Арюткина Ольга Николаевна
Творческий тандем учителя-логопеда и воспитателя. Логопедизация режимных моментов
Творческий тандем учителя-логопеда и воспитателя.
Логопедизация режимных моментов.
Коррекционная работа с детьми, имеющими сложные речевые нарушения, осуществляется в специализированных детских садах и группах. И на сегодняшний день ведущую роль в этом процессе необходимо отводить не конкретному специалисту, а слаженному тандему учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы.
Публикация «Творческий тандем учителя-логопеда и воспитателя, Логопедизация режимных моментов» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Вопрос становления и поддержания эффективной работы по направлению преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы актуален, так как именно от качества педагогического взаимодействия зависит качественно коррекционной работы с воспитанниками и ее конечный результат.
Согласно актуальным исследованиям Н. С. Голициной, чаще всего причиной трудностей в организации педагогической преемственности педагогов логопедической группы является неточное понимание или неполная осведомленность о сущности взаимодействия педагогов, их функциях, спектре обязанностей.
Сегодня мы получим ответы на вопросы, касаемо того как избежать различных трудностей во взаимодействие специалистов логопедической группы и узнаем секреты их успешного сотрудничество, проверенные многолетней практикой.
Прежде всего, важно отметить, что, не смотря на то, что успешная коррекция речи во многом зависит от уровня профессионализма логопеда, взаимодействие всех специалистов ДОО в конечном итоге такт же влияет на полноценное овладение и совершенствование речи детей.
Говорят, что «один в поле не воин», то же самое относится и к логопеду. Все специалисты работают под его руководством, и он является организатором и координатором всей коррекционно — развивающей работы.
Безусловно особенность межличностного взаимодействия между педагогами имеют влияние на профессиональную коммуникацию. Часто они же и являются главными преградами в совместной работе.
Основный секрет, который много лет помогает моему успешному взаимодействию с коллегами в разных ситуация – это придерживаться главного принципа – действовать в интересах детей. Об этом принципе нельзя забывать. В совместной работе с детьми нет месту амбициям, конкуренции и соперничеству. Иногда это означает брать на себя больше обязательств, но мой опыт подтверждает, что это только обогащает педагогическую практику, но и формирует профессиональную компетенцию и педагогическое мастерство.
Установление взаимного доверия между педагогами очень важно. Оно появляется, когда есть понимание функций друг другу, согласованность и единство действий.
Поэтому особое внимание мы должны уделить в нашей лекции именно обязанностям воспитателя логопедической группы, уверенное знание которых поможет педагогам избежать многих трудностей и исключить какое-либо недопонимание в работе с учителем-логопедм.
Работа логопеда и воспитателя тесно переплетается: иногда работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях.
Часто, наблюдая за речью детей в процессе автоматизации звуков, мы видим, что повторяя звук изолированно по просьбе логопеда, ребенок не произносит этот звук в свободной речи. Отсюда можно сделать вывод, что в условиях логопедического кабинета и под контролем взрослого ребенок старается говорить правильно. В случае же ослабления или вообще отсутствия контроля, произношение ребенка становится неправильным. В данном случае можно говорить о наличии у ребёнка «кабинетной речи».
Кабинетная речь – это когда ребенок правильно, самостоятельно произносит звуки только в определенных условиях кабинета, под контролем логопеда.
Перед нами встает задача соблюдения единого речевого режима как на индивидуальных и групповых занятиях, так и в режимных моментах и в свободной деятельности детей.
Из всего вышесказанного следует, что воспитатель должен включает в свои повседневные обязанности:
Наблюдение за речевой деятельностью детей в каждый период обучения;
• Контролирует речевую активность детей, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм;
• Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас, совершенствует мелкую моторику, развивает основные психические процессы.
• В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах.
Режимные моменты — это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ. В этой деятельности решаются такие образовательные задачи как:
• Формирование общей культуры детей, культуры поведения, общения
питания, сна, здоровья;
• Формирование безопасности жизнедеятельности;
• Развитие личностных и физических качеств;
• Развитие предпосылок к учебной деятельности;
Осуществляя образовательную деятельность в режимных моментах нужно учитывать не только индивидуальные особенности детей их настроение, их предпочтение к тем или иным видам деятельности, но и организовать режимные моменты так, чтобы в них отражались все виды направлений образовательной деятельности: речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное.
