Получи документы

Тьюторское сопровождение как современная технология

Людмила Белых
Тьюторское сопровождение как современная технология
▼ Скачать + Заказать документы

Современным ФГОС дошкольного образования установлено, что один из основных принципов образования — индивидуализация, которая понимается как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (п. 1.4.2.).

ФГОС начальной школы прямо упоминает тьютора и его функции. Исходя из того, что современному педагогу начальных классов необходимо хорошо владеть технологиями личностно развивающего взаимодействия с детьми младшего школьного возраста, учитывая закономерности их развития, в том числе создавать условия для формирования учащимися своего образовательного заказа, можно сделать вывод, что основой такого заказа должен стать познавательный интерес ребенка.

Публикация «Тьюторское сопровождение как современная технология» размещена в разделах

В данном случае под познавательным интересом мы понимаем избирательную направленность, включающую в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компонент и возникающую при включении младших школьников в лично значимую для них деятельность.

Особенность младшего школьного возраста — наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых школьник продолжает делать выбор. Стихийные интересы не отличаются глубиной и устойчивостью. Индивидуальный процесс их выбора, развития и упрочнения чрезвычайно сложно напрямую задать какими-то внешними рамками и нормами. Для него необходимо сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся, реализуя свой познавательный интерес, осваивает новые способы действий, приобретает компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов.

Адекватные средства такой работы не могут быть найдены, пока педагог работает только в традиционной образовательной парадигме «посредника», обеспечивающего передачу от взрослых к детям некоего социального опыта, норм поведения и деятельности. Можно предположить более продуктивный иной подход, при котором педагог является не только и не столько посредником в передаче опыта, сколько «доверительным лицом» школьника через тьюторское сопровождение. Обеспечивает становление его субъектности, ответственности за реализацию задуманного.

Сразу хочется отметить. Что условия, которые определяют эффективность роли педагога в формировании у детей интереса к знаниям, к процессу умственного труда, многообразны. Это и эмоциональность, и творческая индивидуальность педагога, и изучение психолого-педагогической литературы. Передового опыта по проблеме, и знание психолого- физиологических особенностей младших школьников и индивидуальных особенностей каждого в группе. А также : направленность обучения не только на результат, но и на процесс получения знаний (деятельность); осуществление диагностической работы с помощью различных тестовых заданий и методик для выявления уровней развития познавательного интереса и его показателей; коррекция деятельности ученика, ее контроль и оценка; создание на уроке комфортной и дружеской атмосферы для каждого ребенка; регуляция стиля общения и поведения учителя на уроке; самосовершенствование учителя, подведение итогов своей работы, определение дальнейших перспектив, наличие программы самообразования.

Однако принятие педагогом оснований тьюторского подхода и реализация его на практике обеспечит приобретение младшими школьниками следующих (не свойственных младшему школьному возрасту) качественных характеристик познавательного интереса:

1. устойчивости (длительность, осознанный выбор);

2. глубины (выход в проектную или исследовательскую позицию на основании познавательного интереса,

а также обеспечит адекватный уровень готовности ребенка начальной школы к обучению в средней школе,и,шире, - более высокий уровень личностного развития по сравнению с младшими школьниками, не охваченными предлагаемой нами программой.

Тьюторское сопровождение в начальной школе выступает как технология,ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов.

При этом миссия педагога-тьютора (или учителя, который работает в позиции тьютора) состоит не только в оказании помощи младшему школьнику в совершении выбора, но и в предупреждении ограничения свободы этого выбора.

Тьюторское сопровождение в своей основной части является совместной с учащимися деятельностью по выстраиванию и реализации всей цепочки шагов по развитию интереса, где ученик получает опыт его фиксации. Постановки целей, интеграции для ее достижения различных ресурсов образования (в том числе и внешкольных, а в итоге - осознает процесс управления своей познавательной и образовательной деятельностью, осваивает способы развития интереса, формирует качества, способствующие его реализации.

Этапы тьюторского сопровождения в начальной школе :

1. диагностико-мотивационный

2. проектировочный

3. реализационный

4. аналитический

Диагностико-мотивационный этап

Выявление и фиксация познавательного интереса. Естественно следует учитывать, что у детей уже сложились какие-то познавательные предпочтения, может быть, в каких-то семьях развитие познавательных интересов входило в практику семейного воспитания, дети имеют определенный объем знаний по интересующей теме и т. д.

В рамках тьюторского сопровождения ставится цель : провести фиксацию познавательного интереса не единичным и случайным образом, а последовательно и обдуманно. Результат- осознание младшим школьником своих целей, интересов и планов.

Используются :

1. способы работы педагога:

- работа с портфолио ученика;

- беседа, консультирование;

- диагностика, тестирование.

