Татьяна Бережная
Творческо-исследовательский проект в средней группе «Чудо-огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческо- исследовательский проект" Чудо - огород"
в средней группе № 3
Долгосрочный проект
Тема: «Чудо-огород»
Вид проекта : познавательно – практический.
Участники проекта : воспитатели – дети – родители.
Продолжительность проекта : 6 месяцев (с марта по август)
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Публикация «Творческо-исследовательский проект в средней группе „Чудо-огород“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Актуальность темы проекта : Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенне-летний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Наблюдая за ним, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Цель проекта : расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития. Обогатить знания детей об окружающем мире, через наблюдения, опытническую экспериментальную деятельность. Развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие.
Программные задачи:
1. Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представления детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах.
2. Социально- коммуникативное : учить бережно относиться к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт. Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
3. Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы.
4. Художественно-эстетическое: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета (рисование, лепка). Учить использовать в творческой деятельности ранее приобретённые знания и навыки, знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.
Проектная идея : создать в группе детского сада огород на подоконнике, получить рассаду зелени, лука, помидоров, моркови, выращенных с участием дошкольников, сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей. Узнать как появляются корни и ростки у будущего урожая.
Основные принципы работы.
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Саратовской области.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители:
Дети.
Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях Саратовской области, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
Формирование разносторонних знаний о растениях, овощах и фруктах.
Возрастание речевой компетенции:
- Сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам.
- Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Родители.
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагог.
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.
Материалы и инвентарь: Научно-популярная и художественная литература по данной теме.
Детские лопатки, грабельки, лейки, почва, фартуки, пластиковые бутылки, ножницы, клеёнка, семена.
Предварительная работа.
- Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта.
- Рассматривание коллекции семян.
- Выставка книг с русскими народными сказками, стихами, рассказами о растениях, овощах и фруктах.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.
- Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты».
- Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», сказки С. Маршака «Чиполлино» и т. д.)
Технологическая карта проекта :
Образовательная деятельность Вид деятельности Содержание деятельности
Социально – коммуникативное развитие Игровой, познавательный, коммуникационный - Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», лото, домино.
- Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
- Труд: «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать», полив и прополка растений.
Познавательное развитие Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный. - Рассматривание семян, иллюстраций
- Опыт «На свету и в темноте»
- Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток.
Речевое развитие Коммуникационный - Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
сказки К. Чуковского «Огород»,
О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино»
- Загадки, поговорки об овощах и фруктах.
- Составление рассказа «Как я помогаю на огороде»
- Проговаривание чистоговорок : «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы»,
Художественное – эстетическое развитие Творческий - Раскрашивание картинок
- Рисование «Загадки с грядки»
- Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин».
- Аппликация: «Овощи на тарелке»
- Драматизация сказки «Репка»
- Разучивание песен: «Колхозный огород», «Есть у нас Огород».
- Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник»
Физическое развитие Двигательный - П/ игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты».
- Физ. минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем»
По реализации проекта «Чудо-огород» были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с культурными растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Ребята стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Родители приняли активное участие в проекте «Чудо-огород».
Заключительная часть проекта :
- Сбор урожая.
- Выставка детских рисунков и поделок из пластилина.
- Развлечение для средней группы «Что растет в огороде?».
1 этап проекта :
Вспоминаем с детьми овощи, которые мы знаем: свёкла, морковь, редис, огурец, помидор репа.
2 этап проекта :Изготовление грядок. Дети вместе с воспитателем заполняют "огородики" землёй на половину.
Рассказ воспитателя о земляных червях - помощниках в рыхлении почвы.
Эксперименты с почвой, песком, камнями.
3 этап проекта :
Приготовление семян для посадки.
4 этап проекта : Посадка семян в почву, поливка почвы.
5 этап проекта :
Беседа " Как ухаживать за растениями"
1. какой водой и как правильно нужно поливать овощи.
2. Любят ли овощи витамины?
3. Что произойдёт с растением, если не ухаживать и вовремя не поливать его?
Рассматриваем и читаем книгу о правильной посадке растений.
6 этап проекта :
Посадка и полив рассады на грядке. Беседа с детьми о труде при выращивании различных культур.
Подводим итоги проведённой работы.
Художественное творчество : детям предлагается нарисовать, что может расти в огороде.
Воспитатель хвалит детей за старания и подводит к тому, что дальнейшее наблюдение будет проходить в огороде на территории детского сада.
Рассказ воспитателя о работе агронома. Беседа с детьми " Важна ли работа агронома?"
Дети проводят ежедневное наблюдение за ростом растений в теплице и на грядках, расположенных на территории ДОО.
