Татьяна Булгакова
Метод проектов — современная технология организации деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.
Для успешной организации такой деятельности в детском саду используется современная технология: метод проектов.
Метод проектов - это такой вид образовательной технологии, когда педагог и его подопечные в процессе обучения пользуются фактами- стимулами, почерпнутыми из окружающей действительности.
Публикация «Метод проектов — современная технология организации деятельности в детском саду» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Планируя проект, взрослый подводит воспитанников к ощущению своей причастности к этому процессу. Педагог должен с пониманием относиться к желанию ребенка. Ведь «интересно то, что интересно». Взрослый мотивирует деятельность ребят. Высокий уровень мотивации - залог успешной работы над проектом.
Проект - это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых.
Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке взрослого, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных навыков, применение полученных знаний в разных видах деятельности.
В современном детском саду реализация проектного метода невозможна без вовлечения в неё родителей. Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотивировать их на участие в организации проектной деятельности.
В зависимости от целей и задач проекта степень вовлечённости в него родителей может быть разной: родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию, изготовить вместе с ним поделку, нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать подборку художественной литературы, картинного или иллюстративного материала по теме проекта. Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например, участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, игровой деятельности, экспериментировании и т. д. Родителей можно пригласить на презентацию проекта, показать успехи ребят и таким образом доказать актуальность данного метода в работе с детьми, а так же необходимость сотрудничества в этой работе семьи и детского сада.
Воспитателю следует помнить, что проектная деятельность не может успешно проходить отдельно от семьи. Родители должны понять и оценить всю важность применения педагогом данного метода развивающего обучения, включиться в совместную деятельность для достижения общей цели.
Слияние трёх факторов «Дети-педагоги-родители» имеет огромное значение для всех участников проекта. А именно:
Родители
пробуждает интерес к познанию самих себя и детей.
повышает их культурную компетентность в области воспитания.
помогает преодолеть разногласия.
Педагоги
позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающего пространства и себя в нем.
вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику. воспитания и обучения детей.
развивается личностная культуры сотрудничества.
Дети
получают возможность гордиться родителями и педагогами и принимать непосредственное участие в общем деле.
сталкиваются с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
В нашем дошкольном отделение проектная деятельность походит довольно успешно. И образно ее можно разделить на три направления.
1 направление – участие наших воспитанников в научно-практической конференции «Наука и жизнь».
2 направление – проекты, которые проводят наши воспитатели в группах.
3 направление – проекты, в которые вовлекают родителей и детей наши специалисты (учитель-логопед и педагог-психолог).
«Наука и жизнь»
В нашей гимназии уже много лет проходит городская научно-практическая конференция «Наука и жизнь». Дети с 1 по 11 классы представляют свои научные проекты. И теперь, наравне с начальной школы уже второй год представляют свои проекты наши дошколята. Тематика проектов наших воспитанников очень обширна. Это – улитки, и бабочки, и космос, и динозавры, и электричество, и роботы, и экологическая катастрофа после разлива нефти и много другое. Участие родителей здесь максимальная. Это и выбор темы, и сбор информации ее систематизация. Поэтому
Перед началом разработки проекта я приглашаю родителей на мастер –класс, где даю установку, что любой проект вырастает от интереса ребенка (вопрос, непонятная и неразрешенная его проблема, даю рекомендации по оформлению (как правильно сформулировать цели и задачи проекта). И затем очень тесно с ними общаюсь, отвечаю на их вопросы. Вношу изменения в презентации и т. д. Предзащита проектов проходит у нас в дошкольном отделении. Предзащита необходима и детям (чтобы могли попробовать выступить перед незнакомой публикой) и родителям (дается возможность внести изменения в оформление и т. д.). Школьный этап проходит очень интересно. Детей разводят по секциям. Слушают проекты учителя и начальной и старшей школы, задают вопросы. Среди наших воспитанников есть и победители и призеры. Надеюсь, что участников такой проектной деятельности среди родителей будет все больше.
«Воспитатели-дети-родители»
В своей работе мы очень активно используем метод проектов. О наиболее ярких проектах мне очень хочется рассказать.
К юбилею (110 лет) А. Л. Барто были подготовлены мероприятия, где дети могли познакомиться с творчеством замечательной поэтессы. Это и досуг «В стране счастливого детства» и конкурс стихов, и выставка рисунков «Стихи нашего детства». Для конкурса стихов мы попросили родителей подобрать материал самостоятельно. Выбрать то произведение, которое им запомнилось в детстве. Почти все родители откликнулись. Дети читали такие забавные и уже почти забытые произведения. Было видно, что родители очень старались хорошо подготовить детей к конкурсу. Наши ребята потом поучаствовали в конкурсе чтецов в Гимназии наравне с учениками начальной школы. И еще мы попросили родителей поучаствовать в выставке рисунков «Стихи нашего детства». И опять нас родители порадовали. Работы были просто прекрасные.
Кто-то изобразил героя стихотворения, а кто-то даже подписал текст.