2. Способы работы ученика:

- представление имеющегося объема знаний по теме;

- рассказ об истории возникновения познавательного вопроса.

Проектировочный этап

Данный этап служит для организации сбора и анализа информации по теме, включает в себя следующие способы работы педагога и ученика.

1. способы работы педагога:

- нахождение вопросов в представленном материале;

- сужение или расширение темы;

- анализ «портфолио»;

- консультации по «портфолио»;

- помощь в составлении карты интереса.

2. Способы работы ученика:

- составление карты интереса;

- сбор «портфолио»;

- анализ «портфолио»;

- выявление познавательного вопроса;

- определение темы выступления.

Реализационный этап

Данный этап включает в себя организацию презентации познавательного интереса. Суть этого этапа — представление младшим школьником своего интереса другим детям и взрослым и участие в обсуждении. На этом же этапе педагог вместе с учеником определяет перспективы работы с познавательным интересом.

Подготовка и презентация познавательного интереса. В качестве важнейшего звена включает подготовку (написание) младшими школьниками опорного план-конспекта, а также выступление перед аудиторией, которую выбирал сам ребенок. Как вполне приемлемый вариант допускается, что дети готовят план выступления в устной форме, которые с их слов записывает педагог, по возможности не отступая от первоисточника. Очевидно, что навыки письменной речи у учеников 2 — 3 классов развиты недостаточно, поэтому имеющаяся у ребенка информация может быть отражена в самостоятельно составленном тексте не менее полно. В данном случае помощь учителя - тьютора позволяет избежать возможной ошибки при оценке того, на сколько продуктивно поработал ребенок в действительности.

Обратите внимание! На этом этапе важно подчеркнуть важность тьюторской помощи в оформлении презентации, выборе формы представления, отражающую не только особенности познавательного интереса, но и индивидуальность младшего школьника.

Аналитический этап — анализ выступления

Возможны несколько способов организации такого анализа.

1. из числа выступающих назначается «эксперт», специалист в данной теме. Перед групповым анализом он еще раз внимательно просматривает видеозапись выступления, осмысливает полученные результаты, а затем делится своими впечатлениями с группой. После выступления рецензента начинается коллективное обсуждения : младшие школьники размышляют о том новом, что узнали во время выступлений, отмечают наиболее интересные моменты и эпизоды, находки выступающих.

2. Эксперт выступает после группы. Наконец, разговор может вести сам учитель. Постепенно включая в обсуждение всех членов группы.

После анализа выступления наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие напраления: определение перспектив развития познавательного интереса; определение темы (содержательных перспектив); определение сроков (временные перспективы). Этот блок с одной стороны завершает технологическую цепочку, а с другой — словно становится началом нового технологического развертывания. Тем самым осуществляется «спираль практики» тьюторского сопровождения.

Хотелось бы также отметить, что работа тьютора не исчерпывается собственно применением технологии тьюторского сопровождения, а также включает в себя:

• создание банка информациионных ресурсов подготовки и реализации работы с познавательным интересом;

• доведение информации по вопросам сопровождения познавательных интересов до учителей-предметников, родителей;

• составление индивидуальных договоров с родителями учащихся;

• организация реализации индивидуальных договоров с родителями;

• мониторинг результатов тьюторского сопровождения в начальных классах и некоторые другие обязанности.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как педагогическая технология Детское экспериментирование как педагогическая технология Важным фактором развития современного дошкольного учреждения выступает организация.

Презентация «Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками» Консультация для воспитателей на тему: «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ».

Квест-современная технология в ДОУ Квест - (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов.

Метод проектов — современная технология организации деятельности в детском саду Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывает.

Педагогический квест как технология Я как педагог нахожусь в поиске новых методов, приемов, знаний, как правильно организовать деятельность воспитанников, как сделать так,.

Робототехника — современная педагогическая технология, первые шаги Lego-конструированияРобототехника — современная педагогическая технология, первые шаги Lego-конструирования РОБОТЕХНИКА – СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ПЕРВЫЕ ШАГИ LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЯ Великая Е. А. Воспитатель Муниципальное бюджетное.

Современная технология «Модель трех вопросов»Современная технология «Модель трех вопросов» Современная образовательная технология "Модель трёх вопросов" ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ? Содержание, то что дети уже знают.

Технология как часть общечеловеческой культуры Культура – понятие историческое. Она возникла вместе с появлением на Земле человека и развивалась по мере овладения им силами природы,.

Консультация «Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшее условие эффективной коррекционной работы» Работа ведется с учетом индивидуальных качеств ребенка На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тьюторское сопровождение как современная технология
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 16:41
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тьюторское сопровождение как современная технология» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Белых (УИ 156786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД