Татьяна Волокитина
Детское экспериментирование как педагогическая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование как педагогическая технология
Важным фактором развития современного дошкольного учреждения выступает организация в нем инновационной деятельности, которая направлена на освоение, использование и распространение новшеств с целью достижения большей эффективности в дошкольном образовании. В дошкольном образовании, наравне со школой, мы все чаще говорим о педагогических технологиях, использование которых открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является - технология детского экспериментирования. Что же такое технология?
Публикация «Детское экспериментирование как педагогическая технология» размещена в разделах
Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, всегда приводящий к достижению прогнозируемого образовательного результата.
Эксперимент — планомерное проведение наблюдения в специально созданных условиях. (в зависимости от вида эксперимента)
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее познание мира. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы. И как нельзя лучше это можно сделать при помощи экспериментирования. Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.
Помочь в формировании творческой, самостоятельной личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (например: беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Для развития детей важны не только дорогие игрушки (хотя они, безусловно праздник, но и простые, доступные предметы и вещества, которые окружают его в повседневной жизни. На занятиях мы используем доступные предметы и вещества, где учитывается самостоятельное выполнение практических действий, тем самым создается проблемное обучение. Дети учатся, думать, рассуждать, размышлять. Ведь не зря всем известное высказывание Конфуция гласит: скажи мне -и я забуду, покажи мне-и я запомню, дай мне сделать-и я пойму
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка. Они позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды. Она должна создавать условия для:
- возможности действий с природным и рукотворным материалом;
- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;
- усиление интереса к явлениям природы;
- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.
Материалы в уголке можно разделить на типы по способу применения:
• Оборудование: защитные фартучки, перчатки, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, колбы, баночки, пипетки, лупы, ватные палочки и т. п. ;
• Объекты эксперимента: песок, семена растений, пищевые красители, бумага белая и цветная, вата, металлические предметы, пластилин, краски, пластиковые шприцы без игл, магниты, баночки с почвой, коллекции семян, листье и т. д.
• Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии (например, уголок экспериментирования в детском саду можно оснастить фотографиями снежинок, снятых крупным планом и имеющих разнообразную форму – от шестиугольной до сложной звездообразной; книгами познавательной тематики с иллюстрациями, например, «откуда берутся облака»). Не забудьте красочно и в доступной для детей форме оформить алгоритмы и схемы для уголка экспериментирования.
При подборе оборудования для уголка экспериментирования в ДОУ, необходимо брать во внимание возраст детей. Кроме того должны быть соблюдены меры безопасности и санитарные нормы, а каждый ребенок ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения эксперимента.
Формирование развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования будет успешно реализовано если:
-более эффективно будет осуществляться сотрудничество педагога и ребенка.
-педагог во взаимоотношениях с детьми будет проявлять больше оптимизма, веры в его силы и поддерживает воспитанника.
-создана соответствующая возрасту и требованиям предметно-развивающая среда.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
• Связь теории с практикой.
• Развивающий характер воспитания и обучения.
• Индивидуализация и гуманизация образования.
• Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.
• Целостность и системность обучающего процесса.
Необходимо продумать условия постановки проблемной задачи, сформулировать вопрос так, чтобы у детей возникли разные предположения, подготовить условия для проверки нескольких из них, обеспечить процесс самостоятельного поиска детьми верного решения. В результате с помощью обобщающего вопроса необходимо стимулировать детей к высказыванию верного вывода. Необходимо помнить о недопустимости опытов и экспериментов, приводящих к гибели живого, например растений. Поэтому, как только появляются заметные изменения (растения вянут, бледнеют, вытягиваются побеги, необходимо сразу изменить их условия существования.
Структура занятия - экспериментирования:
• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
• Уточнение плана исследования.
• Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
• Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Экспериментирование, тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как, наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего товарища.
Связь экспериментирования с рисованием двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. При зарисовке результатов эксперимента, появляется возможность еще раз вспомнить и зарисовать этапы эксперимента, его последовательность.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы. Подбирается картотека экологических сказок, рассказов, стихов и загадок, аудиосказок, мнемотаблиц для составления рассказов. Чтение художественной литературы по теме, способствует закреплению, расширению и систематизации полученных знаний в ходе эксперимента.
Экспериментирование связано с музыкальным и физическим воспитанием. Дети погружаются в звуки природы, играют в подвижные игры – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию положительных эмоций. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений и сенсорикой. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, взвешивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Эксперименты, опыты и эвристические рассуждения всегда осуществляются детьми на основе имеющихся у них представлений, поэтому важна организация наблюдений с дошкольниками.
Наблюдение – сложная познавательная деятельность, позволяющая распознавать свойства и качества предметов и явлений, выделять их индивидуальные, характерные или существенные признаки, устанавливать связи и отношения, в которых они находятся. Также наблюдение включает и интерпретацию, осмысление получаемой информации.
