Наталия Морозова
Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : Познавательно-исследовательский.
Продолжительность: Краткосрочный.
Срок реализации: Март.
Участники проекта : Воспитатели группы, дети старшей группы №8 «Непоседы».
Актуальность: Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Проблема: Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений.
• Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений.
• Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Развивающие:
• Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
• Развивать речь детей, обогащать, словарный запас через беседы, худ. литературу, загадки об овощах.
• Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление)
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к уходу за растениями.
• Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
• Основные принципы реализации проекта :
• Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
• Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых
Формы реализации проекта :
• Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по теме, беседы, познавательные занятия, совместная и самостоятельная деятельность детей, наблюдения, работа в уголке природы.
• Обеспечение:
• Семена овощных культур;
• Горшочки и земля для посадки;
• Лейка;
• Специальная методическая литература;
• Телевизор, DVD, ноутбук.
• Мультфильм «Чипполино»
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
• Определение цели и задач проекта;
• Сбор информационного материала;
• Создание условий для организации работы в «огороде на окне»;
• Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной:
• Проведение запланированных мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение).
Заключительный:
• Подведение итогов работы в рамках проекта.
• Проведение итогового занятия «Маленькие садоводы»
Предполагаемые результаты:
• В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.
• Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
• В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
• У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
• В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
• Дети увидели многообразие посевного материала.
• Дети бережнее стали относиться к растительному миру.
Продукт проектной деятельности :
• Итоговое занятие «Маленькие садоводы»
Этапы реализация проекта.
1 этап – подготовительный.
1-я неделя.
Подбор наглядно дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
Цель: Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
Д/и «Что сажают в огороде»
Цель: Научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению, развить быстроту мышления, слуховое внимание.
2 этап - основной.
2-я неделя.
Беседы: «Знакомство с семенами растений» (где можно приобрести семена, как за ними ухаживать, хранить их, рассматривание семян (у всех растений семена разные).
Цель:
Рассматривание семян через лупу.
Цель: Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
Практическая деятельность: посадка лука, петрушки, томатов.
Цель: вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
Беседа ««Труд овощеводов и садоводов».
Цель: Закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.
Отгадывание загадок про овощи.
Цель: Развивать смекалку, память, внимание.
3-я неделя
Занятие «Что мы знаем об овощах».
Цель: закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.
Экспериментальная деятельность "Вода и растения", "Солнце и растения".
Цель: Определить роль воды и солнца в жизни растений.
Опыт-наблюдение за ростом лука, петрушки, томатов.
Цель: учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, чеснока, гороха.
Труд в уголке природы.
Цель: продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
Просмотр мультфильма «Чипполино»
Цель: создать эмоциональный настрой участникам проекта.
4-я неделя.
Чтение художественной литературы, заучивание пословиц об овощах.
Цель: Систематизировать и углублять представления детей об овощах средствами чтения художественной литературы.
Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
Цель: получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).
Дидактическая игра «Что сажают в огороде».
Цель: Научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению, развить быстроту мышления, слуховое внимание.
Наблюдения: «Растут ли наши растения»
Цель: Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
Беседа «Лук от семи недуг»
Цель: Воспитывать интерес к свойствам растений, развивать желание размышлять на данную тему, заботиться о своем растении и помогать другим.
5-я неделя
Беседа ««Что я знаю о здоровом питании?»
Цель: Познакомить с овощами – как с источником витаминов.
Д/и «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний»
Цель: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.
Составление рассказов "Как мы ухаживали за растениями".
Цель: Развитие у детей наблюдательности, умения замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в своих рассказах.
Итоговая беседа «Маленькие садоводы».
Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне, в огород на участке сада.
Заключение.
В результате проведенной работы с детьми можно сделать вывод, что уровень интереса у детей к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с их характерными особенностями, научились ухаживать за ними. Данный проект подтвердил, что в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углубить знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность и тогда ребенок проявит интерес к познавательно - исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Дальнейшее действие следующего проекта : пересадка растений в огород на участке.
Список использованной литературы.
1. Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера» - М. ,2013.
2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений» - М. ,2005.
3. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу» - М. ,2006.
4. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., «Новая школа», 1995 .
5. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. ,«Корифей», 2006.