Режимные моменты планируются как в первой, так и во второй половине дня. Грамотная организация работы по развитию речи в ходе совместной деятельности в режимных моментах даёт огромные возможности для интеграции образовательных областей.
Прием детей:
Ласковый, приветливый прием детей является важным условием создания хорошего настроения детей. Во время утреннего приема воспитываем общую культуру поведения детей — привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать. Обращаем внимание на внешний вид детей, побуждаем к стремлению выглядеть опрятно.
Чтобы дети не ходили без дела, не мешали другим, желательно включить детей в тот вид деятельности, который наиболее интересен им в данный момент: игры с другими детьми, понравившаяся ранее игрушка, настольные игры-пазлы, вкладыши, игры по сенсорике, если ребенок выказывает желание можно поручить ему посильное трудовое поручение. В старшем дошкольном возрасте подвижные речевые игры, игры с мячом, игры по развитию лексико-грамматического строя речи, игры на развитие речевого слуха. К ним относятся: «Назови ласково», «Один-много», «Посчитай 1, 2, 3, 4, 5. «, «Поломанный телефон», «Чей? Чья? Чьи? «, «Скажи наоборот», «Есть или нет?» и многие другие.
Преимущество такого вида работы в том, что дети во-первых: организованны в игровой деятельности, во вторых: фонематический слух, словообразование, связная речь формируются и другие функции формируются не утомляя детей, незаметно для них в соревновательной и увлекательной форме.
Также проводятся обще групповые беседы по лексическим темам («Домашние животные»; «Новый год»; «Здравствуй зимушка-зима» и др.) Можно использовать прием рассматривания предметных картинок.
Пальчиковая гимнастика, проговаривание потешек, упражнение на звукоподражание проводится с учетом рекомендаций логопедов. Логопед представляет комплекс артикуляционной и пальчиковой гимнастики, например, в течении этой недели комплекс «Повтори за мной» и пальчиковая гимнастика «Семья», где дети повторяют за воспитателем правильное положение язычка, губ, отрабатывают воздушную струю, тембр голоса, интонацию. В пальчиковой гимнастике кроме развития мелкой моторики пальцев рук, у детей закрепляем координацию речи с движением развиваем творческое воображение.
Утренняя гимнастика:
1) Используемые коррекционные задания для закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях: четкое восприятие инструкции педагога по выполнению упражнений, координирование движений в соответствии с ней, воспроизведение словесной инструкции педагога, самостоятельное составление и правильное произнесение инструкции по выполнению упражнений.
2) Коррекционные задания для развития восприятия, внимания, памяти, других высших психических функций: выполнение действий, связанных с ориентировкой в пространстве, запоминание последовательности 4-6 движений, запоминание словесной инструкции педагога, которая постепенно усложняется.
Умывание:
1) Коррекционные задания для закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях:уточняем название умывальных принадлежностей из какого материала они изготовлены. Называем их цвет, форму, уточняем свойства воды.
2) Коррекционные задания для развития высших психических функций: последовательное выполнение действия по словесной инструкции педагога, сопровождающиеся показом, пояснением, самостоятельное планирование и выполнение действий, сосредоточение внимания на последовательности действий и их самостоятельного выполнения.
При умывании можно использовать потешки и стишки, которые не только сделают умывание приятным, но и будут стимулировать развитие памяти и мышления ребенка.
Подготовка к завтраку, обеду, ужину:
1) Коррекционные задания для закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях: правильное использование лексики, связанное с понятием посуда и ее виды, употребляя беспредложные конструкции со словами обозначающими предметы, предложные конструкции. Использование в речи словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных, простые предложения с однородными членами, составление краткого отчета о дежурстве.
2) Коррекционные задания для развития высших психических функций: последовательное выполнение действия, входящего в обязанности дежурного по инструкции педагога, сопровождающиеся показом, пояснением, выполнения действий дежурного по словесной инструкции педагога, самостоятельное планирование и выполнение действий дежурного, сосредоточение внимания на последовательности действий дежурного и их самостоятельного выполнения.
Подготовка к занятиям:
1) Коррекционные задания для закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях: правильное называние принадлежностей материалов, используемых на занятиях и действий, проводимых с их помощью, описание свойств материалов.
