ты маленький». «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента». 2
25, «Подбери одежду для большой куклы,
для маленькой куклы» «Подбери ленты для кукол» 1
26,27 «Постройка башни», «Длинный мост, короткий мостик», «Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности». 2
28 Игры с мягким модулем «Пирамидка», «Дидактическая черепаха», 1
29,30 «Формирование представлений о форме». «Круг», «Квадрат» 2
31 «Маленькие и большие квадраты» 1
32 «Предметы похожие на круг, квадрат» 1
33 «Раскрашивание круга, квадрата» 1
34 «Обведение круга, квадрата по контуру» 1
35 «Штриховка круга, квадрата» 1
36-38 «Формирование пространственных представлений «Вверху-середина-внизу» 3
39 «Разложи игрушки по полкам» 1
40 «Разложи одежду по полкам» 1
41,42 «Ориентация на листе бумаги» «Вверх-середина» «Середина - вниз» 2
43 Ориентация в группе 1
44,45 «Формирование пространственных представлений» «Поровну-больше» 2
46 «Разложи игрушки» 1
47 «Пространственные понятия: поровну - больше, к, от.» 1
48 Игры на перемещение в пространстве, на изменение в пространстве 1
49 «Игровые упражнения на перемещение в пространстве» поровну - больше 1
50 Закрепление тем: «Короткий длинный» «вверху - середина-внизу» «поровну-больше» 1
Планируемые результаты.
Достаточный уровень
Различать предметы по цвету, массе, форме; сравнивать 1-3 предмета по величине методом наложения, «на глаз» : больше, меньше,
равные, одинаковые; сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте, наложением, приложением;
Определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга, помещать предметы в указанное положение;
Ориентироваться на листе бумаги; узнавать, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых
предметов; создать условия для создать условия для письма цифр 1,2,3 соотносить количество предметов с соответствующим
числом, цифрой; развитие мелкой моторики, межполушарных связей.
Минимальный уровень
Различать цвета, выделять из группы предметов один предмет, обладающий определенным
свойством (цвет, величина, форма);
Сравнивать два предмета по величине по величине методом приложения;
Сравнивать два предмета по размеру (длине, высоте, ширине) с использованием приёмов
наложения и приложения;
Устанавливать взаимно-однозначное соответствие двух групп предметов, устанавливать их
равенство (лишние, недостающие предметы);
Различать правую, левую руки; пространственные направления относительно себя: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;
Ориентироваться на листе бумаги (можно с помощью педагога);
Узнавать, называть геометрические фигуры с помощью учителя; узнавать цифры 1,2,3 распознавать монеты в играх и упражнениях.
Контрольные параметры оценки достижений.
Возможные результаты.
Математические представления
1) Элементарные математические представления о форме, величине;
количественные (до числовые, пространственные, временные представления
Уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Уметь ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Уметь различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Уметь различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Уметь соотносить число с соответствующим количеством предметов,
обозначать его цифрой.
Уметь пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.
Уметь представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.
Уметь обозначать арифметические действия знаками.
Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Уметь обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т. д.
Уметь определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
Уметь устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
Уметь распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
Мониторинг обучаемости.
по предмету «Математические представления»
По каждому из представленных разделов ребенку предлагают выполнить несколько упражнений. Правильное самостоятельное выполнение фиксируется 2 баллами, выполнение с помощью учителя – 1 балл. Если ребенок не может работать с тем или иным материалом или не отвечает на вопрос теста, — 0 баллов