Людмила Белых
Тьюторское сопровождение как современная технология
▼ Скачать + Заказать документы
Современным ФГОС дошкольного образования установлено, что один из основных принципов образования — индивидуализация, которая понимается как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (п. 1.4.2.).
ФГОС начальной школы прямо упоминает тьютора и его функции. Исходя из того, что современному педагогу начальных классов необходимо хорошо владеть технологиями личностно развивающего взаимодействия с детьми младшего школьного возраста, учитывая закономерности их развития, в том числе создавать условия для формирования учащимися своего образовательного заказа, можно сделать вывод, что основой такого заказа должен стать познавательный интерес ребенка.
Публикация «Тьюторское сопровождение как современная технология» размещена в разделах
В данном случае под познавательным интересом мы понимаем избирательную направленность, включающую в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компонент и возникающую при включении младших школьников в лично значимую для них деятельность.
Особенность младшего школьного возраста — наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых школьник продолжает делать выбор. Стихийные интересы не отличаются глубиной и устойчивостью. Индивидуальный процесс их выбора, развития и упрочнения чрезвычайно сложно напрямую задать какими-то внешними рамками и нормами. Для него необходимо сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся, реализуя свой познавательный интерес, осваивает новые способы действий, приобретает компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов.
Адекватные средства такой работы не могут быть найдены, пока педагог работает только в традиционной образовательной парадигме «посредника», обеспечивающего передачу от взрослых к детям некоего социального опыта, норм поведения и деятельности. Можно предположить более продуктивный иной подход, при котором педагог является не только и не столько посредником в передаче опыта, сколько «доверительным лицом» школьника через тьюторское сопровождение. Обеспечивает становление его субъектности, ответственности за реализацию задуманного.
Сразу хочется отметить. Что условия, которые определяют эффективность роли педагога в формировании у детей интереса к знаниям, к процессу умственного труда, многообразны. Это и эмоциональность, и творческая индивидуальность педагога, и изучение психолого-педагогической литературы. Передового опыта по проблеме, и знание психолого- физиологических особенностей младших школьников и индивидуальных особенностей каждого в группе. А также : направленность обучения не только на результат, но и на процесс получения знаний (деятельность); осуществление диагностической работы с помощью различных тестовых заданий и методик для выявления уровней развития познавательного интереса и его показателей; коррекция деятельности ученика, ее контроль и оценка; создание на уроке комфортной и дружеской атмосферы для каждого ребенка; регуляция стиля общения и поведения учителя на уроке; самосовершенствование учителя, подведение итогов своей работы, определение дальнейших перспектив, наличие программы самообразования.
Однако принятие педагогом оснований тьюторского подхода и реализация его на практике обеспечит приобретение младшими школьниками следующих (не свойственных младшему школьному возрасту) качественных характеристик познавательного интереса:
1. устойчивости (длительность, осознанный выбор);
2. глубины (выход в проектную или исследовательскую позицию на основании познавательного интереса,
а также обеспечит адекватный уровень готовности ребенка начальной школы к обучению в средней школе,и,шире, - более высокий уровень личностного развития по сравнению с младшими школьниками, не охваченными предлагаемой нами программой.
Тьюторское сопровождение в начальной школе выступает как технология,ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов.
При этом миссия педагога-тьютора (или учителя, который работает в позиции тьютора) состоит не только в оказании помощи младшему школьнику в совершении выбора, но и в предупреждении ограничения свободы этого выбора.
Тьюторское сопровождение в своей основной части является совместной с учащимися деятельностью по выстраиванию и реализации всей цепочки шагов по развитию интереса, где ученик получает опыт его фиксации. Постановки целей, интеграции для ее достижения различных ресурсов образования (в том числе и внешкольных, а в итоге - осознает процесс управления своей познавательной и образовательной деятельностью, осваивает способы развития интереса, формирует качества, способствующие его реализации.
