Светлана Лопатина
Консультация «Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшее условие эффективной коррекционной работы»
▼ Скачать +Заказ
Работа ведется с учетом индивидуальных качеств ребенка На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида. Это дети, с разными отклонениями психического и физического плана, которые обуславливаются нарушением общего развития, не позволяющим вести полноценный образ жизни. Они лишены предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, а это негативно сказывается на формировании высших психических функций. Зачастую преобладает агрессивность, или чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижена память и работоспособность.
Публикация «Консультация „Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшее условие эффективной коррекционной работы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Причем, следует всегда помнить, что воспитание и обучение таких детей требует особого деликатного и тактичного отношения окружающих к их проблемам, и не в коем случае не заострять внимание на дефекте.
А для достижения положительной динамики я использую в коррекционной работе дополнительные средства, которые обеспечивают здоровьесберегающую направленность педагогичексого процесса, такие как нетрадиционные методы воздействия на развитие ребенка. Такие методы помогают организовать занятия интересней и разнообразней, которые становятся для ребенка познавательной, не навязчивой игрой-занятием, что немало важно для его развития. Весь процесс идёт динамично, в эмоционально благоприятной среде.
Так как, для детей с ОВЗ характерны различные речевые патологии, нарушений общей и мелкой моторики. Одни дети - гиперактивные, порой даже агрессивные, другие наоборот – пассивные, вялые, что обуславливается слабой нервной системой, поэтому нетрадиционные методы использую во всех направлениях.
Очень детям нравятся игры с природными массажерами:
• Шишки еловые, сосновые.
• Каштаны
• Горох целый, фасоль
• Ракушки (морские)
• Камешки
• Вода
Природные массажё ры помогают:
• Развитию мелкой моторики
• Укреплению мышц кисти руки
• Расслаблению мышц руки
• Чередованию движений левой и правой рукой
• Развитию речи, памяти, внимания, мышления
При помощи «природных массажеров» ребенок массирует кисти рук, пальцы, запястья, ладони, тыльные поверхности ладоней. Такие массажи с шишками, горохом и т. д. стимулирует речевое развитие ребенка. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Игра с шишкой.
Взяли шишку в руки, мы не знаем скуки,
Вот она какая, такая не простая,
Мы её покрутим, в ладонях покатаем,
Ты не бойся шишка, мы с тобой играем!
Раз, два, три, четыре, пять.
Шишку будем мы вращать!
Шишку будем мы вращать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Еловая шишка колет ладошки,
Но, мы поиграем с нею немножко.
Игры с горохом и фасолью – можно придумать в виде какой- нибудь сказки, например, «Как звери искали волшебный шар, который дети «шагая» фигурками животных должны проделывая дорожки из гороха искать этот шар», или игра «Пальчики шагают» (двумя пальчиками ребенок «шагает» в указанных ему направлениях так же закрепляем еще и ориентирование «право-лево», «вперед-назад»).
Можно поиграть с горохом и фасолью, если емкость глубокая, то просто ребенок опуская руки старается как можно больше набрать гороха, так же можно пересыпать горох в разные по объему емкости, придумывая разные игровые ситуации, детям очень нравится что-нибудь искать, и сколько радости когда это им удается.
Игры с морскими и речными ракушками так же интересны детям, которые тоже по-разному можно обыграть.
Игры с камнями.
В руки камешек возьму (берем в руки камешек и сжимаем)
И сожму скорее,
Поиграть я с ним хочу (перекладываем камень из одной руки в другую)
И в руках погрею. (камень прячем в ладонях, дышим на него «греем»)
Подержу в одной руке, (перекладываем из одной руки в другую)
Положу - в другую; (перекладываем из одной руки в другую)
И ладошкой проведу, (держа камешек в одной ладони, сверху гладим другой)
Пальчиком поглажу (поглаживание поверхность камешка пальцами)
И какой он расскажу, ( активизировать речь ребенка: гладкий, скользкий, тяжелый и др.)
Особое значение занимают так же, рисование, конструирование, лепка и др. Все эти методы и технологии не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции, способствуют оздоровлению детского организма. Могут быть применены, как в виде самостоятельных занятий, так в индивидуальных и групповых. Подобные упражнения можно рекомендовать родителям для игр с ребенком дома. Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов, укрепление здоровья детей, через индивидуальный подход к преодолению нарушений. Необходимые условия коррекционной работы : целенаправленность и системность. А совокупность применения нетрадиционных и традиционных средств коррекции помогают овладеть ребенку необходимыми речевыми навыками и умениями, а так же благоприятно влияет на положительное развитие эмоционального благополучия ребенка.