К Международному дню детской книги мы обязательно проводит творческий проект. Много рассказываем о книгах, о художниках иллюстраторах. Проводим викторины и посещаем школьную библиотеку. И опять мы не смогли не обратиться к родителям с идей пополнения групповой библиотеки книжками - самоделками. Причем, каждая группа взяла свою тематику для книги. Это были - «Книжки-малышки», «Сказки про животных», «Необычная история, которая произошла со мной в детском саду», «Однажды….», «Мои фантастические путешествия». И работ было достаточно много. Книжки были очень разные, а некоторые просто шедевры. А в завершения проекта еще и устроили выставку «Мой любимый сказочный герой». После того как оформляется тематическая выставка, мы с детьми и проводим небольшое занятие-викторину. Очень радостно наблюдать за детьми, когда они видят свои работы на выставке. Они рассказывают, как они вместе с родителями что-то рисовали, обсуждали.
Т. к. у нас каждая неделя является лексической, то самые трудно воспринимаемые темы мы стараемся решать с детьми с помощью наших родителей.
Так например, тема «Мой город – Москва», приуроченная к Дню города интересна тем, что мы и сами много рассказываем про наш город и просим родителей сходить на прогулку по городу. А в этом году решили попросить их создать фото-колажжи- небольшие отчеты о своих прогулках. Мы и не думали, что родители откликнуться, но были приятно удивлены. Работы были разные и очень интересные. А в группе дети рисовали «Мой город». Рисовали и Красную площадь, и зоопарк и ВВЦ, Коломенский парк, Царицыно и просто свой двор. Поэтому и родилась идея провести на улице праздник – фестиваль дворовых игр. Играли в игры, которые были играми из нашего детства. Футбол, городки, резиночки, скакалки и т. д. Пригласили родителей, они пришли и даже помогали провести этот праздник. Участие в этом творческом проекте всем принесло огромное удовольствие.
Учитель-логопед и родители.
В проектную деятельность мы включили и специалистов нашего дошкольного отделения. И своим опытом работы поделиться наш учитель-логопед.
Т. К. сейчас очень остро стоит проблема речевого развития ребенка, все мы понимаем, что просто работой логопункта не обойтись. Поэтому, начиная уже с младших групп стараемся привлечь родителей к сотрудничеству. В этом нам помогает метод-проектов. О некоторых проектах, которые у нас прошли и о тех которые еще только будут я сейчас и расскажу.
Проект «Веселая азбука».
В этом проекте принимали участия родители воспитанников, начиная со средней группы. Каждому родителю дали по одной букве и попросили ее как-то с ребенком исполнить. Кто-то нашел маленький стишок и добавил рисунок, кто-то выполнил просто грандиозную творческую работу. Теперь в каждой группе есть своя азбука. Дети ее с удовольствием рассматривают, те кто умеет читать помогает другим вспомнить стихи из этой азбуки. А после того, как мы собрали эти азбуки, у нас родилась идея провести игру-квест «В поисках золотых монет» по сказке «Приключения Буратино». Дети вместе с воспитателями выполняли различные задания, а клад им пришлось искать на улице в сугробе. Счастья и радости у всех участников игры было огромное.
Проект «Мнемотаблицы для заучивания стихов, потешек, песенок, скороговорок».
Мнемотехника – это система методов и приемов, направленная на эффективное, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развить:
• Ассоциативное мышление;
• Зрительную и слуховую память;
• Зрительное и слуховое внимание;
• Воображение;
• Связную речь.
Родители сами выбирают или придумывают свои стихи или песенки и приносят в группу. А затем, в группе воспитатели заучивают с детьми эти стихи. Для многих детей этот метод очень эффективный. Он дает возможность ребенку быть более уверенным.
А на занятиях по развитию речи при составлении описательных рассказов наши воспитатели используют опорные картинки на различные темы. Что очень облегчает проведение таких занятий.
«Дидактические игры для развития речи»
Опять мы обратились к родителям, чтобы они дома сделали с детьми игру, которая направлена на развитие речи. Работ было не очень много, но игры все были хорошо оформлены и дети в них с удовольствием играют.
Игра «Собери слово», «Найди и назови первый и последний слог в слове», «Какой звук в домике живет», «наведи порядок» и т. д.
Как мы уже говорили, в нашем дошкольном отделении каждая неделя связана с лексической темой. И я свою работу стараюсь подстроить под эти лексические темы. Поскольку, речевые занятия являются одними из самых сложных для детей, мы с воспитателями стараемся использовать какие-то интересные формы работы. Я предложила попробовать на занятиях придумывать лексические сказки. Провела семинар, познакомила их более подробно с таким методом.
А родителям мы предлагаем вместе с детьми поучаствовать в проекте «Сказки из странных историй». Проект мы только запустили, поэтому пока отклика нет. Но, по тому опыту, что родители включаются в эту деятельность нам кажется, что будет очень хорошо. Пусть этих сказок будет не много, мы продолжим их сочинять в группах с детьми. И нас появиться свой сборник «Сказки из странных историй».
Спасибо за внимание.