Этапы тьюторского сопровождения в начальной школе :
1. диагностико-мотивационный
2. проектировочный
3. реализационный
4. аналитический
Диагностико-мотивационный этап
Выявление и фиксация познавательного интереса. Естественно следует учитывать, что у детей уже сложились какие-то познавательные предпочтения, может быть, в каких-то семьях развитие познавательных интересов входило в практику семейного воспитания, дети имеют определенный объем знаний по интересующей теме и т. д.
В рамках тьюторского сопровождения ставится цель : провести фиксацию познавательного интереса не единичным и случайным образом, а последовательно и обдуманно. Результат- осознание младшим школьником своих целей, интересов и планов.
Используются :
1. способы работы педагога:
- работа с портфолио ученика;
- беседа, консультирование;
- диагностика, тестирование.
2. Способы работы ученика:
- представление имеющегося объема знаний по теме;
- рассказ об истории возникновения познавательного вопроса.
Проектировочный этап
Данный этап служит для организации сбора и анализа информации по теме, включает в себя следующие способы работы педагога и ученика.
1. способы работы педагога:
- нахождение вопросов в представленном материале;
- сужение или расширение темы;
- анализ «портфолио»;
- консультации по «портфолио»;
- помощь в составлении карты интереса.
2. Способы работы ученика:
- составление карты интереса;
- сбор «портфолио»;
- анализ «портфолио»;
- выявление познавательного вопроса;
- определение темы выступления.
Реализационный этап
Данный этап включает в себя организацию презентации познавательного интереса. Суть этого этапа — представление младшим школьником своего интереса другим детям и взрослым и участие в обсуждении. На этом же этапе педагог вместе с учеником определяет перспективы работы с познавательным интересом.
Подготовка и презентация познавательного интереса. В качестве важнейшего звена включает подготовку (написание) младшими школьниками опорного план-конспекта, а также выступление перед аудиторией, которую выбирал сам ребенок. Как вполне приемлемый вариант допускается, что дети готовят план выступления в устной форме, которые с их слов записывает педагог, по возможности не отступая от первоисточника. Очевидно, что навыки письменной речи у учеников 2 — 3 классов развиты недостаточно, поэтому имеющаяся у ребенка информация может быть отражена в самостоятельно составленном тексте не менее полно. В данном случае помощь учителя - тьютора позволяет избежать возможной ошибки при оценке того, на сколько продуктивно поработал ребенок в действительности.
Обратите внимание! На этом этапе важно подчеркнуть важность тьюторской помощи в оформлении презентации, выборе формы представления, отражающую не только особенности познавательного интереса, но и индивидуальность младшего школьника.
Аналитический этап — анализ выступления
Возможны несколько способов организации такого анализа.
1. из числа выступающих назначается «эксперт», специалист в данной теме. Перед групповым анализом он еще раз внимательно просматривает видеозапись выступления, осмысливает полученные результаты, а затем делится своими впечатлениями с группой. После выступления рецензента начинается коллективное обсуждения : младшие школьники размышляют о том новом, что узнали во время выступлений, отмечают наиболее интересные моменты и эпизоды, находки выступающих.
2. Эксперт выступает после группы. Наконец, разговор может вести сам учитель. Постепенно включая в обсуждение всех членов группы.
После анализа выступления наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие напраления: определение перспектив развития познавательного интереса; определение темы (содержательных перспектив); определение сроков (временные перспективы). Этот блок с одной стороны завершает технологическую цепочку, а с другой — словно становится началом нового технологического развертывания. Тем самым осуществляется «спираль практики» тьюторского сопровождения.
Хотелось бы также отметить, что работа тьютора не исчерпывается собственно применением технологии тьюторского сопровождения, а также включает в себя:
• создание банка информациионных ресурсов подготовки и реализации работы с познавательным интересом;
• доведение информации по вопросам сопровождения познавательных интересов до учителей-предметников, родителей;
• составление индивидуальных договоров с родителями учащихся;
• организация реализации индивидуальных договоров с родителями;
• мониторинг результатов тьюторского сопровождения в начальных классах и некоторые другие обязанности.