Екатерина Великая
Робототехника — современная педагогическая технология, первые шаги Lego-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
РОБОТЕХНИКА – СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ПЕРВЫЕ ШАГИ LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЯ
Великая Е. А. Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение–детский сад №7 х. Джумайловка
Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет каждому дошкольному учреждению и каждому педагогу конструировать педагогический процесс в своей возрастной группе, на основе современных идей и технологий.
Публикация «Робототехника — современная педагогическая технология, первые шаги Lego-конструирования» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Проведя мониторинг развития воспитанников старшего дошкольного возраста, нашего детского сада, мы увидели, что нашим детям очень интересно знакомиться с различными видами моделирования и конструирования. Анкетирование их родителей подтвердило данный вывод.
Совсем недавно наш детский сад открыл для себя новую технологию - робототехнику. Нами был разработан образовательный проект «Lego- конструирование, первые шаги робототехники», целью которого является создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных технических способностей и умений. на основе разных видов конструирования, в том числе и Lego-конструирования.
Современным детям все время нужны новые увлекательные игрушки, которые в некоторой степени связаны с жизнью, трудом и деятельностью взрослых членов общества. Ребенок должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как что устроено. В этом и заключается актуальность проекта.
Перед тем, как организовать этот проект мы определили для себя план работы:
1. Ознакомились с опытами работы других регионов
2. Провели анализ уже имеющихся программ и проектов.
3. Продумали время и место для реализации данного проекта,
4. Запланировали пополнение среды конструкторами для творческо-исследовательской деятельности детей.
5. Определили основные задачи реализации проекта:
- Развитие мелкой моторики рук, речи, познавательной и исследовательской активности детей.
- Развитие художественно-эстетического вкуса.
- Формирование у детей умения передавать особенности предметов посредством конструктора LEGO .
- Развитие способности к планированию деятельности, а также анализу выполненной работы.
- Формирование стремления к самостоятельному творческому поиску.
- Формирование умения детей использовать в конструктивной деятельности чертежи, схемы, модели.
- Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
Детям данный проект интересен, так как данный вид деятельности новый и основывается на информационных технологиях, что способствует развитию познавательной активности детей старшего возраста.
Наш проект рассчитан на два года, возрастной контингент это дети 5-7 лет и состоит он из трех этапов: подготовительного, организационного и совместная работа с родителями.
Подготовительный этап был направлен на подбор необходимой методической литературы, пополнение предметно - пространственной среды, организацию рабочего места. В своей работе мы используем разнообразные конструкторы Lego и их аналоги.
LEGO WeDo
LEGO DUPLO
SMARNMAKX – магнитные конструкторы;
AUSINI – «Пожарная бригада»;
AUSINI – «Fairy Land»;
ENLIGNTEN – «Космическая станция»;
Lego – «Мой первый город;
Французике Науки с Буки - «Роботы – жуки»;
Французике Науки с Буки – «Робот – акробат»;
MAGICAL MODEL – «юный техник»;
POBOTIKS – «юный техник
На организационном этапе мы знакомим детей с основными деталями конструктора LEGO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий при конструировании объекта, закрепляем навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые знания.
Наши дети учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Ребята свободно экспериментируют со строительным материалом. В процессе игры и обучения дети собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, они знакомятся с техникой, открывают тайны механики, учатся работать, получают основу для будущих знаний.
Свою работу мы строим по следующим принципам:
- Рассматривание
В самом начале мы с детьми рассматриваем образец, схему, чертеж, рисунок или картинку;
- Выбора деталей
Ребята самостоятельно выбирают необходимые детали из общего набора.
- сбор будущей модели.
Из выбранных деталей дети собирают части будущей модели затем, при последовательном соединении всех частей в одно целое они получают конечный продукт. Который сравнивают с модельным образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой, то есть проводят самоанализ собранной конструкции.
На одном из занятий, с детьми подготовительной группы, мы собирали робота-акробата, из серии юный вундеркинд французской фирмы Науки с Буки. Дети, внимательно изучив схему, начали свою работу по сбору выбранной модели. Мы вместе с ребятами соединили отдельные части тела робота, затем согласно инструкции выставили шестеренки и соединили робота в единое целое. Вставив батарейки, наш робот ожил, ребята не ожидали сразу положительного результата. Но когда робот начал двигаться, детскому восторгу не было предела. И мы поняли, что эта работа направлена в правильное русло.
Самым интересным опытом работы с детьми старшей группы было освоение конструктора LEGO EDUCATION. Ребята последовательно, шаг за шагом, в игровой форме, собрали целую ферму. Они представляли себя работниками данной фермы и разыгрывали различные ситуации.
За период с сентября 2016 года воспитанники, занимающиеся Lego-конструированием, научились:
- различать основные детали лего-конструкторов;
- конструировать по образцу, схеме, чертежу;
- реализовывать собственный замысел;
- работать в команде;
- прислушиваться к мнению своих товарищей и делить с ними радость от полученного результата.
Параллельно мы тесно сотрудничаем с родителями, разработали цикл консультаций разной тематики «Конструирование - что это такое?», «Играя в LEGO дети…» и т. д. Оформляем выставки с фотографиями лучших работ детей. В рамках проведения родительских собраний организовываем практические мероприятия для родителей по Lego-конструированию. Такие формы работы помогают родительской общественности из наблюдателей становиться активными участниками образовательной деятельности.
Целенаправленное систематическое обучение детей конструированию играет большую роль при подготовке детей к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Уровень подготовки к школе наших воспитанников в 2016-2017 году показал высокий результат усвоения образовательной программы, так как конструирование и моделирование влияет на развитие логического мышления, мелкой моторики, а соответственно на развитие памяти, мышления, воображения.
Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе. В нашем районе во всех школах, работе по данному направлению уделяется большое внимание. Флагманом этой деятельности является СОШ №1 ст. Калининской, первоклассниками которой становятся выпускники нашего детского сада. Ученики этой школы активно участвуют в робототехнических Региональных и Федеральных форумах и являются неоднократными победителями.
Данный опыт работы, нашего детского сада, был представлен на Региональном этапе Всероссийского робототехнического форума дошкольных образовательных организаций «ИКаРёнок» с тематикой сезона 2016-2017 года «От детского сада до Агропрома».
Реализация образовательного проекта «Lego-конструирование, первые шаги робототехники» показала необходимость в разработке программы. Над данной программой мы сейчас работаем, планируем получить рецензию и включить её в вариативную часть образовательной программы нашего детского сада. Так как занятия по Lego-конструированию интенсивно развивают логическое мышление и способности детей к наглядному моделированию, стимулируют и развивают потенциальные творческие способности каждого ребенка, учат созидать, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.
Только в непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует разностороннему развитию детей.