В соответствии с целью выделяются следующие виды наблюдения:
Распознающее наблюдение отвечает на вопросы: что это или кто это? Каковы его свойства?
• Длительное (цикличное) наблюдение за изменением и развитием объекта позволяет установить, что изменилось, как растет. В наблюдении усиливается роль памяти, так как ребенку необходимо помнить прошлое состояние объекта. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у них возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.
• Воссоздающее наблюдение по отдельным признакам воссоздает объект в целом (например, позволяет определить, но цвету почвы ее влажность; по цвету ягод их спелость; по оставленному на снегу или мокром песке следу узнать, какая птица или животное прошло; по видимой части объекта догадаться, кто спрятался за кустом; по тени узнать животного; по небольшому фрагменту фотографии, кто был сфотографирован; по листу определить дерево, кустарник и т. д.). В этом виде наблюдения ведущее место занимает мышление, сенсорный опыт отходит на второй план. Большую роль играет воображение, припоминание, обобщение.
Наблюдение строится в логике познавательно-исследовательской деятельности: сначала ребенок ставит или принимает познавательную задачу, потом совместно с воспитателем собираются факты, устанавливается связи, для того чтобы «решить задачу», и затем дать закономерный ответ на поставленную задачу (например, познавательная задача: «Почему с одной стороны крыши сосульки длиннее?», во второй части которой организуется сравнительное наблюдение сосулек с разных сторон крыши дома и анализ условий: солнечное тепло, тень, солнце греет, ветер, они прохладнее. Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, используются другие анализаторы. Так, например, в осеннем лесу можно услышать, как падает листва, как она шуршит под ногами. Можно определить, как пахнет в осеннем лесу, сравнить запахи разных грибов. Комплекс разных ощущений помогает детям составить полную характеристику природного объекта, создает эмоциональное впечатление о нем. Заранее наметить продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения. Это выполнение рисунков, моделирование, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.
При организации наблюдения важно соблюдать следующие требования:
• Задача наблюдения должна быть понятна детям и принята ими;
• Необходимо дождаться эмоционального отклика детей, их готовности включиться в поиск;
• Создать условия для возможно более эффективного наблюдения: продумывать место наблюдения, рациональное расположение объектов и размещение детей. Для наблюдения в естественных условиях педагог заранее посещает это место, планирует ход наблюдения, организацию детей, вопросы к ним;
Наблюдение включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки, и др. Наблюдение важно еще и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы: труд по уходу за животными и растениями, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатлений, осмотр объектов природы, заполнение календарей.
Достаточно новым средством обучения в технологии экспериментирования являются графические опоры в виде схем и моделей, которое используется в старшем дошкольном возрасте.
Графические опоры, отражающие отдельные понятия или их совокупность как систему, способствуют возникновению проблемы в сознании детей. К тому же наглядность на этапе постановки проблемы способствует длительному наблюдению и сохранению проблемной ситуации в сознании детей, что особенно важно в старшем дошкольном возрасте. Помимо этого, графические опоры как виды знаково-символических средств дают возможность оперировать ими и, таким образом, выполняют эвристическую функцию.
Развивающие возможности графических опор обусловлены их знаково-символической природой: в процессе психического развития возможности интеллекта возрастают за счет овладения человеком новыми средствами мышления и поведения, т. е. знаково-символическими средствами (Л. С. Выготский). Развитию логического мышления детей способствует работа по осмыслению, анализу предлагаемых педагогом графических опор или по самостоятельной их разработке на этапе обобщения знаний.
Модель – это заместитель реального объекта, в котором наглядно представлены признаки объекта и отношения между ними, что делает доступными к познанию те существенные связи и зависимости, которые были скрыты от непосредственного восприятия ребенком. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору или конструированию моделей. Хочется отметить, что изготовление моделей может быть только по окончанию эксперимента, когда мы уже знаем конечный результат. Существуют разные классификации моделей.
• По характеру изображения модели бывают предметными (первый вид). В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, особенности. Например, модель растения, которая состоит из изображения его основных частей: корня, стебля, листа, цветка и т. д.
• Предметно-схематическая модель. Здесь признаки объектов природы фиксируются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Объект узнаваем, но дан в схеме.
• Графические модели, которые в дошкольном возрасте используются редко, только если изображение модели рождает у ребенка узнаваемый образ. Например, модель живого организма Н. Н. Кондратьевой.
Модель как наглядно-практическое средство познания должна соответствовать ряду требований:
- четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- быть доступной для восприятия и действия с ней;
- обозначать существенные признаки объектов для выполнения ею функции обобщения;
- облегчать познание.
Последовательность обучения детей моделированию:
- Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.
- Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно выкладывать модели, замещающие эти признаки.
- Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3-4.
- Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы).
- Руководит созданием понятийных моделей («рыбы», «птицы», «звери», «домашние, дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.).
Но «Один в поле не воин» - гласит пословица. Мы должны заинтересовать этой технологией и родителей.
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и уверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность ему помочь. Опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.