Бабаева Наталия Владимировна .
Учебная и трудовая деятельность у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об окружающем, умений и навыков; б) развитие его личности и соответствующих форм общения; в) развитие произвольного поведения и произвольности психических процессов; г) становление начальных форм учебной деятельности.
Учебная деятельность не возникает спонтанно из уже сложившейся (игровой, а появляется в результате стихийного или целенаправленного его формирования.
Публикация «Учебная и трудовая деятельность у старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Трудовая деятельность (имеется в виду производительный труд) - это деятельность, направленная на создание общественно-полезных продуктов - материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству (по В. С. Мухиной). Как по своим результатам, так и по своей организации труд является общественным видом деятельности. Он, как правило, протекает в коллективе и предполагает умение согласовывать свои действия с действиями других участников труда, сообща добиваться достижения общей цели. Человек должен трудиться независимо от того, каковы его настроения и желания в данный момент. Весь ход трудовых действий должен быть подчинен получению намеченного результата. Поэтому процесс труда бывает в той или иной степени трудным, связанным с напряжением, усилиями, преодолением внешних и внутренних препятствий.
Элементы учебной и трудовой деятельности у старших дошкольников
Учебная и трудовая деятельность в своих развитых формах складывается за пределами дошкольного возраста. Учебная деятельность является ведущей у детей школьного возраста (а также у взрослых, если они продолжают образование с отрывом от производства). Труд - основной вид деятельности взрослых. Каждый из этих видов деятельности имеет сложное строение и предъявляет высокие требования к психике человека. Для их успешного выполнения необходимы такие психические свойства и способности, которые у ребенка дошкольного возраста еще не сформировались.
Подготовка к систематическому учению и к последующему участию в производительном труде - одна из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Эта подготовка осуществляется, главным образом, в игре и продуктивных видах деятельности. Однако наряду с этим взрослые выдвигают перед детьми собственно учебного и трудового характера, постепенно добиваясь того, чтобы дети, выполняя такие задания, усваивали и определенные психические действия, необходимые для учебной и трудовой деятельности. Оценивая развитие элементов учения и труда в дошкольном детстве, необходимо не упускать из вида, что смысл деятельности для взрослого, организующего её и для ребенка в очень многих случаях оказывается разным. То, что ребенок усваивает определенные знания и навыки в процессе обучения, выполняет обязанности дежурного или сажает цветы, еще не дает оснований для вывода о том, что у него сложилась (даже в элементарных формах) учебная и трудовая деятельность. До известного момента дети руководствуются интересом к самому процессу действия, желанием быть
похожими на взрослых, заслужить одобрение взрослого, не осознавая того значения, которое имеют полученные знания или результаты выполнения ими трудовых заданий. А такое осознание является необходимым условием систематического учения и труда. Сознательное выполнение учебных и трудовых действий только начинает складываться в дошкольном возрасте.
Систематической учебной и трудовой деятельности у старших дошкольников еще нет. Происходит только подготовка детей к будущему участию в этих видах деятельности. Подготовка к овладению учебной деятельностью в дошкольном детстве включает развитие познавательных интересов и усвоение учебных действий.
От игры к учебе
Если сразу при переходе ребенка в школу применять к нему школьные методы обучения, рассчитанные на детей, у которых основные предпосылки учебной деятельности уже сложились, это может привести либо к тому, что ребенок быстро «подтянется», приспособится к новым требованиям, либо к тому, что он, наоборот, потеряет веру в свои силы, начнет негативно относится к школе. Попытки приспособиться к психологическим особенностям детей, все обучение строить в игровой форме не оправдывают себя. Такое обучение привлекательнее для детей, но не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, плохо развивает произвольное управление своими действиями, произвольное внимание. Психологически правильная организация деятельности первоклассников состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постепенно подводить детей к выполнению учебных заданий.
Одной из линий поддержания познавательной потребности у ребенка заключается в использовании для этого игры. Полученные новые сведения ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов на вопросы взрослых. Поэтому, будучи свидетелями детских игр или в тех случаях, когда вы принимаете в них участие, не упускайте случая внести коррективы, если вы видите, что ребенок в чем-то неправильно использует известные ему сведения. Но конечно, и в этом деле надо соблюдать меру.
Многие знания, полученные от старших, ребенок закрепляет не только в игре, но и в реальных практических действиях.
Заключение
Учебная деятельность - это деятельность человека, основной целью которой является освоение опыта человечества в форме знаний, умений и навыков (ЗУН) (по Мухиной В. С.).
Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения (по Петровой О. О.).
Основная особенность учебной деятельности та, что ее цель – усвоение новых знаний, умений и навыков, а не получение внешнего результата.
Усвоение знаний и умений происходит у дошкольника, главным образом, вне выполнения учебных заданий, психологические качества, необходимые для труда, складываются преимущественно вне выполнения заданий трудовых. Это происходит при наблюдении труда взрослых, слушании книжек, рассматривании картинок в игре, рисовании, конструировании и других видах деятельности. Поэтому трудовое воспитание дошкольников охватывает гораздо более широкий круг вопросов, чем только их собственное участие в труде.
В продуктивных видах деятельности дошкольники учатся выполнять действия, направленные на получение заданного результата, овладевают умением ставить перед собой определенную цель и планировать ее достижение. Выполнение учебных заданий способствует выработке у детей умения действовать в соответствии с системой обязательных требований, контролировать и оценивать свою работу.