Малыгина Алена
Конспект урока по ОБЖ для обучающихся 10–11 класса «Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания»
для обучающихся 10-11 класса.
Цель урока :
1. Ознакомление учащихся с приемами проведения непрямого массажа сердца и ИВЛ при остановке сердца.
Задачи:
1. Развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, принимать верное решение в ЧС;
2. Воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в ЧС.
Оборудование:
• мультимедийная установка, набор ЦОР.
• экран, ноутбук;
Публикация «Конспект урока по ОБЖ для обучающихся 10–11 класса „Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- День оказания первой медицинской помощи, сентябрь
- Начальная школа. 1 класс
- ОБЖ в школе
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• информационные листы для закрепления изученного материала;
• видеоролик.
Ход урока
(Звучит ритм бьющегося сердца и останавливается)
Слайд 1
Учитель: В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи, связанные с остановкой сердца на улице, на работе, с близкими людьми. Вы можете оказаться рядом и ничего не сможете предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что вы не знаете что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения жизни пострадавшего, неумолимо уменьшается. Чтобы пострадавший не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, вы должны уметь оказать ПМП при остановке сердца.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю посмотреть вам видеоролик и попытаться самим сформулировать тему нашего урока.
Видеоролик (демонстрация)
Какая трагедия произошла с героем данного видеоролика?
Это произошло в Португалии 24 января 2004 года. 24 летний нападающий Миклош Фехер игрок национальной сборной Венгрии. В одной из острых атак он нарушил правила, получив от судьи желтую карточку, улыбнувшись, сделал 2 шага и упал на землю, поджав колени. Врачи зафиксировали диагноз» остановка сердца». 3 раза удавалось запустить работу сердца, но, к сожалению после третьей остановки медики оказались бессильны.
СЛАЙД № 2.
Трагический случай с молодым и талантливым хоккеистом из омского клуба «Авангард» Алексеем Черепановым. На очередном матче с соперником, в стандартной игровой ситуации молодому парню (19 лет) стало плохо с сердцем. Не оказанная своевременно помощь привела к гибели молодого хоккеиста.
Учитель: тема нашего урока :
Слайд 3
«Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания».
Реальность сегодняшнего дня такова: среди общей смертности в России сердечно-сосудистые заболевания составляют 57%. Такого высокого показателя нет ни в одной развитой стране мира!
В год от сердечно-сосудистых заболеваний в России умирают 1 млн. 300 тысяч человек – население крупного областного центра. Львиная доля здесь принадлежит ишемической болезни сердца и артериальной гипертонии с ее осложнениями — инфарктами миокарда и инсультами.
От того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь самого человека и того, кто рядом с ним.
Итак, проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего. Наша задача, достигнув цели урока, ответить на вопрос:
СЛАЙД № 4. ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?
СЛАЙД № 5. На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
Инфаркт и его признаки
Правила проведения непрямого массажа сердца.
Правила проведения искусственной вентиляции лёгких.
Сердечно-лёгочная реанимация (совмещение приёмов).
Учитель: Для того чтобы нам научиться оказывать ПМП при остановке сердца, давайте вспомним из курса биологии - строение сердца.
СЛАЙД № 6
(Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер.
СЛАЙД № 7 ВИДЕО СЕРДЦЕ
СЛАЙД №8 работа сердца
СЛАЙД №9 норма давления
СЛАЙД №10-11 инфарк и его признаки
СЛАЙД №12-15
СЛАЙД №16 пульс
«Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца» По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту).
-Где чаще всего определяем пульс? (на запястье, на сонной артерии)
- Что можно узнать по пульсу? (количество сокращений сердца в минуту).
Задание классу : «Определите пульс на сонной артерии»
Работа в парах: «Определите пульс на сонной артерии и запястье друг у друга».
СЛАЙД №17 клиническая смерть
Итак, мы вспомнили с вами основные моменты работы сердца. Но возникают ситуации, когда сердце прекращает свою деятельность.
