ОКСАНА КОМИССИНА
Творческо-информационный проект для старшего дошкольного возраста «Народная культура и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта - творческо-информационный.
Срок реализации – 1 неделя
Участники проекта – воспитатель, воспитанники подготовительной группы.
«У всякого дерева глубоко в земле есть корни.
И у всякого народа есть корни – его история и культура».
Актуальность проекта :
Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Публикация «Творческо-информационный проект для старшего дошкольного возраста „Народная культура и традиции русского народа“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Темочки
Тема патриотического воспитания очень актуальна в последнее время. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет.
В процессе творческой деятельности обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.
Проблема:
Недостаточное знание детей традиций и обычаев русского народа.
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
Познакомить детей с народными промыслами; познакомить с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность;
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
Ожидаемые результаты:
• У детей будут сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
• Дошкольники узнают названия различных промыслов.
• Будет обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».
• Будут бережно относиться к предметам быта, произведениям народного творчества.
Этапы проекта
1 этап - подготовительный (организационный) :
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей
Работа с родителями
1. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»
2. Изготовление папки- передвижки «Традиции русского народа»
2. Основной этап
• Знакомство с устным народным творчеством русского народа;
• Совместная деятельность с детьми;
• Индивидуальные консультации родителей.
3. Завершающий этап
• анализ и обобщение результатов, полученных в результате познавательной деятельности детей
• выставка детских работ «Городецкая роспись», «Гжелевская роспись», «Хохломская роспись».
Содержание проекта :
2 этап – основной:
Работа с родителями:
Папка – передвижка:
«Как приобщить детей к русской культуре»
«Русский народный промысел»
«Народные игры»
Работа с детьми:
Ситуативные разговоры, свободное общение:
«О русских народных промыслах»;
«Русские народные музыкальные инструменты».
Беседы:
«Народные обряды и обычаи праздников»;
«Как раньше в гости ходили»;
Беседа: «Чем славилась русская изба?» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа.
Беседа-рассказ «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?»
Беседа «Русский костюм».
Цель: Расширять кругозор. Воспитывать интерес к русской культуре и традициям.
Беседа «Родная страна. Народная культура и традиции».
Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой и традициями, с устным народным творчеством, народными промыслами, народными игрушками.
Беседа: «Русская матрешка»
Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями;
с культурой родного края.
Беседа с детьми «Золотые руки мастеров»
Цель: воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору.
Чтение:
Русский фольклор : ««Ранним-рано поутру.», «Ласточка-ласточка.», «Дождик, дождик, веселей.». Цель: воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность.
Русские народные сказки : «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка»,, «Жихарка», «Баба Яга», «Айога», «Лиса и журавль», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак». Цель: формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей
Презентации:
«Русская изба», «Народный костюм»,
«Традиции русского народа», «Русская матрёшка».
Презентация «Народная культура и традиции» Цель: обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Презентация «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов.
Выставка работ семей: «Народная кукла берегиня».
Просмотр мультфильма:
«Гуси – лебеди».
Декоративное рисование:
«Гжелевская роспись», «Доска по мотивам городецкой росписи», «Кукла в национальном костюме», «Матрёшка», «Хохломская посуда».
Самостоятельное художественное творчество :
Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
Русские народные подвижные игры и
игры-забавы:
«Гуси-лебеди», «Каравай», «Плетень», «Ваня- Ваня простота», «Гори-гори ясно», «Перетягивание каната», «Ручеек». Цель: совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость.
Взаимодействие с семьей
Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов.
Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме
«Народная культура и традиции».
Приобщение детей к семейным традициям.
Дидактическая игра «Что для чего», загадки о предметах труда - обогатить знания о предметах труда, развивать умение рассуждать, анализировать текст загадки.
Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом» - закреплять знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа; - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.
Заключение
В ходе реализации проекта были проведены беседы с детьми по темам народной культуры, быта, знакомство с народными играми, праздниками.
Работа по проекту была направлена на воспитание у детей патриотических чувств к своей родине, любви и уважения к народной культуре и традициям.
Для формирования у детей интереса к предметам старины мы создали мини-музей «Русская изба».
Для родителей были подготовлены тематические консультации, совместно с ними были организованы выставки, родители помогали в изготовлении атрибутов к мини музею «Народная кукла».
Главный результат реализации проекта заключается в проявлении у детей интереса к русской культуре, к России, к её национальным традициям.