Людмила Удовиченко
Учебно-исследовательский проект «Да здравствует, мыло душистое»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-исследовательский проект
Да здравствует мыло душистое
(естественнонаучное направление)
Автор:
Завадская Анастасия,
5 лет, МБДОУ «ЦРР – д/с № 3»,
Тбилисский район,
ст. Тбилисская
Научный руководитель:
Удовиченко Людмила
Николаевна,
инструктор
по физической культуре
МБДОУ «ЦРР – д/с № 3»
Да здравствует мыло душистое
Завадская Анастасия,
5 лет, МБДОУ «ЦРР – д/с № 3»,
Публикация «Учебно-исследовательский проект „Да здравствует, мыло душистое“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Проекты
- Темочки
Тбилисский район,
ст. Тбилисская
Аннотация
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Целью проекта является знакомство со свойствами мыла, закрепление и уточнение знаний о том, для чего люди используют мыло, обучение способам исследовательской деятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков, обогащение словарного запаса.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Способствовать укреплению здоровья детей
2. Развивать творческие способности, культурно-гигиенические навыки в разных видах деятельности.
3. Развивать и поддерживать интерес к художественной литературе.
4. Обеспечить содержательную и технологическую интеграцию деятельности детей и специалистов ДОУ.
Реализация проектной темы осуществляется через интеграцию образовательных областей «Здоровье», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». Воспитание культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших частей пропаганды здорового образа жизни. Экспериментально-исследовательская основа работы над проектом способствует осознанному отношению к сохранению и укреплению своего здоровья, так как дошкольники самостоятельно приходят к выводу о необходимости использования мыла в ежедневной жизни, почерпнув попутно массу полезных сведений о свойствах мыла, полезной информации о том, что могло бы быть, если бы мыло отсутствовало в жизни человека. Причем, информация не преподносится дошкольнику в готовом виде, а добывается им самостоятельно путем экспериментов, решения проблемных ситуаций, поиска необходимых сведений в различных источниках. На примере проекта автор предлагает свой вариант преподнесения полезности веществ, находящихся в мыле.
Алгоритм проведения тематической недели в рамках проекта
«Да здравствует мыло душистое»
День недели
Тема дня
Основная идея дня
Понедельник
День Мойдодыра
Знакомство детей с темой недели, определение вместе с детьми круга интересов, проектировка последующей деятельности
Вторник
Потешкин день
Воплощение идеи через художественную литературу, устное народное творчество.
Среда
День мыла
Беседы, наблюдения эксперименты, побуждение детей к открытию новых знаний, способов познания
Четверг
Игротека
Активизация детей, приобщение к здоровому образу жизни через использование различных здоровьесберегающих технологий, состязания, подвижные игры, эстафеты
Пятница
День Здоровья
Праздник с обязательным участием героев произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Учебно-исследовательский проект
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) .
Проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует поиска новых подходов, что обусловливает выбор темы проекта.
Целью проекта является знакомство со свойствами мыла, закрепление и уточнение знаний о том, для чего люди используют мыло, обучение способам исследовательской деятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков, обогащение словарного запаса.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Способствовать укреплению здоровья детей
2. Развивать творческие способности, культурно-гигиенические навыки в разных видах деятельности.
3. Развивать и поддерживать интерес к художественной литературе.
4. Обеспечить содержательную и технологическую интеграцию деятельности детей и специалистов ДОУ.
Объект исследования – мыло.
Предмет исследования – свойства мыла, делающие его полезным для здоровья человека.
Исходной точкой в работе над темой проекта является чтение и анализ произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр». Это произведение о том, как надо следить за своим внешним видом, какие утренние и вечерние процедуры должен делать каждый из нас, какими культурно-гигиеническими средствами пользоваться, «а нечистым трубочистам стыд и срам».
Заострив внимания детей на проблеме необходимости быть человеком чистоплотным и опрятным и не только потому, что все сразу начнут тебя «любить и хвалить», но в большей степени потому, что это полезно для тебя самого, для твоего здоровья, приступили к изучению объекта, т. е. мыла.
Гипотеза: оптимальные культурно-гигиенические условия, использование культурно-гигиенических средств, системное использование здоровьесберегающих технологий и эмоционально-познавательное общение взрослых с детьми будет способствовать развитию у ребенка привычки к здоровому образу жизни.
Все мероприятия по реализации проекта организованы в МБДОУ «ЦРР – д/с № 3». Участники проекта – воспитанники старшей группы № 2 и их воспитатели О. А. Сальникова и Т. А. Морозова.
Для ответа на вопросы, из чего сделано мыло, почему оно полезно, когда человек впервые использовал мыло, пришлось обратиться к нескольким информационным источникам.
Из детской энциклопедии «Все обо всем» воспитанники узнали, что что мыло появилось около 6000 лет назад. До этого люди пользовались мелким песком, золой, листьями мыльнянки, которые пенятся в воде. Но все это не могло справиться с тонким слоем жира, который покрывает нашу кожу.
Из Большой детской энциклопедии узнали, что мыло состоит из щёлоча и кислоты.
Из интернета узнали, что постепенно люди научились добавлять в мыло разные ароматизаторы и красители, а так же полезные вещества для улучшения воздействия на кожу человека. А также научились варить мыло в домашних условиях, добавляя в него духи и разные красители.
Далее полученные теоретические знания подтвердили опытно-экспериментальным способом, делая необходимые выводы.
Опыт 1. Участники эксперимента испачкали руки растительным маслом и грязью, после чего группа разделилась на две команды. Одна команда вымыла руки с мылом, другая – без мыла. На руках, вымытых без мыла, масло осталось, а руки, вымытые с мылом, оказались абсолютно чистыми.
Вывод: мыло смывает грязь и жир, уничтожает микробов. Это нужно для сохранения нашего здоровья.
Опыт 2. В две ёмкости с водой помещается мыло : в одну жидкое, в другую – твердое, но измельченное на мелкие кусочки для более быстрого достижения результата. Размешивается. Мыло исчезло в обеих ёмкостях.
Вывод: мыло растворяется в воде, а значит не оставляют на коже следов, так как хорошо смывается водой. Значит, мыло не вредит нашей коже.
Опыт 3. Изготовление мыла. Берем основу для мыла, нагреваем её на водяной бане. Главное не перегреть. Расплавилась? Готово. Теперь добавим духи для запаха и краситель для цвета. Можно добавить разных полезных веществ для кожи. Выливаем в форму и оставляем на 2-3 дня.
Вывод. Мыло приобретает цвет и запах того красителя и ароматизатора, которые мы в него добавили. Пока мыло не застыло, ему можно легко придать любую форму.
Опыт по изготовлению мыла проведен на итоговом мероприятии совместно с родителями воспитанников. На мероприятии ребята рассказали родителям обо всем, что узнали в рамках проекта, с помощью стихов, песен, загадок. Ароматные, разноцветные кусочки мыла разной формы были сделаны в подарок мамам.
Список используемой литературы
Т. А. Шорыгина. Беседы о здоровье. Москва, 2010
Н. В. Бобровская, В. Е. Ломыман, Н. П. Битютская. Планирование воспитательной работы с детьми 2-7 лет. Волгоград, 2012
Научно-популярный журнал «Здоровье дошкольника» № 6, 2013
Научно-популярный журнал «Детский сад будущего» № 6, 2013
Интернет: kindergrad.moy.su