7 этап проекта :
Сбор урожая. Беседа с детьми о пользе овощей.
8 этап.
Развлечение «Что растет в огороде?»
Ведущая: Сегодня у нас необычные гости. У нас в гостях Зайчиха с зайчатами. Они к нам прибыли на машине времени из далекого прошлого, из того времени, когда на том месте, где стоит наш город цвели луга, шумели листвой леса, на восходе солнца пели птицы, водились дикие кабаны, лисы, зайцы.
Зайчиха мать: Как же нам прожить зиму без запасов.
Ведущая: Дети, ну конечно мы поможем зайчихе с зайчатами, ведь мы с вами знаем, для того, чтоб осенью собрать хороший урожай, и в достатке прожить всю зиму, нужно весной посеять семена разных овощей. Ну а что растет в наших краях, нам поможет узнать вот этот план (на листе А3 начерчен план участка, на котором проводится мероприятие, с заранее отмеченным на нем местами «загадок», Он не простой, в нем спрятаны загадки. Отгадаем и узнаем, что можно посадить в наших краях.
Загадка первая:
Любит он расти на воле,
Не в саду, а в чистом поле.
Он усатый, и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке –
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох,
Называется….
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались от туда
Бусинки – дробинки.
А кто знает, как правильно сажать горох?
Ребенок: Чтобы урожай гороха был хорошим нужно знать, что под горох лучше всего отвести участок с плодородной почвой. При перекопке удобрить землю. Сеять горох надо в узкие бороздки, или сделав в земле углубление с помощью палочки. Для защиты от птиц над посевами натягивают сетку, а поливать растение нужно только в засуху.
Ведущая: А вот и семена гороха. Давайте посеем! (Дети с помощью воспитателя сеют горох на грядке).
Ну, вот с первым задание мы справились. Впереди у нас ещё много дел.
Загадка следующая:
Из земли за холку пышную
Я тяну лисицу рыжую.
Не хитрую плутовку,
А вкусную …
Зайчиха : Давным-давно, когда люди ещё не освоили земледелие, они пробовали на вкус разные дикие растения и узнавали, что у одних съедобные вершки – плоды, а у других, как у моркови – корешки. Только тогда морковь была белого цвета, размером не больше крысиного хвостика. Морковный корешок – это копилка витаминов, только много е накопишь, когда теснят другие корешки. И вот когда люди переселили морковь к себе на огород, стали за ней ухаживать: поливать, рыхлить, удобрять землю морковь краснела и толстела.
Хороводная игра «Есть у нас огород»
Ведущая: А нам пора идти дальше. Следующая загадка:
Кругла, рассыпчата, бела.
На стол с полей она пришла
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная…
Ребята, картошка, самый распространенный овощ на нашем столе. Из неё готовят и первые, и вторые блюда, поэтому запасаем много так, что хватает до следующего урожая но, её нужно регулярно просушивать и перебирать. Сейчас мы этим и займемся.
Игра-эстафета «Перенеси картошку».
Дети в ложках по очереди переносят картошку из мешков в корзинки.
Ведущая: Отлично! И с этим заданием мы справились! Идем дальше.
Сто одежек натянул
Ни одной не застегнул.
Он на ярмарку спешил,
А в кармане пусто.
Пантелея малыши
Все зовут….
Ребята, мы с вами знаем пальчиковую гимнастику «Капуста» :
(действия выполняются согласно тексту)
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмём.
Попробуем, как вкусно.
Ведь это же капуста!
Пора решать следующую загадку
В семьдесят одёжек он плотно одет.
Часто приходит он к нам на обед.
Но лишь за стол его позовешь,
Сам не заметишь, как слёзы прольешь!
Конечно, это лук!
А мы ещё и частушки о луке знаем!
Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой!
Мы о луке вам частушки
Пропоём со всей душой!
В огороде лук садили,
Удобряли и рыхлили.
Посмотрите, вырос лук
От семи хворей, недуг!
Бродит Коля среди гряд
Выбирает все подряд.
Где лучок, а где сорняк,
Не поймет того, никак!
Ребята, а в нашем краю выращивают не только овощи. Но ещё и пшеницу, а из пшеницы пекут вкусный, душистый хлеб. Ни одно застолье на Руси не обойдется без хлеба. Недаром говорят: «Хлеб всему голова!»
А какие пословицы о хлебе знаете вы?
Без печки холодно, без хлеба голодно.
Вода вымоет, хлеб накормит.
Обед не обед, коли хлеба нет.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно!
Зайчиха : Спасибо, ребята! Большое дело сделали! Научили, что делать, теперь мы точно не пропадём!
Славно мы сегодня потрудились. Много нового узнали.