После прекращения работы сердца и лёгких клетки головного мозга живут около 5 мин. Этот короткий период называется клинической смертью.
При остановке сердца обогащённая кислородом кровь больше не попадает в жизненно важные органы и возникает риск необратимого повреждения мозга, которое может наступить уже через 5-7 мин.
Этот короткий период, когда процессы, происходящие в организме, еще обратимы, и человеку ещё можно помочь, называется клинической смертью. Если пострадавший находится в состоянии КС более 3 минут, вероятность спасения-75 %, до 5 минут- 25%. Свыше 10 минут – шансов спасти, почти нет.
Клиническая смерть - это пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти, которое возникает непосредственно после прекращения кровообращения и дыхания.
Признаками клинической смерти являются: Ответы учащихся
• отсутствие сознания;
• отсутствие пульса на сонных артериях;
• отсутствует реакция зрачка на свет;
• отсутствие дыхания.
Вопрос классу : «Что же нужно делать, когда человек находится в состоянии клинической смерти?»
(При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-легочной реанимации).
Дайте ваше определение понятию реанимация.
СЛАЙД 18
Реанимация – (лат. Реа–возвращение, анимацио–движение) это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.
ВИДЕОРОЛИК «Правила проведения НМС и ИВЛ»
Действия при клинической смерти: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. Непрямой массаж сердца (НМС) СЛАЙД №20 (Показываю на Гоше)
Восстановление нормальных естественных сокращений сердца, т. е. его самостоятельной работы при массаже, происходит в результате механического раздражения сердечной мышцы.
2. Искусственная вентиляция легких (ИВЛ) СЛАЙД № 21
(Показываю на Гоше)
Применяется при серьезном нарушении самостоятельного дыхания человека, а также как средство, предохраняющее от нехватки кислорода, обусловленную применением общей анестезии или заболеваниями, связанными с нарушением спонтанного дыхания.
3. «Сочетание ИВЛ и НМС» СЛАЙД №22 (Показываю на Гоше)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Реанимационные действия сопровождаются большими физически нагрузками со стороны тех, кто оказывает помощь. Поэтому даже при желании оказать помощь, справиться с этой задачей сможет далеко не каждый человек, а лишь тот, кто физически крепок и подготовлен. Молодой человек с сигаретой и бутылкой пива в руках вряд ли продержится минут пять или десять, оказывая подобную помощь. Чтобы быть готовым к любым чрезвычайным ситуациям необходимо еще и активно заниматься физической культурой. Физически развитый человек обладает, как правило, и устойчивой к стрессовым ситуациям нервной системой. Я полагаю, что реанимационные действия можно отнести к героическому поступку, когда речь идёт о спасении жизни человека.
Наша задача, достигнув цели урока, ответить на вопрос:
СЛАЙД №23
ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?
Подводя итог нашего урока, хочется, чтобы вы составили несколько правил спасения жизни человека.
Выполняют самостоятельно.
ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.
ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: "Всё равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться”. И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.
ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.
ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.
Учащиеся отвечают.
Да, мы умеем оказывать первую медицинскую помощь при остановке сердца. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль.
СЛАЙД24
ТРИ ЗАПОВЕДИ:
КАК НЕ УПУСТИТЬ ШАНС НА СПАСЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО В СОСТОЯИИ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ
ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ
Жизнь человека в состоянии клинической смерти находится в руках того, кто первым его увидит
ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ
В порыве помочь не надо бояться косых взглядов
ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ
Для спасения жизни наибольшее значение имеет своевременность оказания помощи, а не степень технического оснащения
Учитель: Давайте составим синквейн, где ключевым словом будет слово ЖИЗНЬ
Жизнь.
Короткая, интересная.
Веселиться, горевать, прожигать.
Дана всем, не ценят многие.
Сложно.
Оценки за урок.
Домашнее задание: Составить плакат социальной направленности, призывающий людей оказывать помощь.