2) Коррекционные задания для развития высших психических функций: сосредоточение внимания на последовательности действий при подготовке к занятиям, запоминание правильного расположения материала и инструмента на столе, выбор из них необходимого по показу педагога, выбор – по словесной инструкции, выбор – в соответствии с темой занятия.
3) Коррекционные задания для развития моторики: правильно раскладывать материал, инструменты, пособия, необходимые для занятия.
Дежурство в уголке природы:
1) Коррекционные задания для закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях: различение и называние некоторых комнатных растений, сопровождение действий речью, описание форм листьев, рассказ об особенностях ухода за ними, отчет о дежурстве, планирование своих действий.
2) Коррекционные задания для развития высших психических функций: запоминание указаний педагога, сопровождающиеся наглядным показом, запоминание словесной инструкции выполнение действий в соответствии с ней, внимательное наблюдение за развитием растений в уголке природы.
3). Коррекционные задания для развития моторики: правильное выполнение обязанностей дежурного (полив, рыхление почвы, корм рыбок).
Подготовка к прогулке, прогулка:
1) Коррекционные задания для закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях: правильное употребление лексики, грамматических конструкций, связанных с понятием: одежда, обувь, растения, животные, птицы, времена года; использование в речи относительных прилагательных, правильное конструирование предложений с однородными членами при ответах на вопросы педагога.
2) Коррекционные задания для развития высших психических функций: наблюдения за сезонными изменениями в природе, определение существенных признаков предметов и явлений, внимательное слушание и запоминание постепенно усложняющейся словесной инструкции во время работы на участке и выполнение действий в соответствии с ней.
3) Коррекционные действия для развития моторики: правильное выполнение действий при подготовке к прогулке, работе на участке, проведении подвижных игр.
Игры (дидактические, подвижные, театрализованные и сюжетно-ролевые):
1) Коррекционные задания для закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях: закрепление употребления конструкции с предлогами: в, на, за, под; совершенствования составлять рассказ по сюжетным картинкам. Согласование речи и движений (подвижные игры). Выразительное произнесение текстов знакомых сказок, стихотворений (театрализованные игры). Планирование с помощью речи последовательности действий при возведении построек, составление рассказа об игре (сюжетно — ролевая).
2) Коррекционные задания для развития высших психических функций: определение недостающей детали в изображении предмета, определение мелких отличий одного и того же предмета при последовательном рассматривании двух картинок, одновременное выполнение двух действий. Выбор атрибутов, декораций, в соответствии с заданием и содержанием сказки. Выбор игрушек в соответствии с замыслом.
3) Коррекционные задания для развития моторики: выполнение заданий с разрезными картинками, складных кубиков, мозаики, геометрического конструктора. Выполнение ряда движений в зависимости от произносимого текста, музыкально – ритмические движения. Сооружение коллективных построек.
В заключении хочу отметить, продуманное и хорошо организованное время детей в детском саду имеет большое значение в развитии детей. Если во время режимных моментов (утренней встрече, умывании, укладывании спать, просыпании и пр.) постоянно использовать потешки, стихотворения, психологические этюды, упражнения, игры, то у детей не только активизируют речь детей, обогащают словарь, побуждают детей к выразительным высказываниям, но и придают режимным моментам определённую эмоциональную окраску.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
И единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей, совместно с воспитателем намечает объём и содержание всей речевой работы. Воспитатель планирует свои фронтальные занятия по развитию речи, познавательному развитию, письму совместно с логопедом в соответствии с программой коррекционного обучения детей с ОНР и соответствующим календарным планом логопедической работы.
ТРЕБОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РЕЖИМА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ (ПАМЯТКА)
Воспитатель логопедической группы не должен:
1. Ни в коем случае не следует передразнивать ребёнка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе)
2. Торопить ребёнка с ответом.
3. Перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи
4. Заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками
5. Давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить
Необходимо:
1. Постоянно следить за речью детей, исправлять корректно.
2. Воспитывать критическое отношение к своей речи.
3. Если звуки поставлены требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.
4. Подбирать текст учитывая индивидуальные речевые возможности ребёнка для выступления на праздниках.
Это были основные моменты, которые обязательно будут полезны в работе воспитателя логопедической группы в творческом тандеме с учителем – логопедом. Логопедизация режимных моментов – процесс интересный и динамичный, которого не стоит опасаться и недооценивать, ведь он помогает вывести коррекционную работу в логопедической группе на новый уровень, главное помнить, что совместными действиями можно добиться большего.